Психолого-педагогическое сопровождение Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Педагог-психолог Турова Ю.С.
Городской семинар
19 апреля 2013г.
В связи с переходом на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, не может остаться в стороне от изменений в образовании и работа психолога. Деятельность педагога-психолога в реализации нового стандарта имеет огромное значение. Именно он в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, помогает становлению его личности. Педагог-психолог должен работать в тесном контакте с педагогами образовательного учреждения, родителями и детьми. Педагог-психолог должен вести диагностическую, коррекционную, профилактическую, просветительскую работы. Он должен оказывать всяческую поддержку и помощь не только педагогам и детям, но и родителям.
Для новых стандартов характерно рассмотрение процесса обучения и воспитания учащихся как системы условий, обеспечивающих развитие детей. У детей будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные (метапредметные) и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога не только как полноценного участника образовательного процесса, но и приоритетного специалиста. Поскольку универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений не только знания возрастной и педагогической психологии, но и владения технологиями формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности. А эта задача неразрешима без участия психологов.
Психолог - член команды, который вместе с другими участниками разрабатывает программы реализации стандартов в школе, воплощает на практике, обучает педагогов, разрабатывает программы отслеживания результатов, ведет базу результатов диагностики и т.д;
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Таким образом, роль психолога в ситуации внедрения ФГОС:
-сопровождение учебной деятельности;
- диагностика метапредметных результатов;
- психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя;
- психологическая работа с родителями;
Основные направления деятельности педагога-психолога с учащимися (по материалам ФГОС):
- Психологическое сопровождение учебной деятельности
- Коррекционное направление
- Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации
Основные направления психологического сопровождения педагогов:
- Повышение психологической культуры через просветительские мероприятия;
- Развитие толерантности и способов саморегуляции;
- Консультирование и психотерапия при решении проблемных ситуаций;
- Развитие навыков конструктивного общения и эффективного управления;
- Психологический анализ профессиональной деятельности педагогов (в т.ч. психологический анализ урока);
Основные направления психологической работы с родителями:
- Выявление индивидуальных запросов;
- Индивидуальное консультирование;
- Проведение психологических лекториев, семинаров, с целью повышения психологической грамотности родителей;
Как говорилось выше, универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений знания возрастной и педагогической психологии, умения формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности. Все это говорит о необходимости повышения психологической грамотности педагогов, и тесного взаимодействия с педагогом-психологом в учебном процессе. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении мы проводили психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов. Мы провели исследование «Изучение степени готовности педагогов к введению Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО)». Материалы: диагностическая карта, анкета. Результаты:
Наиболее выражен технологический аспект. Данный аспект выражался в знании педагогов учебного материала, умении правильно его подобрать и презентировать, умении организовывать учебные исследования, проектную деятельность и обучать этому учащихся, умении работать внутри класса в процессе урока, используя различные формы деятельности, останавливаться на ошибках и прорабатывать их, предоставлять право выбора обучающимся (выбор уровня знаний, формы работы, критериев оценки), а также умение включать всех учащихся в беседу. Данный аспект имеет высокие показатели, в среднем, 92% от числа всех опрошенных.
На втором месте по выраженности качеств личностный аспект. Педагоги в среднем (74%) отмечают умение выстраивать с учащимися субъект-субъектные отношения, умеют применять индивидуальный подход к учащимся, считают, что обладают демократическим стилем поведения, а также придерживаются толерантности во взаимодействиях с учащимися.
На третьем месте по выраженности качеств мотивационный аспект. Педагоги в среднем (62%) отмечают понимание значение ФГОС ООО и его значение для системы образования в целом. Также педагоги на высоком уровне отмечают самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем, настойчивость в преодолении трудностей, активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить большее. Наименьшие показатели в данном аспекте получил критерий «активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС ООО» (2 чел. – 12%), и критерий «активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС ООО» никто их педагогов не отметил. Данные результаты могут быть связаны с тем, что педагоги ранее не работали по ФГОС ООО, и испытывают некоторые трудности в понимании данных стандартов, в связи с этим не совсем понятна работа по введению и реализации данных стандартов.
На последнем месте по выраженности качеств когнитивный аспект. Педагоги в среднем (58%) отмечают знание роли и значения введения ФГОС ООО, знания основных документов, связанных с введение ФГОС, а также знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании. Наиболее высоко в данном аспекте оценивается знание роли педагога в процессе введение и реализации ФГОС ООО. Данный параметр отметили 88% опрошенных педагогов. По сравнению с остальными показателями и результатами это самые низкие данные, хотя и находятся в пределах средних значений.
Таким образом, мы видим, что у педагогов выявляются потребности в информационном пополнении знаний, связанных с введением ФГОС ООО.
Также мы составили план психологического сопровождения ФГОС ООО, адаптированный для нашего образовательного учреждения и приступили к его выполнению.
Психологическое сопровождение ФГОС:
Мероприятия | С кем проводиться | Время проведения | Результат
|
1. Психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов | |||
Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение) | Педагоги | В конце учебного года (для планирования работы психолога на учебный год) | Формирование банка данных о запросах педагогов |
Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, НМС, заседаний предметных кафедр, методических объединений, семинары и практикумы по психологической тематике) | Педагоги | В течение учебного года, примерно 1 раз в четверть | Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры |
Психологическое консультирование | Педагоги | В течение года | Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания |
Психологический анализ уроков | Педагоги | В течение года | Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя |
2. Реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | |||
Участие в работе временной творческой группы по разработке программ | Совместно с педагогами, администрацией ОУ | В конце учебного года | Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению |
Мониторинг духовно-нравственного развития учащихся | Учащиеся | В течение учебного года (один раз в год) | Разработка рекомендаций педагогам и родителям о повышении уровня духовно-нравственного развития учащихся |
3. Реализация программ формирования универсальных учебных действий обучающихся | |||
Участие в работе творческой группы по разработке программ | Совместно с педагогами, администрацией ОУ | В конце учебного года | Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению |
Мониторинг сформированности УУД и метапредметных компетенций учащихся | Учащиеся начальной школы | В начале и в конце учебного года (2 раза в год) | Разработка рекомендаций для составления индивидуальной траектории развития учащегося |
Просвещение педагогов по вопросам формирования УУД (обучающие семинары, индивидуальное и групповое консультирование педагогов) | Педагоги | В течение учебного года | Повышение психологической грамотности педагогов по вопросам формирования УУД |
4. Реализация программ формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни | |||
Участие в работе творческой группы по разработке программ | Совместно с педагогами, администрацией ОУ | В конце учебного года | Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению |
Мониторинг психологического здоровья и психологической безопасности | Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) | В конце учебного года (1 раз в год) | Рекомендации по созданию и развитию психологически безопасной среды и сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса |
Профилактические занятия, направленные на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни | Учащиеся | В течение учебного года | Развитие психологической культуры учащихся, повышение мотивации к сохранению и укреплению здоровья |