ОПРОСНИК ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Диагностика типа(ов) социальной поддержки, в которой наиболее нуждается молодая мать.
Шкалы опросника и их методологическое обоснование.
В книге Health Psychology: Biopsychosocial Interactions («Психология здоровья: биопсихосоциальные взаимодействия») (1994) E.P. Sarafino выделяет 5 типов социальной поддержки:
- эмоциональную (эмпатию, заботу, вовлеченность),
- инструментальную (практическую помощь),
- информационную (предоставление информации),
- сетевую поддержку (поддержку от членов социальной группы, взаимопомощь),
- оценочную поддержку (позитивное подкрепление, поощрение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_psp.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Вашему вниманию предлагаются 40 высказываний. Пожалуйста, оцените свое согласие с ними по четырехбалльной шкале:
4 балла – «полностью согласна»,
3 балла – «скорее, согласна»,
2 балла – «скорее, несогласна»,
1 балл – «полностью несогласна».
Постарайтесь не раздумывать долго, а давать первую оценку, которая приходит вам в голову.
1. Мне кажется разумным распределение обязанностей, которое было принято в крестьянских семьях, когда мать уходила работать, а дети оставались на попечение бабушек и старших сестер. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Никому нельзя показывать, что тебе плохо из-за проблем с ребенком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Мне навязывают «задушевные» разговоры обо мне и моем ребенке, несмотря на то, что я не хочу откровенничать на эту тему. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для матери важно, чтобы окружающие испытывали теплые чувства к ней и к ее ребенку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Женщин, не имевших опыта ухода за младенцев, надо специально обучать этому, когда у них рождается первенец. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Телевидение и журналы обрушивают на молодых мам большое количество сведений о воспитании детей, из которых сложно самостоятельно сделать выводы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Любой матери приятны похвалы и знаки уважения со стороны окружающих. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Очень важно иметь близких людей, к которым можешь обратиться за помощью в любое время дня и ночи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Если женщина с маленьким ребенком чувствует себя подавленной, лучший способ развеяться – это отдохнуть в компании подруг без ребенка. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Наивно думать, что знакомым людям есть дело до меня и моего ребенка. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Иногда я замечаю, что мои близкие ухаживают за ребенком не в помощь мне, а вместо меня. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Мне хотелось бы, чтобы люди, с которыми я обсуждаю свое материнство, вели себя со мной более дружелюбно и открыто. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Иногда я мечтаю о домработнице, которая занималась бы хозяйством, пока я занимаюсь ребенком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Мне хотелось бы больше знать о некоторых аспектах развития ребенка. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Для меня важно, чтобы мои друзья и родные высоко ценили мои успехи в роли матери. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне важно знать, что рядом есть люди, имевшие такой же опыт, как у меня, и справившиеся с проблемами, которые встают сейчас передо мной. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Если в семье с маленьким ребенком есть свободные деньги, стоит пригласить няню, чтобы мама могла некоторое время заниматься своими делами. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. В материнских заботах нет ничего особенного, за что женщину стоило бы хвалить. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Мне часто дают советы, которые мне совершенно не нужны. | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Иногда мне кажется, что люди, которые должны были бы помочь мне как матери, не понимают моих чувств. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. Иногда я жалею, что до рождения малыша не успела научиться тому, что сейчас было бы полезным (освоить шитье или вязание, окончить курсы массажа ит.д.). | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. Порой у меня возникают вопросы о моем ребенке, на которые не могут ответить ни врач, ни воспитатель, ни более опытные знакомые. | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. Иногда мне кажется, что окружающие считают, что я недостаточно хорошо справляюсь со своими материнскими обязанностями. | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. Слишком мало знакомых мне людей понимают и разделяют мои заботы и увлечения. | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. Матери не обязательно углублять свои знания о физическом и психологическом развитии ребенка, ведь об этом достаточно знают соответствующие специалисты. | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. Частое обращение за советами к специалистам говорит о том, что мать не разбирается в уходе за детьми. | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. Мои близкие слишком бурно восхищаются моим малышом. | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. Проявления чувств, пусть и положительных, со стороны окружающих мешают мне собраться с мыслями и действовать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. Помощь окружающих в моих повседневных заботах не столько облегчает жизнь, сколько сбивает меня с налаженного ритма. | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. Советы специалистов редко подходят именно моему ребенку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. Когда мне делают комплименты по поводу моего обращения с ребенком, это смущает меня или кажется неискренним. | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. Прогулки с ребенком на детской площадке – не повод знакомиться с другими мамами. | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. Современной женщине более приятно осознавать себя хорошим специалистом и образованным человеком, нежели просто хорошей матерью и хозяйкой. | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. Мать должна сама успевать заниматься ребенком и хозяйством. | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. Желая помочь мне, окружающие нарушают границы моего личного пространства. | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. Мне легче проявлять нежность к своему ребенку, когда кто-то, в свою очередь, проявляет заботу и внимание ко мне. | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. Если бы мне больше помогали в рутинных заботах о малыше, я смогла бы проявлять творчество, придумывать новые игры и занятия для него. | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. Прежде чем принять какое-либо решение, касающееся ребенка, мне надо познакомиться с разными альтернативами и собрать как можно больше информации. | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. Одобрение людей, которые видят меня со стороны, – важный показатель того, что в моих отношениях с ребенком все хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. Обмен опытом с другими мамами – самый простой и естественный для меня способ решения многих проблем. | 1 | 2 | 3 | 4 |
ОБРАБОТКА ОПРОСНИКА
Цель опросника:
Диагностика типа(ов) социальной поддержки, в которой наиболее нуждается молодая мать.
