Школа молодых матерей
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была среди самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Детство- самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безоблачное, безмятежное. Но для некоторых детей оно - трудное, и прежде всего по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью и очень зависит от этого круга общения, особенно в детстве.
Практика убеждает нас, что гораздо легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Перевоспитание - дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные люди - родители- станут его понимать, принимать его таким, каков он есть, считать личностью, давать возможность для проявления индивидуальности, то есть по- настоящему любить и верить в него как в самих себя.
В «Школе молодых матерей» мы попробуем вместе поискать ответы на сложные вопросы: где истоки трудного детства, материнства и отцовства; почему и как появляются и проявляются те или иные качества личности как у ребенка, так и у взрослого; в чем и почему испытываются трудности воспитания и как это преодолеть; как помочь маленькому человеку; как растить полноценного, здорового во всех отношениях человека. Также предполагается знакомство со специалистами, которые помогут определиться с выбором правильного питания, игр и игрушек для соответствующего возраста ребенка, здорового образа жизни, нравственного, физического, творческого развития ребенка, благоприятной адаптации в детском саду, обществе, подготовки к школе, а также о создании благоприятной семейной обстановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_molykh_materey.doc | 701.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Адаптированная программа по работе с родителями дошкольников
«Школа молодых матерей »
Составил:
педагог – психолог
Е.А. Мельникова
Вихоревка, 2013 г.
Пояснительная записка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была среди самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Детство- самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безоблачное, безмятежное. Но для некоторых детей оно - трудное, и прежде всего по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью и очень зависит от этого круга общения, особенно в детстве.
Практика убеждает нас, что гораздо легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Перевоспитание - дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные люди - родители- станут его понимать, принимать его таким, каков он есть, считать личностью, давать возможность для проявления индивидуальности, то есть по- настоящему любить и верить в него как в самих себя.
В «Школе молодых матерей» мы попробуем вместе поискать ответы на сложные вопросы: где истоки трудного детства, материнства и отцовства; почему и как появляются и проявляются те или иные качества личности как у ребенка, так и у взрослого; в чем и почему испытываются трудности воспитания и как это преодолеть; как помочь маленькому человеку; как растить полноценного, здорового во всех отношениях человека. Также предполагается знакомство со специалистами, которые помогут определиться с выбором правильного питания, игр и игрушек для соответствующего возраста ребенка, здорового образа жизни, нравственного, физического, творческого развития ребенка, благоприятной адаптации в детском саду, обществе, подготовки к школе, а также о создании благоприятной семейной обстановки.
Работа предполагает использование жизненного опыта и родительской мудрости с целью предоставления возможности самим решать педагогические задачи в воспитании своего ребенка.
Если после занятий в «Школе молодых матерей» родители станут мудрее, деликатнее в отношении друг с другом, отчетливее будут представлять, что такое семья и супружество, научатся азам семейной педагогики, поймут, почему ребенок может испытывать трудности и дискомфорт, и на многие вопросы смогут ответить самостоятельно, то им присвоится звание «бакалавр семейных наук».
Основные задачи:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, применяя новейшие методы, технологии для активного вовлечения каждого родителя в работу ДОУ;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, формируя тем самым единый сплоченный родительский коллектив;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Актуальность.
За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. Большинство молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Вдобавок к этому женщина занята еще и домашней рутиной. В результате она выполняет двойную нагрузку. На воспитание ребенка у работающей женщины времени почти не остается.
Вопросы воспитания детей дошкольного возраста — это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Целесообразным является формирование семейного клуба, где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении помощника и консультанта в воспитании их детей. Задача педагогов и психолога объяснить родителям суть благоприятных взаимоотношений между ними и детским садом, научить ориентироваться, правильно использовать знания в области детской педагогики и психологии.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное наше взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Когда мы общаемся с родителями, мы должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится наше человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
• Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Условия реализации программы:
- при формировании группы учитываются интересы участников, теоретический материал и практические задания подбираются с учетом специфики интересов слушателей, что повышает учебную мотивацию каждого участника,
- занятия проводятся в группах численностью от 10 до 20 человек,
- обеспечение всех участников раздаточным материалом, наличие доски и стендов для размещения плакатов,
- занятия проводятся в кругу, стулья удобные и соответствующие количеству участников (не допускается наличие свободных стульев и больших промежутков между ними), стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом,
- для проведения подвижных игр наличие свободного пространства,
- предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой), наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ,
- для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) наличие стола.
