Психологические аспекты развития творческого мышления школьников в условиях дифференцированного обучения

Клычкова Алла Ивановна

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития творческого мышления школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты развития творческого мышления школьников в условиях дифференцированного обучения

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.

В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.

Необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.

Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.

В число таких компонентов входят:

- способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;

- критичность мышления (обнаружение разного рода ошибок, рассогласований) и способность выявлять противоречия;

- прогнозирование возможного развития событий;

- способность видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;

- умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;

- порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Известный американский психолог Э. Фромм определяет творческое мышление как «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Близко к понятию «творческое мышление термины «креативность» и «дивергентное мышление». Под креативностью понимается способность находить в быстром темпе разные способы решения задач. Лежащий в основе этой способности комплекс особенностей мыслительного процесса Дж. Гилфорд назвал дивергентным мышлением.

В психологических исследованиях выявлен целый ряд таких особенностей, взаимосвязанных и образующих целую структуру:

Быстрота мышления – способность высказывать максимальное число идей за короткий промежуток времени.

Гибкость мышления – способность видеть проблему с разных сторон, богатство ассоциативной деятельности, заключающееся в установлении очень далеких ассоциаций, нахождение сходства в явлениях, на первый взгляд ничем не связанных.

Оригинальность мышления – своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность находить необычные ответы.

Синтетичность мышления – способность охватить все проблемное поле одним взглядом.

Точность (завершенность) – логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений.

В работе с детьми можно использовать следующие задания, направленные на развитие творческого мышления.

Задание № 1.

Интерпретация картинок.

Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.

Задание № 2.

Употребление предметов.

Предлагаются различные предметы (например: длинные железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки из-под обуви). Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.

Примеры употреблений: длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога; древесные опилки – топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки – для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви – для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.

Задание № 3.

Придумывание рассказа.

Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.

Задание № 4.

Неоконченный рассказ.

Предлагается текст. Необходимо за 10 минут придумать и дописать окончание текста. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Пример начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»

Задание № 5.

Круги.

Предлагается бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).

Задание № 6.

Коллективная картина.

Предлагается бланк, на котором нарисовано несколько любых линий или геометрических фигур. Предлагается дорисовать коллективную картину или законченный сюжет и дать название. Работа оценивается по необычности, оригинальности, наличию дополнительных деталей.

Задание № 7.

Назови предметы.

Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3) тонкий, легкий, высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за 10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.

Результаты оцениваются по количеству написанных предметов, их отличиям, оригинальности, нестандартности, разнообразию.

Задание № 8.

Быстрота мысли.

Подгруппам раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы (у каждой подгруппы разные). Каждые прочерк – это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.

Образец бланка

д-ло (дело)  

п-л-а (полка)  

з-о-ок (звонок)  

с-я-оть (слякоть)

к-ша (каша)  

о-р-ч (обруч)  

к-о-а (крона)  

к-с-а-ник (кустарник)

с-да (сода)  

к-р-он (картон)  

с-е-ло (стекло)  

у-ы-к- (улыбка)

в-за (ваза)  

з-р-о (зерно)  

к-ы-а (крыша)  

а-е-ь-ин (апельсин)

н-га (нога)  

в-с-ок (восток)  

т-а-а (трава)  

с-а-ц-я (станция)

м-на (мина)  

с-г-об (сугроб)  

к-у-ка (кружка)  

ч-р-и-а (черника)

д-ля (доля)  

в-т-а (ветка)  

а-т-ка (аптека)  

к-п-с-а (капуста)

к-но (кино)  

п-д-ак (пиджак)  

с-у-а (ступа)  

д-е-н-к (дневник)

в-да (вода)  

к-ш-а (кошка)  

с-а-ка (сказка)  

т-л-в-з-р (телевизор)

ч-до (чудо)  

б-л-он (бульон)  

п-е-а (пьеса)  

к-н-у-т-р (кондуктор)

(В скобках даны правильные ответы, на бланке не печатаются).

Задание № 9.

Хорошо – плохо.

Подгруппам раздаются карточки с написанными на них различными ситуациями (например: 1) Весь день льет дождь. 2) Вас подстригли очень коротко. 3) Вам наступили на ногу. 4) Вы заблудились в чужом городе). Участникам предлагается проанализировать эти ситуации с точки зрения «положительных» и «отрицательных» его последствий. За определенное время (в зависимости от возраста и количества участников – 10-20 минут) группами составляются списки таких последствий и затем зачитываются и обосновываются. Результаты оцениваются по количеству и оригинальности последствий, желательно, чтобы положительных последствий было не меньше отрицательных.

Например, при анализе явления «весь день льет дождь» «положительными» моментами могут быть названы следующие: быстрее начнут расти грибы, станет свежее, можно увидеть радугу, «отрицательные» последствия: появится грязь, можно промокнуть и заболеть, проезжающая машина может забрызгать водой из лужи. В ситуации «Вас подстригли очень коротко» положительное – не жарко, не нужно тратить деньги на шампунь, не нужно носить с собой расческу, отрицательное – шапка становится велика, голове холодно, заметны оттопыренные уши. При анализе ситуации «Вам наступили на ногу» положительным может быть названо: можно познакомиться с новым человеком, наконец-то почистим ботинки или купим новые, разбудили в автобусе, обратили внимание, что надели разные; «отрицательными» последствиями являются: больная нога, испорченное настроение, грязная обувь. В ситуации «Вы заблудились в чужом городе» положительным является то, что можно посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми, можно совершить необычные поступки, отрицательным в данной ситуации является: потраченное время, можно замерзнуть и заболеть.

Задание № 10.

Индукция.

Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Москва»). Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко – фрукт, плод, продукт питания, товар, шар; бензин – топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель; Москва – город, столица, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.

Список литературы.

  1. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.
  2. Психология творчества / Под. ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
  3. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология для студентов колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.