Шкалы опросника и их методологическое обоснование.
В книге Health Psychology: Biopsychosocial Interactions («Психология здоровья: биопсихосоциальные взаимодействия») (1994) E.P. Sarafino выделяет 5 типов социальной поддержки:
- эмоциональную (эмпатию, заботу, вовлеченность),
- инструментальную (практическую помощь),
- информационную (предоставление информации),
- сетевую поддержку (поддержку от членов социальной группы, взаимопомощь),
- оценочную поддержку (позитивное подкрепление, поощрение).
«Опросник материнской потребности в поддержке» включает в себя:
25 утверждений - 5 утверждений по каждому из 5 типов социальной поддержки, из которых:
- Одно описывает потребности матерей в целом («Для любой женщины важно...»);
- Одно описывает непосредственно потребности испытуемой и сформулировано от первого лица («Мне хотелось бы…»);
- Одно описывает данный вид поддержки, как условие успешного функционирования в роли родителя («Когда мне помогают, то я могу…»);
- Одно описывает неудовлетворенность испытуемой данным типом поддержки («Слишком мало…»);
- Одно является обратным, то есть описывает отсутствие потребности в поддержке данного типа.
Кроме того, в него входят:
- блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), в котором выявляется убежденность в возможности и желательности переложения материнских обязанностей на других лиц. Результаты по шкале Склонность к перекладыванию родительских обязанностей на других лиц (имеют ключевое значение в первый год жизни ребенка) помогут специалистам установить границы своего вмешательства;
- блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), который позволяет диагностировать установку на отказ от помощи и поддержки (убеждения в том, что принятие помощи – признак слабости, не вполне приличное действие и т.д.);
- блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), состоящий из высказываний, описывающих избыточную поддержку, которая воспринимается, как навязчивость, нарушение личных границ и т.д.
Шкала Эмоциональная поддержка.
Обобщенное | Для матери важно, чтобы окружающие испытывали теплые чувства к ней и к ее ребенку. |
Желаемое | Мне хотелось бы, чтобы люди, с которыми я обсуждаю свое материнство, вели себя со мной более дружелюбно и открыто. |
Условие успешного функционирования | Мне легче проявлять нежность к своему ребенку, когда кто-то, в свою очередь, проявляет заботу и внимание ко мне. |
Недостаточное | Иногда мне кажется, что люди, которые должны были бы помочь мне как матери, не понимают моих чувств. |
Обратное | Проявления чувств, пусть и положительных, со стороны окружающих мешают мне собраться с мыслями и действовать. |
Шкала Инструментальная поддержка.
Обобщенное | Женщин, не имевших опыта ухода за младенцев, надо специально обучать этому, когда у них рождается первенец. |
Желаемое | Иногда я мечтаю о домработнице, которая занималась бы хозяйством, пока я занимаюсь ребенком. |
Условие успешного функционирования | Если бы мне больше помогали в рутинных заботах о малыше, я смогла бы проявлять творчество, придумывать новые игры и занятия для него. |
Недостаточное | Иногда я жалею, что до рождения малыша не успела научиться тому, что сейчас было бы полезным (освоить шитье или вязание, окончить курсы массажа ит.д.). |
Обратное | Помощь окружающих в моих повседневных заботах не столько облегчает жизнь, сколько сбивает меня с налаженного ритма. |
Шкала Информационная поддержка.
Обобщенное | Телевидение и журналы обрушивают на молодых мам большое количество сведений о воспитании детей, из которых сложно самостоятельно сделать выводы. |
Желаемое | Мне хотелось бы больше знать о некоторых аспектах развития ребенка. |
Условие успешного функционирования | Прежде чем принять какое-либо решение, касающееся ребенка, мне надо познакомиться с разными альтернативами и собрать как можно больше информации. |
Недостаточное | Порой у меня возникают вопросы о моем ребенке, на которые не могут ответить ни врач, ни воспитатель, ни более опытные знакомые. |
Обратное | Советы специалистов редко подходят именно моему ребенку. |
Шкала Оценочная поддержка.
Обобщенное | Любой матери приятны похвалы и знаки уважения со стороны окружающих. |
Желаемое | Для меня важно, чтобы мои друзья и родные высоко ценили мои успехи в роли матери. |
Условие успешного функционирования | Одобрение людей, которые видят меня со стороны, – важный показатель того, что в моих отношениях с ребенком все хорошо. |
Недостаточное | Иногда мне кажется, что окружающие считают, что я недостаточно хорошо справляюсь со своими материнскими обязанностями. |
Обратное | Когда мне делают комплементы по поводу моего обращения с ребенком, это смущает меня или кажется неискренним. |
Шкала Сетевая поддержка.
Шкала Склонность к перекладыванию материнских обязанностей на других лиц.
Эмоциональная поддержка | Если женщина с маленьким ребенком чувствует себя подавленной, лучший способ развеяться – это отдохнуть в компании подруг без ребенка. |
Инструментальная поддержка | Если в семье с маленьким ребенком есть свободные деньги, стоит пригласить няню, чтобы мама могла некоторое время заниматься своими делами. |
Информационная поддержка | Матери не обязательно углублять свои знания о физическом и психологическом развитии ребенка, ведь об этом достаточно знают соответствующие специалисты. |
Оценочная поддержка | Современной женщине более приятно осознавать себя хорошим специалистом и образованным человеком, нежели просто хорошей матерью и хозяйкой. |
Сетевая поддержка | Мне кажется разумным распределение обязанностей, которое было принято в крестьянских семьях, когда мать уходила работать, а дети оставались на попечение бабушек и старших сестер. |
Шкала Установка на отказ от помощи.
Эмоциональная поддержка | Никому нельзя показывать, что тебе плохо из-за проблем с ребенком. |
Инструментальная поддержка | Мать должна сама успевать заниматься ребенком и хозяйством. |
Информационная поддержка | Частое обращение за советами к специалистам говорит о том, что мать не разбирается в уходе за детьми. |
Оценочная поддержка | В материнских заботах нет ничего особенного, за что женщину стоило бы хвалить. |
Сетевая поддержка | Наивно думать, что знакомым людям есть дело до меня и моего ребенка. |
Шкала Избыточная поддержка.
Область применения опросника
Опросник может быть использован для планирования любых психологических или социальных интервенций в семью с маленьким ребенком. в работе детских учреждений с родителями.
Всего в опросник входят 40 утверждений.
Испытуемые должны отметить степень согласия с этими утверждениями по четырехбальной шкале: от 4 – полностью согласна до 1 - полностью не согласна. Испытуемые ставят оценки на бланке с утверждениями около соответствующих утверждений, затем экспериментатор переносит их в таблицу результатов.
Вопросы с 28 по 32 включительно являются обратными: 1 балл, поставленный испытуемой, соответствует 4 баллам; 2 балла соответствуют 3 баллам и наоборот: 4 балла соответствуют 1, 3 балла соответствуют 2.
Переклады-вание обязанностей на других | Установка на отказ от помощи | Избыточная поддержка | Эмоцио-нальная поддержка | Инструмен-тальная поддержка | Информа-ционная поддержка | Оценочная поддержка | Сетевая поддержка | ||||||||
1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
|
9 |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
|
17 |
| 18 |
| 19 |
| 20 |
| 21 |
| 22 |
| 23 |
| 24 |
|
25 |
| 26 |
| 27 |
| 28 |
| 29 |
| 30 |
| 31 |
| 32 |
|
33 |
| 34 |
| 35 |
| 36 |
| 37 |
| 38 |
| 39 |
| 40 |
|