Программа «Школы молодых матерей» состоит из семнадцати встреч, по два занятия в месяц, в январе одно занятие, цель которых — дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1.5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего и в зависимости от цели каждая встреча посвящена работе над выделенной проблемой и состоит из нескольких этапов
Структура программы.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. «Типы воспитания детей».
Основная работа с родителями, содержание которой реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки, буклеты, семейные клубы, анкетирование по разным вопросам, совместные вечера и праздники, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Тематика занятий в «Школе молодых матерей» разнообразна:
• «Адаптация без угроз и обещаний»
• «Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
- «Как подготовить ребенка к школе?»
- «Особенности нервно – психического развития детей разного возраста»
- «Проблемы возрастных кризисов и пути их решения»
- «Личные проблемы и способы их решения»
• «Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет»
«Уроки» в «школе» проходят в форме: дискуссий по проблеме, “устных журналов”, педагогических гостиных, вечеров вопросов и ответов.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это - информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Очень удачно проходит использование мультимедийных установок для ознакомления молодых родителей с территорией, кабинетами и группами детского сада, с теми, помещениями, куда они пока не могут заглянуть, с жизнью детей в группе в течение дня и т.д.
Предполагаемые результаты:
изменение характера взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ; повышение педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания, перенятие данного опыта для своей семьи. Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ. Сплоченность родительского коллектива, установление доверительных отношений между семьей и ДОУ
Список литературы.
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.-М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
2. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М: Линкас-Пресс, 2008.
3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка-Пресс, 2009.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.,2002.
5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, психологам. – СПб.: «Тускарора», 2001.
6. Зенина Т.Н. Родительские собрания в д/с. – М.: «Педагогическое общество России», 2006.
7. Колесникова Т.П. Сборник психотехнических игр и упражнений «Успех в ваших руках!» - Братск: ОГОУ СПО «БПК № 1», 2009.
8. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
10. Новоселова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. Книга для родителей.- М: ассоциация помощи родителям, 2004.
11. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М: Просвещение, 1996.
12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003.
13. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: «Просвещение», 1990.
14. Паркинсон К.Н., Рустамжи М.К., Паври С. Дети. Как с ними справиться, раз уж они у вас есть. – СПб: Питер Паблишинг, 2007.
15. Счастная А.М. По ступенькам нравственности.- Мн.: Нар. асвета. 1990.
16. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка – Пресс, 2007.
17. Филипчук Г.Н. Знаете ли вы своего ребенка? – М: Издательство «Прогресс». 1995.
18. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013
Приложение 1.
План работы «Школы молодых матерей»
«Современная семья: надежды и тревоги»
Сентябрь.
- Слагаемые семейного счастья.
«Что такое психологический климат семьи?»- выступление психолога
«Правила и принципы бесконфликтных отношений в семье»- выступление методиста
«Благоприятная адаптация в детском саду»- выступление медработников
Творческая игра «Семья- семь «Я»»
- «Учимся смотреть в одном направлении»
«С чего начинается семья»- выступление психолога.
«Как молодой семье строить отношения с родителями»- выступление методиста.
«Правильное питание осенью»- выступление медработников.
Комплекс групповых игр «Игровое взаимодействие».
Октябрь.
- «Готовы ли вы быть хорошим родителем?»
«Что надо знать о психологической совместимости в семье»- выступление психолога.
«Можно ли избавиться от терании быта»- выступление методиста.
«Организация работы в адаптационный период»- выступление воспитателя группы раннего возраста.
Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.
- «Опасные симптомы»
«Проблемы в семьи и как их избежать» - выступление психолога.
«Что лучше, любить или быть любимым»- выступление методиста.
«Витамины против ОРВИ»- выступление медработников.
«Я и моя здоровая семья»- комплекс оздоровительной гимнастики для детей и взрослых.
Ноябрь.
- «Гармония »
«Что такое хорошо и что такое плохо. Воспитание нравственности с раннего возраста и до старости»- выступление психолога.
«Красота вокруг нас. Истоки творчества или творческие занятия с малышом дома»- выступление и мастер- класс руководителя изодеятельности.
«Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей.»- выступление медработников.
Творческая игра «Путешествие в страну Выдумляндию».
- «Красота семейных отношений».
