Жизненный цикл семьи и стратегии помощи
Представленный материал демонстрирует типичные для каждого периода жизненного цикла семьи проблемы, потребности и задачи, и соответственно, родительские функции на различных этапах семейного функционирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennyy_tsikl_semi_i_strategii_pomoshchi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизненный цикл семьи и стратегии помощи
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи период жизненного цикла | Типичные проблемы кризисы |
Семья ждущая ребенка, и семья с младенцем | Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком | Основное – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасного места, где есть забота и участие | Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителя, пренебрежение, инвалидность, умственное отклонение |
Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим с появлением ребенка материальным затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций | Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам»: формирование инициативы или чувства вины | Неадекватная социолизация недостаточное внимание со стороны родителей; неправильное поведение |
Семья школьника | Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений | Интеллектуальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетентности, усердие - неполноценность | Неудачи в учебе, членство в девиантных группах |
Семья с ребенком старше школьного возраста | Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуальности ребенка | Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов» | Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность |
Семья со взрослыми детьми, входящими в мир | Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки | Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь как способ вверять себя другому человеку, уважение, ответственность | Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении |
Семья среднего возраста, «Пустое гнездо» | Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями | Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность – стагнация, продуктивность - инертность | Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей», провал карьеры, неорганизованность |
Постаревшая семья | Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти | Возможность для саморазвития в роли пожилого человека, целостность - отчаяние | Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция |