Методические рекомендации по использованию игрового парашюта. Картотека игр с детьми.

Укрюкова Дина Владимировна

   В изложенном  материале педагог-психолог ДОУ, совместно с  педагогами  групп разного возраста, представили методические рекомендации по использованию игрового парашюта в работе с детьми с целью адаптации  ребенка к новому коллективу сверстников, условиям детского сада, формирования коммуникативных навыков. В статье представлена картотека апробированных игр,  которые Вы можете использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровой парашют. игры. 621.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №50

комбинированного вида  « Аистенок», г. Североморск.

Методические рекомендации

по использованию игрового парашюта.

Картотека игр с детьми.

Автор:

Укрюкова Д.В.,

педагог-психолог

г. Североморск

2014

Одним из факторов, влияющих на  успешность адаптации детей к ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками.

 Во взаимодействии с педагогом-психологом и другими узкими специалистами,  педагоги нашего детского сада создают возможности успешной адаптации детей разных возрастных групп через участие  в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе  обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.

С этой целью мы используем  игровой парашют. Он выполнен из  яркой ткани (3 или 5 метров в диаметре)  и   состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены  ручки.                                

        Игра с парашютом является инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ, коррекции видимых нарушений  коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Для застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. В этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.

 Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.

По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого,  способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения.

Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют  оказывает несравненную  помощь в «соприкосновении»  ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному  проникнуть в него.

Совместно с педагогами групп детского сада мы разработали  и апробировали несколько интересных игр с парашютом, которые Вы можете использовать в своей работе с детьми.

                

1.«Волны» или /« Пламя».

Возраст: 2-7 лет.

Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.

Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки  утихают/ гаснут, и на море штиль.

Можно заменить  слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.

2. «Левая, правая!»

Возраст: 4-6 лет.

Цель: развивать произвольность психических процессов, развитие пространственных представлений.

Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.

3.« Три шага, прыжок!»

Возраст: 4-7 лет.

Цель: развивать произвольность психических процессов, умение слушать инструкции взрослого, развитие координаций движений, учит ориентироваться в пространстве, способствует снятию  нервно-психического напряжения, поднимает настроение.

Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается.

  1. «Волшебный пузырь».

Возраст: 3-7 лет.

Цель: эмоциональная разрядка.

Купол парашюта («пузырь»)  надуть максимально  (руки поднимаем вверх), со словом « бах!»  (громко кричим)  - сдули.

  5.« Яблочко».

Возраст: 3-7 лет.

Цель: учит взаимодействовать детей друг с другом, развивает  координацию движений, раскрепощает.

Ведущий бросает на поднятый парашют несколько мягких мячиков  

(«яблочек»). Задача детей не допустить, чтобы они упали на пол.

6. « Ветерок для … (имя ребенка) ».      

Возраст: 2-7 лет.

Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.

Ведущий называет имя ребенка, который размещается в центре парашюта, сидя, лежа, как ему нравится. Дети дуют на него, делают волны.

 7.«Космическое путешествие».

Возраст: 3-7 лет.

Цель: раскрепостить детей, сплотить группу,  вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.

Ведущий знакомит детей с двумя персонажами, которых необходимо запустить ракете в космос.

Парашют опущен, дети ждут команды взрослого. «3-2-1-пуск!» (громко, все вместе произносим команду). Купол поднимаем резко вверх - герой летит в космос! Эта игра вызывает бурный всплеск эмоций у детей.

  1. « Кошки-мышки».

Возраст: 4-7 лет.

Цель: развить умение сотрудничать, взаимопонимание, умение воспринимать и следовать правилам игры.

Парашют лежит на полу, дети берутся за ручки (их задача запутать кошку). Один участник - кошка, он бегает по полотну купола, другой участник - мышка – прячется под цветной тканью.

9.« Букашки».

Возраст: 2-7 лет.

Цель: релаксация, психологический этюд.

Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат

«ромашкой». Парашют поднимается. В момент приземления  купола дети- «букашечки» хаотично двигают ножками и ручками.

10.«Спокойной ночи, малыши!».

Возраст: 2 -7 лет.

Цель: релаксация.

Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат

«ромашкой». Взрослый предлагает детям почувствовать себя перышком, ощутить дуновение ветерка.

  1. «Терем-теремок».

Возраст: 2 -7 лет.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослые 3-4 человека надувают парашют и говорят : « Терем-терем-теремок, кто-кто в теремочке живет…» Пошел дожик: кап-кап-кап. Дети прячутся в домик.

12. «Каравай».

Возраст: 3 -7 лет.

Цель:  Сплочение коллектива, поздравление именинника с Днем рождения.

Именинник располагается в центр парашюта, остальные дети приговаривают  « Как на Олины именины испекли мы каравай..,

                        Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!»

13.«Кого не хватает?»

Возраст: 4 -7 лет.

Цель:  Развитие внимания.

Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами), ведущий прячет одного ребенка под парашют.  Задача детей найти того, кто спрятался.

14.«Перекати – поле».

Возраст: 4 -7 лет.

Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, смекалки, взаимодействия.

Ведущий выбирает 3 игроков (они находятся около парашюта). Другие дети максимально надувают купол, задача 3 –х игроков  пробежать пока опускается парашют. Если купол их коснется, участник выбывает из игры. Ребенок победивший в игре получает приз.

15.«Танец с парашютом».

Возраст: 5 -7 лет.

Цель: развитие произвольности.

Примерный рисунок танца: взялись за ручку парашюта, 3 подскока вправо, положили парашют, сделали хлопки « Ти-та-та-та», покружились, взяли купол и т д. Вы можете придумать свой рисунок танца.

16.« Круг».

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности.

Ведущий:

- Ребята, возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства,  силы, дружбы.

Сейчас я предлагаю выполнить вам ряд заданий, которые нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена.

Перед выполнением задания у вас есть несколько секунд, чтобы попробовать договориться без слов.

  • Всем присесть, а потом встать.
  • Опустить одну руку и сделать круг по часовой стрелке.
  • Сделать волнообразные движения.

Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?

17.« Доброе животное».

Возраст: 5-7 лет.

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, принимать друг друга, оказывать поддержку и сопереживать.

     Ведущий тихим таинственным  голосом говорит: « Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - назад (3 раза)

     Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! (без вдоха и выдоха), при этом сильные удары ногами. Стук - шаг вперед, стук-назад (3 раза). Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.

 

      В заключение  хочется отметить, что предложенные нами игры с парашютом, способствуют благоприятной адаптации детей, помогают психологу, педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения  у ребенка.  Они вырабатывают  умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь,  доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.

 

Надеюсь, что наши рекомендации и игры

будут Вам полезны!

Спасибо за внимание!