«Что можно посоветовать женщине при «излишней» любви?»- выступление методиста.
«Как выйти из конфликта, если он начался»- выступление психолога с практическими упражнениями.
«Отдохни и ни о чем не думай. Упражнения по реалаксации»- выступление руководителя физического воспитания и практические задания.
«Азы семейной педагогики».
Декабрь.
- «Воспитательные функции семьи».
«Конструктивные и деструктивные стратегии семейных отношений»- выступление психолога.
«Что делать, чтобы не причинить младенцу зла?»- выступление методиста с презентацией.
«Святое слово матери»- выступление заведующей детского сада.
Игра- тренинг «Свеча».
- «Как воспитать Человека?»
«Что надо знать родителям о родительском авторитете?»- выступление воспитателя подготовительной группы.
«Стили и формы семейного воспитания»- выступление психолога.
«Творим новогоднее и Рождественское чудо»- выступление и мастер- класс руководителя изодеятельности.
Творческая игра «Колпачок».
Январь.
- «Знаю ли я своего ребенка?»
«Могут ли родители знать, что нужно их ребенку?»- выступление психолога.
«Зачем играть с ребенком? Во что играют дети?»- выступление методиста с презентацией, фонограммой.
«Как снять эмоциональное напряжение ребенка?»- выступление воспитателя I младшей группы с комплексом элементов успокаивающего и расслабляющего массажа.
Игра- экспромт «Колобок».
Истоки трудностей и счастья детства.
Февраль.
- «По законам детства»
«Что необходимо ребенку для полноценного развития»- выступление психолога.
«Роль человеческих отношений в развитии ребенка»- выступление методиста.
«Возможно ли бескризисное развитие»- выступление психолога с комплексом игр.
Треннинг «Не забывай меня, мама!»
- «Порой мне бывает стыдно!»
«Как избавиться от вредным привычек: физических и нравственных»- выступление руководителя по физическому воспитанию.
«Нужно ли сдерживать свои обещания перед ребенком»- выступление психолога.
«НЕ обмани!»- выступление методиста.
Творческая игра «Доверие».
Март.
1.«Как избежать наказания.»
«20 способов избежать наказания»- выступление психолога.
«Поведение ребенка или его способ привлечь внимание взрослого»- выступление воспитателя группы раннего возраста.
«Что лучше: кнут или пряник?»- выступление методиста.
Тренинг «Архипелаг средства общения».
2.«Мир эмоций.»
«Вербальные и невербальные способы общения»- выступление и упражнение «Пантомима»
«Научить подвижной игре»- выступление руководителя по физической культуре.
«Весенняя профилактика- залог весеннего настроения»- выступление медработников.
Семейный эксперимент.
Апрель.
1.«Разумная любовь».
«Такая разная любовь!»- выступление психолога с презентацией.
«Достоинства и недостатки моего ребенка»- практическое занятие.
Тренинг «Ущелье страхов».
2.«Справедливость к детям.»
«Конфликты и ссоры: причины, последствия, избежание»- выступление психолога.
Тренинг «Материк ссор и конфликтов.»
Май.
1. «Чему необходимо научить ребенка?»
«Как мы провели год »- отчетное выступление методиста, презентация всех встреч.
«Готов ли мой ребенок к школе»- выступление психолога.
2. «Задание на каникулы. Чем заняться с ребенком летом?»- выступление воспитателя подготовительной группы.
Вручение дипломов об окончании «Школы молодых матерей»
Приложение 2.
Примерные занятия.
Тема 1. «Родитель – это звучит гордо»
Цель
•Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям.
•Дать характеристику основным типам семейного воспитания,
•Ознакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики в городе
План
1.Обращение к родителям (информация о клубе цели, задачи, планы)
2. Характеристика типов семейного воспитания (беседа)
3.Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).
4.Встреча со специалистами.
Тема 2 «Адаптируемся вместе»
Цель
• Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.
План
1.Приветствие
2. Беседа о психическом и физическом развитии ребенка дошкольного возраста и об особенностях его пребывания в ДОУ
3. Игровое упражнение. Продолжить фразу «Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно» (родителям предлагается ответить на этот вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя)
4. Родители совместно с педагогом вырабатывают способы решения обозначенной проблемы (стратегический, тактический, фантастический)
5. В завершение родителям предлагаются памятки с рекомендациями тактики поведения родителей в адаптационный период
6. Рефлексия
Тема 3. «Растим малыша здоровым»
Цель
•Пропагандировать здоровый образ жизни.
•Изучить особенности отношения к здоровью в семье.
•Дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период.
•Пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.
План
1.Приветствие
2. Дискуссия на тему «Что такое здоровье, здоровый образ жизни»
3. Обсуждение результатов предварительного исследования культуры здоровья в семье.
4. Родителям (по желанию) предлагается поделиться опытом по формированию культуры здоровья в семье (положительный пример родителей правильное питание, нетрадиционные методы укрепления здоровья и т п).
5. Консультация врача «Особенности питания ребенка в адаптационный период»
6. Рефлексия
Тема 4 «Правила жизни моего ребенка»
Цель:
• Повышение родительское понимания потребностей детей младшего дошкольного возраста
• помочь родителям исследовать собственную способность смотреть на мир глазами ребенка
План
1.Приветствие
2. Рисуночное упражнение: взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях когда ребенок готов «свести с ума (обсуждение результатов)
3. Решение педагогических ситуаций. Выбрать из предложенного списка правил в семье одно, обосновать свой выбор (дается на карточках)
а) Проявление нежности к ребенку
делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями
б) Родители — хозяева ребенка
в) В семье признается право каждого на ошибку
4.а) Любовь связана с чувством долга
б) В семье признается право открыто говорить о своих желаниях
в) Ребенок отвечает за настроение родителей
5. а) Требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны
б) Спонтанность ребенка всегда представляет угрозу для авторитета родителей
в)Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым
6. а) Родители определяют, что правильно, а что нет.
б)Свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье
в) Родители заслуживают уважения, потому что они родители
7. Игровое упражнение «Пойми меня»
Родителям предлагается понять эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов:
•ребенок стоит, заведя руки за спину и сильно сжимая одной рукой другую,
•ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает его, но не садится, топчется, перебирает ногами,
•ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен
8. Обсуждение памятки
• Правила — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
• Хорошо, если правил не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
• Все ограничения усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи
• Важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного.
• Обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок — принципиальность уместна менее всего.
9. Рефлексия
Тема 5. «Мотивы детской истерики»
Цель:
•Изучение мотивов детского поведения.
• Обогащение навыков рефлексии собственной воспитательной позиции в общении с ребенком.
План
1.Приветствие.
2. Гипотеза «Большинство современных родителей не могут выносить истерики ребенка». Так ли это. Поучаствуем в экспериментах
Родителям раздаются листы бумаги, разделенные пополам. В одной части указываются качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в другом — качества реального родителя
Полученные результаты обсуждаются
3. Дискуссия «Истерики взрослого — это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерики ребенка — это » Придумать метафору взаимодействия взрослого с ребенком в состоянии истерики
4. Обсуждение тезиса «Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость»
5. Нарисовать «кривую» истерики
1) Концентрация эмоциональной энергии,
2) Эмоциональный выброс,
3) Спад эмоциональной энергии
4) .Как при этом лучше вести себя взрослому?
6. Рефлексия
Тема 6. «Игра в жизни ребенка раннего возраста»
Цель
• Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка.
• Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста
План
1.Приветствие
2. Сообщение результатов предварительного тестирования
—Любит ли ваш ребенок играть?
—В какие игры вы играете с детьми дома?
—Чему могут научить ребенка эти игры?
—Любимая игра ребенка дома?
—В какие игры ребенок любит играть с папой?
—В какие игры ребенок любит играть с мамой?
—Какие игрушки вы покупаете ребенку?
—Нужно ли играть с ребенком и почему?
3. Дискуссия на тему «Как научить малыша играть»
4. Консультация «Какие игрушки нужны детям»
5. Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей)
—Как привлечь ребенка к игре?
—Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
—Как приучить ребенка убирать игрушки?
6. Рефлексия
Тема 7 «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)
Цель
• Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста.
• Научить организовывать совместную изобразительную деятельность в домашних условиях.
