Коррекционно-развивающая работа со старшими дошкольниками

Мельникова Елена Анатольевна

План работы с детьми группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_korr-razv._s_st._gr.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: психолог Мельникова Е.А.

Перспективный план коррекционно-

развивающих занятий.

Занятие 1. «Плохой и хороший ребенок».

Цель: учить понимать эмоционально- оценочные суждения, выражать степень самоприятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получать одобрение взрослого.

Занятие 2. «Сказка про Тролля».

Цель: учить находить конструктивный, позитивный, социально- приемлемый выход. Развивать нравственные представления.

Занятие 3.

«Что я знаю о себе и о своем здоровье. Какой я, какие другие.»

Цель: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

Занятие 4. «Что такое здоровье?».

Цель: включить каждого ребенка в групповое взаимодействие; дать четкие представления о духовно- нравственных основах здоровья; вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других.

Занятие 4. «Режимные моменты в моей жизни».

Цель: вызвать радость начало дня; создать оптимистическое настроение и позитивное психо- эмоциональное состояние; помогать организовывать жизненный опыт; усилить личностное отношение к культуре тела и души.

Занятие 5. «Дело- время, потехе- час».

Цель: дать четкие представления о труде и отдыхе, важности правильной организации своей деятельности, о том, как проводить свободное время.

Занятие 6. «Спеши делать добро. Доброму все здорово».

Цель: дать представления о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья; активизировать личную инициативу; развивать способность помогать и сочувствовать людям.

Занятие 7.

«Какие дары дала человеку природа. Мой «цветок волшебства »».

Цель: дать представления о скрытых возможностях развития чувств, ума, физического и психического здоровья, личности; учить относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять саморуководство; закреплять позитивный результата занятий.

Занятие 8. «Мое настроение».

Цель: учить тонкой дифференцировке внутренних психических состояний; дать понятие о настроении и его влиянии на психическое состояние человека; обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями; познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Занятие 9. «Кто я- мальчик или девочка?».

Цель: создать условия для социально- психологических представлений о сходстве и различии людей, о психологических характеристиках мальчиков и девочек; оказать помощь детям в половой социализации, установлении своей половой принадлежности и эмоциональном принятии себя и ребенка противоположного пола; знакомить с общечеловеческими ценностями и социокультурной ролью женщины и мужчины в обществе.

Занятие 10. «Что такое любовь?».

Цель: раскрыть значение понятия «любовь»; показать нравственно- духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях; определить уровень осознания и понимания детьми этого понятия; способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка через обращение к художественным образам; развивать и поддерживать психическое здоровье.

Занятие 11. «Красота природы и красота души».

Цель: дать представление о человеке как части природы, что и природа и человек имеют и внутреннюю и внешнюю гармонию; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 12. «В гостях у Маши и мишки».

Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать целенаправленное внимание и наблюдательность; развивать слуховую и зрительную память, мышление и речь (активизировать и обогащать словарный запас, совершенствовать навык связной речи); развивать общую и мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Занятие 13. «Стоит в поле теремок».

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, элементарные математические представления; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.

Занятие 14. «Путешествие в страну Математику».

Цель: знакомить с геометрическими фигурами, математическими знаками; учить рисовать геометрические фигуры, производить элементарные вычисления; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Занятие 15. «Птицы- наши друзья».

Цель: знакомить с перелетными, оседлыми птицами Сибири; учить классифицировать птиц по определенному признаку и нескольким признака; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Занятие 16. «Весна, весна на улице!».

Цель: знакомить с сезонными изменениями в природе, учить классифицировать временнее изменения по сезонам; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Занятие 17. «Что полезного в природе?».

Цель: закреплять знания детей о природе, продолжать учить классифицировать явления и объекты природы; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 18. «Выдумщики».

Цель: продолжать развивать пространственное ориентирование; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Занятие 19. «Исследователи».

Цель: учить действовать согласованно; развивать познавательную активность; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Занятие 20. «Умники и умницы. Итоговое занятие.»

