Психологические особенности развития одарённости у дошкольников.

Булахтина Елена Олеговна

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития одарённости у дошкольников.

                          Е. О. Булахтина

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребёнка, получаемые путём опроса родителей, учителей и сверстников. Для развития одарённости детей существуют определённые задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то становится очевидным, что каждая из них требует решения четырех, относительно самостоятельных проблем: определение концепции одаренности; разработки, на этой основе, проблемы диагностики одаренности; определение оснований для построения прогнозирования развития; создание системы развития детской одаренности в сфере образования. Несложно заметить, что каждая последующая проблема не может быть решена безпредыдущей. Поэтому большая часть исследователей трактует взаимную связь между ними[3,44 – 45].

В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию - удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится ненасыщаемой. Для них нет предела в познании. По наблюдениям В. С. Юркевич одаренные школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности воли, навыков саморегуляции. У многих одаренных детей нарушено чувство реальности, отсутствует социальная рефлексия и навыки поведения в реальных условиях школьного и общего социума. Можно говорить о слабой адаптивности детей с исключительно высокими способностями. Главную проблему одаренных людей В. С. Юркевич видит в трудностях самореализации в профессиональной деятельности, отвечающей их способностям и уровню притязаний. Развитие одаренного ребенка возможно в случае максимального напряжения сил, иначе возникает торможение в становлении одаренности, а иногда и ее исчезновение. Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. [5, 58 – 65].

Р.Бернс считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [1, 39]. 

     К.Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей в обретении ребенком положительного Я, основы личного сознания бытия незаменима, а позаботиться о физическом развитии, интеллектуальном росте или о совершенствовании его особого таланта могут и другие люди [2, 72].

Родителям необходимо понимать, что одарённые дети -  это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. Поэтому в первую очередь они должны быть заинтересованными в развитии и поддержке ребёнка. Ведь их задача – это вырастить своего ребёнка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая его неординарности. Поэтому необходимо с самого раннего детства уважать ребёнка, тактично, в меру подчёркивать в нём его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребёнка, быть для него примером и подражанием во всём.

     Также, детские сады и школы оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции ученика. В современном детском саде и  школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Поэтому, учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, то есть облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности. Для успешного развития креативности учащихся учителя могут делать больше акцент именно на использования различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший — на запоминании; использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивать атмосферу понимания и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задавать провокационные вопросы; ценить оригинальность и стремление проверять новые идеи. Учителям следует помнить, что по отношению к одарённым детям являются неуместным как неумеренные восторги, так и проявления весьма критичного, недоверчивого отношения. Одарённого ребёнка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом радости и гордости. Единственное, что следует поощрять в ребёнке – это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Прежде чем решать вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как правильно построить прогноз эволюции интеллектуально – творческого потенциала личности, на каких основах строить процесс его развития в образовательной и других видах деятельности – надо определить одаренность на концептуальном уровне. Далее на этой основе разрабатывается общая схема психодиагностической работы и методический инструментарий. Результаты, полученные на этапе диагностики, становятся основанием для прогнозирования развития индивида. В конечном итоге все это служит базой для моделирования процесса развития, разработки теоретических основ и практики образования.

Сама диагностика детской одаренности была и остается одной из самых сложных психологических проблем. Диагностических методик по этой проблеме публикуется достаточно, много. Эти методики могут быть поделены по содержанию на три группы: методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня и уровня креативности. Существует комплект диагностических методик пригодных для выявления одарённости у детей. В данном случае выгодно отличаются в этом смысле, как показало исследование, методики Дж. Равена (интеллект) и Э. П. Торранса (креативность). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам (валидность, надежность) и не требуют больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.

В результате, можно сказать, что проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом факторов. Н.Роджерс выделяет несколько условий становления творческого потенциала личности, которые, на наш взгляд, могут быть отнесены и к общей одаренности индивида. Это психологическая безопасность, психологическая свобода в понимании К.Роджерса, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия[4, 164-167].

Именно эти условия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, способной к саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей. Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.

 Итак, современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одаренности. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности. При этом можно сказать, что только  комплексная работа совместная с классным руководителем, школьным психологом,  родителями  и их детьми может дать положительные результаты в развитии одарённости.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  2. Бурменской Г.В., Слуцкого В.А.Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
  3. Лейтеса Н.С.Психология одаренности детей и подростков. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.
  4. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167.
  5. Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. № 1. С. 44 – 50.