План
1.Приветствие
2. Консультация «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка»
3. Ознакомление со способами организации изобразительной деятель¬ности и лепки дома
4. Рефлексия
Тема 8 «Поговори со мною, мама»
Цель
• Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка дошкольного возраста,
• рассмотреть приемы развития речи, приемлемые для данного возраста
План
1.Оценка эмоционального состояния участников (методика Люшера)
2. Дискуссия на тему «Сколько слогов говорит мой ребенок»
3. «Чтобы руки не знали скуки» (показ пальчиковой гимнастики)
4. Ознакомление с книжным уголком группы
5. Консультация «Как читать детям сказки»
6. Памятка «Как развивать речь ребенка»
7. Рефлексия
Тема 9 «В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»
Цель
• Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений
План
1.Приветствие
2. Дискуссия на тему «Симптоматика течения кризиса трех лет»
3. Решение педагогических ситуаций
4. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса»
5. Рисование «Мир детства и мир взрослых»
Обсуждение есть ли взаимодействие между миром взрослых и детей, как они могут помочь друг другу, в каком мире вам хочется быть сейчас, есть ли на рисунке место конфликту, где ?. И т д.
6. Самооценка (продолжить фразу «Работая с группой, я поняла…»)
Тема 10 Итоговое заседание
План
1.Приветствие
2. Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы клуба, дальнейшее планирование.
3. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год)
4. Награждение родителей, активно участвовавших в работе клуба
5. Самооценка («Дерево успеха») Каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха»
Цвет жетона обозначает следующее
красный — активно использую знания, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка.
желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания.
зеленый — жалею, что участвовал(а) в работе клуба
Приложение 3.
Конспект занятия «Школы молодых матерей».
Тема: «Игра в жизни ребенка дошкольного возраста»
Цель
Показать родителям значимость игры для развития ребенка, научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка
Предварительная работа
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей
—Любит ли ваш ребенок играть?
—В какие игры вы играете с детьми дома?
—Чему могут научить ребенка эти игры?
—Любимая игра ребенка дома?
—В какие игры ребенок любит играть с папой?
—В какие игры ребенок любит играть с мамой?
—Какие игрушки вы покупаете ребенку?
—Нужно ли играть с ребенком и почему?
—Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных)
Ход занятия
1.Приветствие
2. Вступительное слово психолога «Игрушка». Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это средство: для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки со-временные газеты с кроссвордами головоломками?) А сколько игр на телевидении? Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого
Зачем же нужна игра? Игра — это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух минут. Но если это действие включить к игровой контекст, цель с успехом будет достигнута («Море волнуется — раз море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают, стоят самые непослушные дети)
Игра — школа морали в действии Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяете особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детское уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать. В какие же игры и игрушки играют наши дети.
3.Сообщение результатов предварительного тестирования и обсуждение
4.Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек Психолог «Помните игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?»
Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т д.) Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки
5. Консультация «Какие игрушки нужны детям»
Психолог «У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а, следовательно — без игрушки Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку) Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно — и на развитии ребенка»
Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:
♦ Соответствие интересам самого ребенка (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают, взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга)
♦ Возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки)
♦ Разнообразие форм активности ребенка, чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки)
♦ Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки)
♦ Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не-допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства насилие, жестокость, агрессию)
6. Игровое упражнение «Выбери игрушки»
Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют
♦ социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда «Доктор». «Парикмахерская» и др.).
♦ интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).
♦ физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.)
7. Психолог «Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, малыш может прикинуться глупым беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и в игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения»
Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных по-вседневных ситуациях — директивные или с опорой на игру?
Экспресс-опрос для родителей
• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:
а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша,
б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место,
в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию
• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними Вы:
а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется.
б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет,
в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала
• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками Вы:
а) останавливаете ребенка «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»,
б) спрашиваете что-то вроде «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»,
в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу
8. Упражнение «Внештатная ситуация»
Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался Что делать? — и т п, по выбору)
8. Минута благодарности
9. Обобщение результатов родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микрогруппы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.
Приложение 4.
Диагностика родителей (по результатам тестирования, наблюдения, анкетирования). 2012-2013 уч.г., начало года (сентябрь)
Родители | Заинтересованность воспитательно – образовательным процессом. | Заинтересованность работой специалистов ДОУ. | Активная позиция в воспитании и обучении ребенка | Решение педагогических задач | Решение семейных проблем. | Отчетливое представление семьи и супружества | Азы семейной педагогики. | Представления о психическом развитии ребенка. | Умение решать психологические проблемы в семь самостоятельно. | Средний балл. |
ААС | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,6 |
АСВ | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,4 |
АГН | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
БОА | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,8 |
ВКВ | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2,3 |
ВАМ | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
ГЛМ | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,6 |
ДЕА | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,3 |
ДЗИ | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2,1 |
ИПВ | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,6 |
ИЖК | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
ЛУЮ | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,5 |
МФМ | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
МТМ | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
МАН | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,6 |
НДВ | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,9 |
УРД | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2,1 |
ШОД | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,4 |
ШЕК | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1,4 |
ЯИА | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,3 |
2,4 | 2 | 1,7 | 1,3 | 1,4 | 1,8 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,6 |
Диагностика родителей (по результатам тестирования, наблюдения, анкетирования). 2012-2013 уч.г., конец года (май)
Родители | Заинтересованность воспитательно – образовательным процессом. | Заинтересованность работой специалистов ДОУ. | Активная позиция в воспитании и обучении ребенка | Решение педагогических задач | Решение семейных проблем. | Отчетливое представление семьи и супружества | Азы семейной педагогики. | Представления о психическом развитии ребенка. | Умение решать психологические проблемы в семь самостоятельно. | Средний балл. |
ААС | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,6 |
АСВ | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,4 |
АГН | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
БОА | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,8 |
ВКВ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,3 |
ВАМ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
ГЛМ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
ДЕА | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,3 |
ДЗИ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,1 |
ИПВ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,6 |
ИЖК | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
ЛУЮ | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1,5 |
МФМ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,5 |
МТМ | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
МАН | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1,6 |
НДВ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1,9 |
УРД | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2,1 |
ШОД | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,4 |
ШЕК | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,4 |
ЯИА | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1,3 |
2,6 | 2,4 | 2,5 | 1,9 | 2 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 1,6 | 2,2 |
Диагностика родителей (по результатам тестирования, наблюдения, анкетирования). 2013-2014 уч.г., начало года (сентябрь)
Родители | Заинтересованность воспитательно – образовательным процессом. | Заинтересованность работой специалистов ДОУ. | Активная позиция в воспитании и обучении ребенка | Решение педагогических задач | Решение семейных проблем. | Отчетливое представление семьи и супружества | Азы семейной педагогики. | Представления о психическом развитии ребенка. | Умение решать психологические проблемы в семь самостоятельно. | Средний балл. |
АСВ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,4 |
АГН | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
ВКВ | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,3 |
ВАМ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
ГЛМ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,6 |
ДЕА | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,3 |
ИПВ | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,6 |
ИЖК | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
МОМ | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,5 |
МФМ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,5 |
МТМ | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,2 |
МАН | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1,6 |
ОПС | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1,9 |
ФТМ | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2,1 |
ФДВ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,4 |
ШОН | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,4 |
ЯИА | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,3 |
2,6 | 2,4 | 2,5 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,3 | 2 | 1,9 | 2,2 |
Диагностика родителей (по результатам тестирования, наблюдения, анкетирования). 2013-2014 уч.г., середина года (декабрь)
Родители | Заинтересованность воспитательно – образовательным процессом. | Заинтересованность работой специалистов ДОУ. | Активная позиция в воспитании и обучении ребенка | Решение педагогических задач | Решение семейных проблем. | Отчетливое представление семьи и супружества | Азы семейной педагогики. | Представления о психическом развитии ребенка. | Умение решать психологические проблемы в семь самостоятельно. | Средний балл. |
АСВ | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,4 |
АГН | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,2 |
ВКВ | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,3 |
ВАМ | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
ГЛМ | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,6 |
ДЕА | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,3 |
ИПВ | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,6 |
ИЖК | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,2 |
МОМ | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,5 |
МФМ | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,5 |
МТМ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,2 |
МАН | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1,6 |
ОПС | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1,9 |
ФТМ | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,1 |
ФДВ | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1,4 |
ШОН | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1,4 |
ЯИА | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1,3 |
2,8 | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,6 | 2,8 | 2,7 | 2,4 | 2,5 | 2,7 |
3- высокий уровень
2- средний уровень
1-низкий уровень
Диаграмма по результатам диагностики.
2012-2013г, начало года.
Диаграмма по результатам диагностики.
2012-2013г, конец года.
Диаграмма по результатам диагностики.
2013-2014г, начало года.
Диаграмма по результатам диагностики.
2013-2014г, середина года.
Динамика отношений родителей к воспитательно-образовательному процессу детей.
Сводная диаграмма.
2012-2013г (начало) –
2012-2013г (конец) –
20130-2014г (начало) –
2013-2014г (середина) -