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память; развивать мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Приложение 1

Примерные конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста

Занятие 1

Задачи: налаживание отношений педагога с группой и детей между собой; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; снизить психоэмоциональное напряжение, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч.

Ход занятия

Вступительное слово педагога. Ребятам объясняются цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Упражнение «Как меня зовут».

Описание: Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»). Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво Сашка, Мишка. На них так было неприятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя... означает... Но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка...). Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка... (Спросить детей их варианты.) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно - Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому - Ольга. А меня зовут: Татьяна Александровна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят. Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по- другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

  1. Этюд «Солнечный зайчик».

Описание: Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: "Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

  1. Игра «Дотронься до...».

Описание: «Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда». Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал окончания занятия.

Занятие 2

Задачи: развивать способности распознавать эмоциональные состояния; обучать приемам снятия эмоционального напряжения; развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; диагностировать эмоциональное состояние детей.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, краски, бумага, зеркала по количеству детей.

          Ход занятия

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра «Ручеек».

Описание: из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

  1. Игра «Смешинки и злючки».

Описание: Педагог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

  1. Рисование на тему «Мое настроение».

Описание: Преподаватель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

  1. Упражнение «Тренируем эмоции».

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Описание: Ведущий предлагает детям: а) нахмуриться как: осенняя туча, рассерженный человек; б) позлиться, как: злая волшебница, два барана намосту, голодный волк, ребенок, у которого отняли мяч; в) испугаться, как: заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает злая собака; г) улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, хитрая лиса (выбрать варианты).

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал окончания занятия.

Занятие 3

Задачи: продолжать развивать способности распознавать эмоциональные состояния; эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие эмпатии; обучать приемам снятия эмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч.

Ход занятия

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра «Кто летает?».

Описание: ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого. Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

  1. Беседа «Поговорим о настроении».
  2. Игра «На что похоже настроение?».

Описание: Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше педагогу воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце педагог обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

  1. Игра «Настроение и походка».

Описание: Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

  1. Рефлексия занятия.
  1. Ритуал окончания занятия.

Занятие 4

Задачи: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч.

Ход занятия

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра «Четыре стихии».

Описание: Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», они опускают руки вниз, если слово «вода» - вытягивают руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.

  1. Игра «Дракон кусает свой хвост».

Описание: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  1. Этюд « Король боровик не в духе».

Описание: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту. Шел король Боровик        И стучал каблуком.

Через лес напрямик.        Был король Боровик не в духе:

Он грозил кулаком        Короля покусали мухи.

  1. Игра «Тух-тиби-дух»

Описание: Педагог обращается к детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по- настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий - в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий - против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» - все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал окончания занятия.

Занятие 5

Задачи: продолжать учить детей различать эмоции злости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, полотенце или шарф.

Ход занятия

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра «Животное».

Описание: детям предлагается изобразить при помощи жестов, мимики, представителей животного мира. Можно играть в эту игру, предварительно разбив детей на две группы. Представители каждой из групп загадывают друг другу животных, а другие отгадывают.

  1. Игра «Жужа».

Описание: Перед началом игры, объяснив ее правила, взрослый предлагает подумать: Почему девочку называли Жужей? Как звучит слово Жужа? С какими другими словами его можно сравнить? (Жужжать - визжать, кричать, злиться, сердиться).

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы дразнилки не были слишком обидными.

  1. Беседа с детьми (диагностика агрессивности).

- Вам приходилось в жизни злиться? Из-за чего вы злитесь? Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать - свидетельствуют об агрессивных тенденциях.) Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса педагог может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.). Педагог предлагает детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами: Потопать ногами. Педагог должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.

«Надуть воздушный шарик злостью». Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

  1. «Веселый хоровод».

Описание: Педагог предлагает детям образовать круг и взяться за руки: «Хватит нам играть в злых и страшных героев. Мы ведь с вами, на самом деле, добрые, веселые и очень дружные ребята. Давайте улыбнемся друг другу и споем песенку. Песня выбирается по предложению педагога или по желанию детей».

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал окончания занятия.