Мастер-класс для педагогов
Использование интерактивныхформ в работе с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mater-klass.doc | 64.5 КБ |
vedushchie_tipy_vospriyatiya_i_pererabotki_informatsii.pptx | 376.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
по выявлению разных способов восприятия у школьников
- «Психологический настрой»
Психолог : Обратите внимание на наш одинокий зонт . У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему зонту стать ярче .
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
- Разминка «Поменяйтесь местами»
- Основная часть.
Притча о лягушатах и высокой башне
Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.
Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:
У них ничего не получится! Это слишком сложно.
- Нет шансов! Башня слишком высокая!
Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:
- Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!
Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни.
Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.
***
Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?
Психолог: Труд воспитателя, учителя, психолога можно сравнить со словами Б.Пастернака – «цель творчества самоотдача, деятельность творческих людей с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое –прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. …а надо быть живым, живым и только, живым и только до конца…».
3.1.Мини-лекция «Восприятие»
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.
Психолог: для меня как для психолога важно, чтобы люди понимали друг друга, поэтому важно знать какой у человека тип восприятия информации.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
Сейчас мы с вами определим свой ведущий канал восприятия ( заполнение теста)
На что обязательно обращают внимание? Обратимся к слайдам
Слайд 3 Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
Слайд 4 Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
Слайд 5 Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
- Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
- Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
- Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
- Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
Слайд 6 Дискреты
Основные рекомендации вы можете найти в Приложении 5.
- Слайд 7,8,9 Читаются отрывки из сочинений детей с разным типом восприятия (Приложение 1). Слушатели отгадывают, кто является автором каждого отрывка.
- Упражнение«У попа была собака…» (В.В. Надаров)
После этого ведущий делит группу на четыре команды, каждой выдает карточку (Приложение 2) с названием одной из репрезентативных систем и просит команды рассказать известную «докучную» сказку «У попа была собака…» в характерной для визуалов, аудиалов, кинестетиков манере. Каждая подгруппа снабжается раздаточным материалом – отпечатанными листами с наиболее характерными для всех трех категорий словами, словосочетаниями и фразеологизмами (смотри Приложение 3).
Группы работают 10-15 минут, после чего читают свое произведение. Остальные участники отгадывают, кто является автором: визуалы, аудиалы или кинестетики.
Образцы готовых сказок приводятся в Приложении 4.
Психолог: Кто вы? Напомню, что определить это в первую очередь можно по речи, словарному запасу человека. В зависимости от того, какие акценты присущи человеку в разговоре. Попробуйте описать какую-нибудь приятную памятную для вас ситуацию – в течение пары минут. Основная масса глаголов, эпитетов, наречий, существительных охарактеризует ваш ведущий тип. Если это свет, цвет, оттенки, красота – вы визуал. Если это звуки – шум воды, шепот ветра – вы аудиал. Если это касания и тактильные ощущения разной степени – прохладный ветер, вода ласкает ноги – вы кинестетик.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Ритуал Прощания
Расставание « Счастья, удачи, …»
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.
Приложение 1
Образцы сочинений детей-аудиалов, кинестетиков и визуалов
В визуальной системе:
«Зимний лес. Кругом белым-бело. Вокруг огромные сугробы. Они похожи на диковинных зверей. Под высокой сосной я вижу разбросанные коричневые ветки. На них темно-зеленые иголки. Между камнями на снегу едва приметны чьи-то маленькие следы. Я смотрю на морщинистый ствол. На ветке красногрудый снегирь, похожий на пушистый шарик».
В кинестетической системе:
«Я иду по зимнему лесу. Ноги тонут в глубоком снегу. Идти трудно. Мороз щиплет щеки. В лицо бьет ветер, он бросает в меня пригоршни колючего снега. Замерзли руки и пальцы на ногах. На шарфе возле рта замерзли сосульки. Мне кажется, снег пахнет арбузом»,
В аудиальной системе:
«Зимний лес…Он поражает меня с первого мгновения торжественной звенящей тишиной. Сначала кажется, что все вокруг неживое, безмолвное. Но, прислушавшись внимательнее, я начинаю различать множество звуков: вот хрустнула ветка; вот вдалеке закаркали вороны, вероятно поспорив из-за добычи; вот раздался едва уловимый ухом стук; это белка сбросила с ветки не понравившийся ей орех; вот слышен вой ветра и треск сухих веток… Сколько звуков кругом! Значит, жив лес, не в спячке он, а ведь сначала казался таким омертвелым и неприветливым…»
Визуальная система восприятия:
Существительные: картина, точка зрения, перспектива, видение, угол зрения, горизонт, иллюзия, экран и др.
Глаголы: видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, фокусировать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, затемнять.
Прилагательные и причастия: четкий, блестящий, ясный, цветной, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удалённый, гигантский и т.д.
Выражения: я вижу, о чем вы говорите; видеть «в розовых очках»; «пролить свет»; быть на виду; показать в истинном свете; на первый взгляд и др.
Аудиальная система восприятия:
Существительные: тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, мелодия, эхо, песня и др,
Глаголы: слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, кричать, звонить, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать и др.
Прилагательные и причастия: говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.
Выражения: говоря другими словами; «задавать тон»; «медведь на ухо наступил»; напрягая слух.
Кинестетическая система восприятие:
Существительные: тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес. Нагрузка, давление, удар, движение, температура.
Глаголы: касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, ощущать, шевелиться.
Прилагательные и причастия: чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, душевный, холодный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, Сентиментальный, невыносимый.
Выражения: чувствовать проблему; «сдвигать камень»; «развязать проблему»; «вбивать клин»; «наложить лапу»; воспользоваться случаем; стоять на своем; «резать подметки на ходу».
Дискретная система восприятия:
Существительные: закон, логика, следствие, мысль, причина, цель, результат, образ, мышление.
Глаголы: выявлять, размышлять, следовать, рассуждать, выводить, обобщить.
Прилагательные и причастия: рассудительный, обобщающий, логичный, здравомыслящий, осмысляющий.
Выражения: из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики…
Приложение 4
Памятка
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Также индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
ДИСКРЕТЫ – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».
Дискреты как бы оторваны от реального опыта, они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.
Итак, речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей. Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как: «во-первых, в следствие, из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики»…
Кроме того бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.
Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности.
В вопросах вкуса дискретам приписывают любовь к строгому стилю и (что мне лично кажется странным) – к классическому дизайну. А на просторах интернета я нашла бесподобную по своей сути фразу, которая подчеркивает все тонкости восприятия дискретами окружающего мира: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.»
Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают.
Возможно, всем моим читателям, которые в прошлый раз заявили, что они похожи на дискретов (и если они еще не передумали, дочитав статью до конца), будет интересно узнать мнение отдельных специалистов, что … дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А если в этом и уверены, то никогда в этом не признаются.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведущие типы восприятия и переработки информации
Визуалы в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д .); при общении взгляд направлен в основном вверх; шум практически не мешает; помнит то, что видел, запоминает картинами;
Аудиалы характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). в згляд направлен по средней линии; легко отвлекается на звуки; з апоминает то , что обсуждал
Кинестетики словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр .); в згляд направлен вниз; трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь .
Дискреты человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего; речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств; поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза , чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова;
Визуалы «Зимний лес. Кругом белым-бело. Вокруг огромные сугробы. Они похожи на диковинных зверей. Под высокой сосной я вижу разбросанные коричневые ветки. На них темно-зеленые иголки. Между камнями на снегу едва приметны чьи-то маленькие следы. Я смотрю на морщинистый ствол. На ветке красногрудый снегирь, похожий на пушистый шарик».
Аудиалы «Зимний лес…Он поражает меня с первого мгновения торжественной звенящей тишиной. Сначала кажется, что все вокруг неживое, безмолвное. Но, прислушавшись внимательнее, я начинаю различать множество звуков: вот хрустнула ветка; вот вдалеке закаркали вороны, вероятно поспорив из-за добычи; вот раздался едва уловимый ухом стук; это белка сбросила с ветки не понравившийся ей орех; вот слышен вой ветра и треск сухих веток… Сколько звуков кругом! Значит, жив лес, не в спячке он, а ведь сначала казался таким омертвелым и неприветливым…»
Кинестетики «Я иду по зимнему лесу. Ноги тонут в глубоком снегу. Идти трудно. Мороз щиплет щеки. В лицо бьет ветер, он бросает в меня пригоршни колючего снега. Замерзли руки и пальцы на ногах. На шарфе возле рта замерзли сосульки. Мне кажется, снег пахнет арбузом»
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Это интересно 1-м классе практически все дети кинестетики К 4-му классу, если учительница кинестетик - в классе преобладают кинестетики . Если аудиал - аудиалы , визуал - визуалы . 5-11 классы. Постепенно нарастает число визуалов , этого требует учебный материал, который всё больше визуализируется. (Нарастает и общий объём учебной информации, которую проще переработать визуально). Во всяком случае, в 11 классе, более 90% отличников, это левополушарные визуалки
Визуалы – обычно сидят в центре аудитории и их внимание сосредоточено на лице лектора. Точнее на артикуляции губ . Аудиалы - предпочитают сидеть по краям аудитории, ближе к стенам. Звук голоса лектора отражается от стены, усиливая чёткость восприятия . Кинестетики автоматически ищут более удобное и комфортное место ( мягкий стул, зимой у батареи, летом у окна и т.д.).