Методические рекомендации по использованию игрового парашюта. Картотека игр с детьми.
В изложенном материале педагог-психолог ДОУ, совместно с педагогами групп разного возраста, представили методические рекомендации по использованию игрового парашюта в работе с детьми с целью адаптации ребенка к новому коллективу сверстников, условиям детского сада, формирования коммуникативных навыков. В статье представлена картотека апробированных игр, которые Вы можете использовать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровой парашют. игры. | 621.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №50
комбинированного вида « Аистенок», г. Североморск.
Методические рекомендации
по использованию игрового парашюта.
Картотека игр с детьми.
Автор:
Укрюкова Д.В.,
педагог-психолог
г. Североморск
2014
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации детей к ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками.
Во взаимодействии с педагогом-психологом и другими узкими специалистами, педагоги нашего детского сада создают возможности успешной адаптации детей разных возрастных групп через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
С этой целью мы используем игровой парашют. Он выполнен из яркой ткани (3 или 5 метров в диаметре) и состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены ручки.
Игра с парашютом является инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ, коррекции видимых нарушений коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Для застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. В этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.
Совместно с педагогами групп детского сада мы разработали и апробировали несколько интересных игр с парашютом, которые Вы можете использовать в своей работе с детьми.
1.«Волны» или /« Пламя».
Возраст: 2-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль.
Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
2. «Левая, правая!»
Возраст: 4-6 лет.
Цель: развивать произвольность психических процессов, развитие пространственных представлений.
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
3.« Три шага, прыжок!»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: развивать произвольность психических процессов, умение слушать инструкции взрослого, развитие координаций движений, учит ориентироваться в пространстве, способствует снятию нервно-психического напряжения, поднимает настроение.
Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается.
- «Волшебный пузырь».
Возраст: 3-7 лет.
Цель: эмоциональная разрядка.
Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули.
5.« Яблочко».
Возраст: 3-7 лет.
Цель: учит взаимодействовать детей друг с другом, развивает координацию движений, раскрепощает.
Ведущий бросает на поднятый парашют несколько мягких мячиков
(«яблочек»). Задача детей не допустить, чтобы они упали на пол.
6. « Ветерок для … (имя ребенка) ».
Возраст: 2-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Ведущий называет имя ребенка, который размещается в центре парашюта, сидя, лежа, как ему нравится. Дети дуют на него, делают волны.
7.«Космическое путешествие».
Возраст: 3-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, сплотить группу, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Ведущий знакомит детей с двумя персонажами, которых необходимо запустить ракете в космос.
Парашют опущен, дети ждут команды взрослого. «3-2-1-пуск!» (громко, все вместе произносим команду). Купол поднимаем резко вверх - герой летит в космос! Эта игра вызывает бурный всплеск эмоций у детей.
- « Кошки-мышки».
Возраст: 4-7 лет.
Цель: развить умение сотрудничать, взаимопонимание, умение воспринимать и следовать правилам игры.
Парашют лежит на полу, дети берутся за ручки (их задача запутать кошку). Один участник - кошка, он бегает по полотну купола, другой участник - мышка – прячется под цветной тканью.
9.« Букашки».
Возраст: 2-7 лет.
Цель: релаксация, психологический этюд.
Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат
«ромашкой». Парашют поднимается. В момент приземления купола дети- «букашечки» хаотично двигают ножками и ручками.
10.«Спокойной ночи, малыши!».
Возраст: 2 -7 лет.
Цель: релаксация.
Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат
«ромашкой». Взрослый предлагает детям почувствовать себя перышком, ощутить дуновение ветерка.
- «Терем-теремок».
Возраст: 2 -7 лет.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Взрослые 3-4 человека надувают парашют и говорят : « Терем-терем-теремок, кто-кто в теремочке живет…» Пошел дожик: кап-кап-кап. Дети прячутся в домик.
12. «Каравай».
Возраст: 3 -7 лет.
Цель: Сплочение коллектива, поздравление именинника с Днем рождения.
Именинник располагается в центр парашюта, остальные дети приговаривают « Как на Олины именины испекли мы каравай..,
Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!»
13.«Кого не хватает?»
Возраст: 4 -7 лет.
Цель: Развитие внимания.
Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами), ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.
14.«Перекати – поле».
Возраст: 4 -7 лет.
Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, смекалки, взаимодействия.
Ведущий выбирает 3 игроков (они находятся около парашюта). Другие дети максимально надувают купол, задача 3 –х игроков пробежать пока опускается парашют. Если купол их коснется, участник выбывает из игры. Ребенок победивший в игре получает приз.
15.«Танец с парашютом».
Возраст: 5 -7 лет.
Цель: развитие произвольности.
Примерный рисунок танца: взялись за ручку парашюта, 3 подскока вправо, положили парашют, сделали хлопки « Ти-та-та-та», покружились, взяли купол и т д. Вы можете придумать свой рисунок танца.
16.« Круг».
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности.
Ведущий:
- Ребята, возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства, силы, дружбы.
Сейчас я предлагаю выполнить вам ряд заданий, которые нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена.
Перед выполнением задания у вас есть несколько секунд, чтобы попробовать договориться без слов.
- Всем присесть, а потом встать.
- Опустить одну руку и сделать круг по часовой стрелке.
- Сделать волнообразные движения.
Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?
17.« Доброе животное».
Возраст: 5-7 лет.
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, принимать друг друга, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: « Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - назад (3 раза)
Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! (без вдоха и выдоха), при этом сильные удары ногами. Стук - шаг вперед, стук-назад (3 раза). Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.
В заключение хочется отметить, что предложенные нами игры с парашютом, способствуют благоприятной адаптации детей, помогают психологу, педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения у ребенка. Они вырабатывают умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь, доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.
Надеюсь, что наши рекомендации и игры
будут Вам полезны!
Спасибо за внимание!