О чем с ними говорить?

Митюкова Елена Александровна

 

О чем с ними говорить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_rod._o_chem_s_nimi_govorit.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

О чем с ними говорить?

Так думают родители о детях. Но через некоторое время так думают о них.

Умение слушать ребенка –

важнейшее достоинство взрослого человека.

Без этого не будет ни взаимопонимания,

ни доверия.

        Вступая в контакт со взрослыми, ребенок решает для себя разного рода познавательные задачи. Его в разной мере интересует информация и об окружающем мире, и о нем самом. Он ожидает от взрослого помощи в решении не только практических задач, но и тех, которые волнуют его как субъекта отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой.

        Проблема современных отношений маленьких детей и взрослых состоит в том, что сами взрослые не до конца осознают значимость этих диалогов для детей и для них самих. Стойкий принцип родителей и педагогов – убежденность в собственной правоте в отношениях с детьми. Практически эта позиция никогда не подвергается сомнению, а значит и анализу.

        Изучив результаты диагностики, полученные нами при работе в садах городов Волгограда и Волжского, мы пришли к выводу, что почти для половины детей реально вырисовывается проблема одиночества. Эти дети испытывают острый дефицит общения. Поэтому вполне закономерно проявляется неуверенность ребенка в ответах на предложение экспериментатора побеседовать о нем самом; от такого рода контактов дети неоднократно отказывались.

        Мы отмечали темы обращений родителей к детям, когда они уходили домой из детского сада. Преобладающим был вопрос: «Что вы сегодня кушали?». Затем – «Чем вы сегодня занимались?». Только дважды услышали от родителей вопрос к ребенку: «Как ты сегодня чувствовал себя в садике?». И такой вопрос – исключение, а не правило в отношениях родителей с ребенком.

        Когда же дети действительно стараются ответить на вопрос «чем они сегодня занимались» - и с увлечением начинает рассказывать о событиях дня – то взрослые, поторапливая ребенка, предлагают ему рассказать об этом потом.

        Естественно, взрослый всегда может оправдаться перед ребенком занятостью, усталостью и т.д. Но время оказывается потерянным и для него и для и, конечно для ребенка. Ведь взрослому не входит в голову спрогнозировать свои отношения с малышом лет через пять или десять, когда захочется знать о друзьях и увлечениях сына или дочери. Но этого может и не получиться; дети найдут других, более авторитетных для них слушателей и советчиков. Негодуя по этому поводу, взрослые в качестве основных аргументов приводят свою заботу о хорошей еде, одежде («Я его кормил, одевал, а он …!). А ведь главная причина, не сложившихся отношений с ребенком, кроется в другом – в отсутствии эмоционально – личностных контактов, столь важных и необходимых для ребенка. К сожалению, многие взрослые этого не признают. Ребенку нужно проникнуться к взрослому, чтобы делиться с ним своими сокровенными мыслями и сомнениями. Умение слушать ребенка – важнейшее достоинство взрослого человека. Без этого не будет ни взаимопонимания, ни доверия. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, то есть способности оценивать себя как с позиции партнера. В этой ситуации взрослый как бы проецирует переживания ребенка на свой собственный социально – эмоциональный, житейский опыт. А это, в свою очередь, активизирует хранимые в памяти события детства. Создается ситуация глубокого принятия и переживания взрослым проблемы ребенка, осознается ее значимость.

        В процессе беседы с дошкольником взрослый может также поделиться с ребенком собственными воспоминаниями и пережитыми чувствами, открыв себе для ребенка с новой, неизвестной доселе, стороны. Дети очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому такой опыт общения с близким для них человеком не проходит бесследно. Для детей тоже важно знать, что и взрослым не чужды переживания и сомнения.

        Если такие разговоры  с ребенком происходят регулярно, а не от случая к случаю, у дошкольника формируется наблюдательность к эмоциональным состояниям окружающих его взрослых и сверстников, потребность оказать им поддержку. Дети учатся адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение.