ОПРОСНИК ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Костыряченко Ольга Анатольевна

 

Диагностика типа(ов) социальной поддержки, в которой наиболее нуждается молодая мать.

 

Шкалы опросника и их методологическое обоснование.

В книге Health Psychology: Biopsychosocial Interactions («Психология здоровья: биопсихосоциальные взаимодействия») (1994) E.P. Sarafino выделяет 5 типов социальной поддержки:

  • эмоциональную (эмпатию, заботу, вовлеченность),
  • инструментальную (практическую помощь),
  • информационную (предоставление информации),
  • сетевую поддержку (поддержку от членов социальной группы, взаимопомощь),
  • оценочную поддержку (позитивное подкрепление, поощрение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_psp.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Вашему вниманию предлагаются 40 высказываний. Пожалуйста, оцените свое согласие с ними по четырехбалльной шкале:

4 балла – «полностью согласна»,

3 балла – «скорее, согласна»,

2 балла – «скорее, несогласна»,

1 балл – «полностью несогласна».

Постарайтесь не раздумывать долго, а давать первую оценку, которая приходит вам в голову.

1. Мне кажется разумным распределение обязанностей, которое было принято в крестьянских семьях, когда мать уходила работать, а дети оставались на попечение бабушек и старших сестер.

1

2

3

4

2. Никому нельзя показывать, что тебе плохо из-за проблем с ребенком.  

1

2

3

4

3. Мне навязывают «задушевные» разговоры обо мне и моем ребенке, несмотря на то, что я не хочу откровенничать на эту тему.

1

2

3

4

4. Для матери важно, чтобы окружающие испытывали теплые чувства к ней и к ее ребенку.

1

2

3

4

5. Женщин, не имевших опыта ухода за младенцев, надо специально обучать этому, когда у них рождается первенец.

1

2

3

4

6. Телевидение и журналы обрушивают на молодых мам большое количество сведений о воспитании детей, из которых сложно самостоятельно сделать выводы.

1

2

3

4

7. Любой матери приятны похвалы и знаки уважения со стороны окружающих.

1

2

3

4

8. Очень важно иметь близких людей, к которым можешь обратиться за помощью в любое время дня и ночи.

1

2

3

4

9. Если женщина с маленьким ребенком чувствует себя подавленной, лучший способ развеяться – это отдохнуть в компании подруг без ребенка.

1

2

3

4

10. Наивно думать, что знакомым людям есть дело до меня и моего ребенка.

1

2

3

4

11. Иногда я замечаю, что мои близкие ухаживают за ребенком не в помощь мне, а вместо меня.

1

2

3

4

12. Мне хотелось бы, чтобы люди, с которыми я обсуждаю свое материнство, вели себя со мной более дружелюбно и открыто.

1

2

3

4

13. Иногда я мечтаю о домработнице, которая занималась бы хозяйством, пока я занимаюсь ребенком.

1

2

3

4

14. Мне хотелось бы больше знать о некоторых аспектах развития ребенка.

1

2

3

4

15. Для меня важно, чтобы мои друзья и родные высоко ценили мои успехи в роли матери.

1

2

3

4

16. Мне важно знать, что рядом есть люди, имевшие такой же опыт, как у меня, и справившиеся с проблемами, которые встают сейчас передо мной.

1

2

3

4

17. Если в семье с маленьким ребенком есть свободные деньги, стоит пригласить няню, чтобы мама могла некоторое время заниматься своими делами.

1

2

3

4

18. В материнских заботах нет ничего особенного, за что женщину стоило бы хвалить.

1

2

3

4

19. Мне часто дают советы, которые мне совершенно не нужны.

1

2

3

4

20. Иногда мне кажется, что люди, которые должны были бы помочь мне как матери, не понимают моих чувств.

1

2

3

4

21. Иногда я жалею, что до рождения малыша не успела научиться тому, что сейчас было бы полезным (освоить шитье или вязание, окончить курсы массажа ит.д.).

1

2

3

4

22. Порой у меня возникают вопросы о моем ребенке, на которые не могут ответить ни врач, ни воспитатель, ни более опытные знакомые.

1

2

3

4

23. Иногда мне кажется, что окружающие считают, что я недостаточно хорошо справляюсь со своими материнскими обязанностями.

1

2

3

4

24. Слишком мало знакомых мне людей понимают и разделяют мои заботы и увлечения.

1

2

3

4

25. Матери не обязательно углублять свои знания о физическом и психологическом развитии ребенка, ведь об этом достаточно знают соответствующие специалисты.

1

2

3

4

26. Частое обращение за советами к специалистам говорит о том, что мать не разбирается в уходе за детьми.

1

2

3

4

27. Мои близкие слишком бурно восхищаются моим малышом.

1

2

3

4

28. Проявления чувств, пусть и положительных, со стороны окружающих мешают мне собраться с мыслями и действовать.

1

2

3

4

29. Помощь окружающих в моих повседневных заботах не столько облегчает жизнь, сколько сбивает меня с налаженного ритма.

1

2

3

4

30. Советы специалистов редко подходят именно моему ребенку.

1

2

3

4

31. Когда мне делают комплименты по поводу моего обращения с ребенком, это смущает меня или кажется  неискренним.

1

2

3

4

32. Прогулки с ребенком на детской площадке – не повод знакомиться с другими мамами.

1

2

3

4

33. Современной женщине более приятно осознавать себя хорошим специалистом и образованным человеком, нежели просто хорошей матерью и хозяйкой.

1

2

3

4

34. Мать должна сама успевать заниматься ребенком и хозяйством.

1

2

3

4

35. Желая помочь мне, окружающие нарушают границы моего личного пространства.

1

2

3

4

36. Мне легче проявлять нежность к своему ребенку, когда кто-то, в свою очередь, проявляет заботу и внимание ко мне.

1

2

3

4

37. Если бы мне больше помогали в рутинных заботах о малыше, я смогла бы проявлять творчество, придумывать новые игры и занятия для него.

1

2

3

4

38. Прежде чем  принять какое-либо решение, касающееся ребенка, мне надо познакомиться с разными альтернативами и собрать как можно больше информации.

1

2

3

4

39. Одобрение людей, которые видят меня со стороны, – важный показатель того, что в моих отношениях с ребенком все хорошо.

1

2

3

4

40. Обмен опытом с другими мамами – самый простой и естественный для меня способ решения многих проблем.

1

2

3

4


ОБРАБОТКА ОПРОСНИКА

Цель опросника:

Диагностика типа(ов) социальной поддержки, в которой наиболее нуждается молодая мать.

Шкалы опросника и их методологическое обоснование.

В книге Health Psychology: Biopsychosocial Interactions («Психология здоровья: биопсихосоциальные взаимодействия») (1994) E.P. Sarafino выделяет 5 типов социальной поддержки:

  • эмоциональную (эмпатию, заботу, вовлеченность),
  • инструментальную (практическую помощь),
  • информационную (предоставление информации),
  • сетевую поддержку (поддержку от членов социальной группы, взаимопомощь),
  • оценочную поддержку (позитивное подкрепление, поощрение).

«Опросник материнской потребности в поддержке» включает в себя:

25 утверждений  - 5 утверждений по каждому из 5 типов социальной поддержки, из которых:

  • Одно описывает потребности матерей в целом («Для любой женщины важно...»);
  • Одно описывает непосредственно потребности испытуемой и сформулировано от первого лица («Мне хотелось бы…»);
  • Одно описывает данный вид поддержки, как условие успешного функционирования в роли родителя («Когда мне помогают, то я могу…»);
  • Одно описывает неудовлетворенность испытуемой данным типом поддержки («Слишком мало…»);
  • Одно является обратным, то есть описывает отсутствие потребности в поддержке данного типа.

Кроме того, в него входят:

  • блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), в котором выявляется убежденность в возможности и желательности переложения материнских обязанностей на других лиц. Результаты по шкале Склонность к перекладыванию родительских обязанностей на других лиц (имеют ключевое значение в первый год жизни ребенка) помогут специалистам установить границы своего вмешательства;
  • блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), который позволяет диагностировать установку на отказ от помощи и поддержки (убеждения в том, что принятие помощи – признак слабости, не вполне приличное действие и т.д.);
  • блок из 5 утверждений (по одному на каждый из типов поддержки), состоящий из высказываний, описывающих избыточную поддержку, которая воспринимается, как навязчивость, нарушение личных границ и т.д.

Шкала Эмоциональная поддержка.

Обобщенное

Для матери важно, чтобы окружающие испытывали теплые чувства к ней и к ее ребенку.

Желаемое

Мне хотелось бы, чтобы люди, с которыми я обсуждаю свое материнство, вели себя со мной более дружелюбно и открыто.

Условие успешного функционирования

Мне легче проявлять нежность к своему ребенку, когда кто-то, в свою очередь, проявляет заботу и внимание ко мне.

Недостаточное

Иногда мне кажется, что люди, которые должны были бы помочь мне как матери, не понимают моих чувств.

Обратное

Проявления чувств, пусть и положительных, со стороны окружающих мешают мне собраться с мыслями и действовать.

Шкала Инструментальная поддержка.

Обобщенное

Женщин, не имевших опыта ухода за младенцев, надо специально обучать этому, когда у них рождается первенец.

Желаемое

Иногда я мечтаю о домработнице, которая занималась бы хозяйством, пока я занимаюсь ребенком.

Условие успешного функционирования

Если бы мне больше помогали в рутинных заботах о малыше, я смогла бы проявлять творчество, придумывать новые игры и занятия для него.

Недостаточное

Иногда я жалею, что до рождения малыша не успела научиться тому, что сейчас было бы полезным (освоить шитье или вязание, окончить курсы массажа ит.д.).

Обратное

Помощь окружающих в моих повседневных заботах не столько облегчает жизнь, сколько сбивает меня с налаженного ритма.

Шкала Информационная поддержка.

Обобщенное

Телевидение и журналы обрушивают на молодых мам большое количество сведений о воспитании детей, из которых сложно самостоятельно сделать выводы.

Желаемое

Мне хотелось бы больше знать о некоторых аспектах развития ребенка.

Условие успешного функционирования

Прежде чем  принять какое-либо решение, касающееся ребенка, мне надо познакомиться с разными альтернативами и собрать как можно больше информации.

Недостаточное

Порой у меня возникают вопросы о моем ребенке, на которые не могут ответить ни врач, ни воспитатель, ни более опытные знакомые.

Обратное

Советы специалистов редко подходят именно моему ребенку.

Шкала Оценочная поддержка.

Обобщенное

Любой матери приятны похвалы и знаки уважения со стороны окружающих.

Желаемое

Для меня важно, чтобы мои друзья и родные высоко ценили мои успехи в роли матери.

Условие успешного функционирования

Одобрение людей, которые видят меня со стороны, – важный показатель того, что в моих отношениях с ребенком все хорошо.

Недостаточное

Иногда мне кажется, что окружающие считают, что я недостаточно хорошо справляюсь со своими материнскими обязанностями.

Обратное

Когда мне делают комплементы по поводу моего обращения с ребенком, это смущает меня или кажется  неискренним.

Шкала Сетевая поддержка.

Обобщенное

Очень важно иметь близких людей, к которым можешь обратиться за помощью в любое время дня и ночи.

Желаемое

Мне важно знать, что рядом есть люди, имевшие такой же опыт, как у меня, и справившиеся с проблемами, которые встают сейчас передо мной.

Условие успешного функционирования

Обмен опытом с другими мамами – самый простой и естественный для меня способ решения многих проблем.

Недостаточное

Слишком мало знакомых мне людей понимают и разделяют мои заботы и увлечения.

Обратное

Прогулки с ребенком на детской площадке – не повод знакомиться с другими мамами.

Шкала Склонность к перекладыванию материнских обязанностей на других лиц.

Эмоциональная поддержка

Если женщина с маленьким ребенком чувствует себя подавленной, лучший способ развеяться – это отдохнуть в компании подруг без ребенка.

Инструментальная поддержка

Если в семье с маленьким ребенком есть свободные деньги, стоит пригласить няню, чтобы мама могла некоторое время заниматься своими делами.

Информационная поддержка

Матери не обязательно углублять свои знания о физическом и психологическом развитии ребенка, ведь об этом достаточно знают соответствующие специалисты.

Оценочная поддержка

Современной женщине более приятно осознавать себя хорошим специалистом и образованным человеком, нежели просто хорошей матерью и хозяйкой.

Сетевая поддержка

Мне кажется разумным распределение обязанностей, которое было принято в крестьянских семьях, когда мать уходила работать, а дети оставались на попечение бабушек и старших сестер.

Шкала Установка на отказ от помощи.

Эмоциональная поддержка

Никому нельзя показывать, что тебе плохо из-за проблем с ребенком.

Инструментальная поддержка

Мать должна сама успевать заниматься ребенком и хозяйством.

Информационная поддержка

Частое обращение за советами к специалистам говорит о том, что мать не разбирается в уходе за детьми.

Оценочная поддержка

В материнских заботах нет ничего особенного, за что женщину стоило бы хвалить.

Сетевая поддержка

Наивно думать, что знакомым людям есть дело до меня и моего ребенка.

Шкала Избыточная поддержка.

Эмоциональная поддержка

Мне навязывают «задушевные» разговоры обо мне и моем ребенке, несмотря на то, что я не хочу откровенничать на эту тему.

Инструментальная поддержка

Иногда я замечаю, что мои близкие ухаживают за ребенком не в помощь мне, а вместо меня.

Информационная поддержка

Мне часто дают советы, которые мне совершенно не нужны.

Оценочная поддержка

Мои близкие слишком бурно восхищаются моим малышом.

Сетевая поддержка

Желая помочь мне, окружающие нарушают границы моего личного пространства.

Область применения опросника

Опросник может быть использован для планирования любых психологических или социальных интервенций в семью с маленьким ребенком. в работе детских учреждений с родителями.

Всего в опросник входят 40 утверждений.

Испытуемые должны отметить степень согласия с этими утверждениями по четырехбальной шкале: от 4 – полностью согласна до 1 - полностью не согласна. Испытуемые ставят оценки на бланке с утверждениями около соответствующих утверждений, затем экспериментатор переносит их в таблицу результатов.

Вопросы с 28 по 32 включительно являются обратными: 1 балл, поставленный испытуемой, соответствует 4 баллам; 2 балла соответствуют 3 баллам и наоборот: 4 балла соответствуют 1, 3 балла соответствуют 2.

Переклады-вание обязанностей на других

Установка на отказ от помощи

Избыточная поддержка

Эмоцио-нальная поддержка

Инструмен-тальная поддержка

Информа-ционная поддержка

Оценочная поддержка

Сетевая поддержка

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40