Жизненный цикл семьи и стратегии помощи

Костыряченко Ольга Анатольевна

Представленный материал демонстрирует типичные для каждого периода жизненного цикла семьи проблемы, потребности и задачи, и соответственно, родительские функции на различных этапах семейного функционирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennyy_tsikl_semi_i_strategii_pomoshchi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Жизненный цикл семьи и стратегии помощи

Типология семьи

Родительские функции

Потребности и задачи период жизненного цикла

Типичные проблемы кризисы

Семья ждущая ребенка, и семья с младенцем

Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком

Основное – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасного места, где есть забота и участие

Неадекватное поведение супругов  в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителя, пренебрежение, инвалидность, умственное отклонение

Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим с появлением ребенка материальным затратам;  поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций

Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам»:  формирование инициативы или чувства вины

Неадекватная социолизация недостаточное внимание со стороны родителей; неправильное поведение

Семья школьника

Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений

Интеллектуальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетентности, усердие - неполноценность

Неудачи в учебе, членство в девиантных группах

Семья с ребенком старше школьного возраста

Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуальности ребенка

Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов»

Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность

Семья со взрослыми детьми, входящими в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки

Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь как способ вверять себя другому человеку, уважение, ответственность

Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении

Семья среднего возраста, «Пустое гнездо»

Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями

Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность – стагнация, продуктивность - инертность

Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей», провал карьеры, неорганизованность

Постаревшая семья

Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти

Возможность для саморазвития в роли пожилого человека, целостность - отчаяние

Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция