Условия полоролевого развития детей дошкольного возраста
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
Сегодня наша встреча посвящёна вопросам полоролевого воспитания дошкольников, а его главная цель (Слайд №2): расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания.
Мы попытаемся за небольшой отрезок времени - понять проблему полоролевого воспитания, осознать важность полоролевого воспитания, узнать, как создать оптимально насыщенную и (в тоже время без чрезмерного обилия) многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении, какие найти темы для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать самим ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков и девочек, о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.
В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. (Слайд №3)
В английском языке существуют два понятия:
«sex» - пол биологический
«gender» - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Первый термин применим в том случае, когда идёт речь об изучении биологических особенностей – строение тела, половых функций человека и т.д.
(Слайд №4)
Дошкольный период основывается на закономерностях развития «gender»а - пола социального, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном или полоролевом воспитании, процесс которого рассматривается, как система нравственного и физического развития ребенка.
«гендер» - культура, психологический пол, культурное образование:
- когнитивная составляющая «Я знаю», что я мальчик
- аффективная составляющая (ощущения) «Я чувствую, я горжусь», что я мальчик
- поведенческая составляющая «Я веду» себя, как мальчик.
Женские и мужские черты должны быть в каждом, но в разных пропорциях.
Гендер - социально-психологический пол, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения на основе маскулинности и фемининности. Гендер дает образцы поведения (во всех этносах разные), дает набор психологических характеристик, дает границу нормы и отклонения.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Бочкарева Л.П. трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни».
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.
Во всём мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны.
В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Проведение полоролевого воспитания в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и учёных всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пелёнок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком. К сожалению, во многих детских садах и школах иногда преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.
В полоролевом воспитании дошкольников очень важно как будет проходить подготовка детей к социальной жизни.
В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Для реализации данной задачи необходимо создать определенные педагогические условия, а именно (СЛАЙД №5)
Педагогические условия полоролевого развития детей
Полоразвивающеевзаимодействие |
Родители |
|
Воспитатели | ||
| ||||
| Ребёнок |
| ||
Полоразвивающая предметная среда |
(СЛАЙД № 6)
- Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек.
Предметно-развивающая среда для формирования позитивной полоролевой идентичности.
Мини-центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел |
|
Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами.
|
|
Схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.
|
|
Материалы, которые могут потребоваться девочкам для игры «Ателье»
|
Предметно - развивающая среда |
«Уголок красоты», где ребёнок может привести себя в порядок. |
|
Мини центры этикета, в которых сосредоточены различные вещи, необходимые для организации игр. |
|
Макеты квартир, которые обустраивают девочки, а мальчики изготавливают для них мебель. |
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
(СЛАЙД № 7)
- Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игрой
Понимает специфические задачи игры |
| Осознаёт развивающие возможности игры |
Не допускает негативных оценок |
| Играет вместе с детьми, показывая правильные способы полоролевой идентичности поведения мальчиков и девочек | ||
| Воспитатель |
| ||
Ориентирует детей на выбор ролей в соответствии со своим полом |
| Организует игру в небольших разнополых группах |
Знает особенности игры у детей разного возраста |
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку якобы не для него.
Игра для педагогов. Уважаемые педагоги. У меня 3 предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание такое: придумать, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую мальчику.
Кукла (девочки – мамы, мальчики-папы, у мальчиков воспитывается любовь и нежность),
Машина (мальчик –шофёр, девочка – моет машину, принимает товар из грузовика), скакалка (на улице удочка, верёвка для дров, верёвка для белья, для плетения, пояс для украшения)
Для развития самостоятельной игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром.
В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами.
Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому необходимо обращать внимание:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;
- на наличие атрибутики игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Степень усвоения ребёнком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры. Выделяют несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.
(СЛАЙД № 8)
1. этап условных игровых действий, для которого характерен выбор однотемного одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умывает её, одевает, говорит ласковые слова и т.д.).
2. Этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т.д.).
3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.
Формирование позитивного полоролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. В 3-5 лет дети заменяют сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. У ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом.
Сюжетно-ролевые игры детей 5-7 лет отличаются многотемностью, становятся разнообразнее и сложнее; появляется коллективная форма, причём и мальчики и девочки стремятся играть со сверстниками, как своего, так и противоположного пола. Для закрепления в поведении старших дошкольников позитивных гендерных стереотипов предпочтительнее выбирать сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
(СЛАЙД № 9)
Формирование позитивного полоролевого поведения в процессе
Совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин |
| Частичное преобразование событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в игре |
Формирование полоролевого поведения |
Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов, включающего разговор ребёнка с воображаемым собеседником |
| Придумывание новых историй на основе реальных событий. |
Показателями успешного становления полоролевого поведения у детей данного возраста будут выполнение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых функций, отражающих позитивные гендерные стереотипы; подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
(СЛАЙД № 10)
- Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения.
Организованная образовательная деятельность помогает успешно привить детям их социальные роли с учётом пола; формы поведения; культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
(СЛАЙД № 11)
- Чтение художественной литературы, направленной на формирование генденого воспитания.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Литературные герои являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.
(СЛАЙД № 12)
- Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей.
Однако все педагогические старания не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом для ребенка, соответствовать своей половой роли, так как ведущая роль в полоролевом воспитании детей принадлежит семье. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
Профессиональная деятельность педагога может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей. Поэтому перед педагогом стоит задача – повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания детей.
Полоролевое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
Закрепление полученной информации. Мозговой штурм.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас в качестве закрепления того, что Вы услышали и более качественной переработки услышанного, разделиться на 2 подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны те самые отличия в развитии мальчиков и девочек, о которых мы сейчас говорили.
Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что - девочкам.
Девочки | Мальчики |
Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком»: | Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве надо много пространства. |
Легко происходит обмен информацией между полушариями – высокая обучаемость. | Обмен информацией между полушариями затруднен – трудности в обучении. |
Развита мелкая моторика. | Развита крупная моторика. |
Стремятся к социально желаемому поведению. Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению. | Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить. |
Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить. | Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами. |
Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала. | Трудно и долго входят в работу. |
Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются». | Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно – правильно или нет. |
Легко выражают мысли. Все отражается на лице.
| Сложно выразить мысль словами, помогают жестами. По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны. |
Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых – как зеркало. Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми. | Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно. |
Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом. | Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте. |
Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя. | Склонны к действию. Готовы изменить мир. |
«Девочки или мальчики?» - развинчиваем стереотипы
Стереотипы
| Правильные ответы |
1 | 2 |
Девочки более послушны | В раннем детстве девочки действительно более послушны, чем мальчики |
Девочки лучше относятся к природе | Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях разве что в возрасте 6—9 лет |
Мальчики лучше могут оценить сложное положение (проблемы) и мыслят более логически | Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков |
Мальчики испытывают большее желание отличиться
| До 10—12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем |
Мальчики более одарены в математике | Девочки и мальчики одарены одинаково, все зави- сит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от предрассудка, то не заметим большой разницы |
Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания
| Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать |
Девочки умеют лучше выразить свои мысли | До 10—13 лет разница незначительна, затем, в большинстве случаев, девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики |
У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая | Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная и от пола не зависит |
Мальчики лучше ориентируются в пространстве | До наступления половой зрелости — нет, после этого — мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается |
Мальчики агрессивнее | Мальчики становятся агрессивными только в самом раннем возрасте, в 2—3 года, когда начинает формироваться их личность |
Девочки менее активны | Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно (в драках, например). В то же время девочки менее шумливы, но не менее целенаправленны |
Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу | Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и друзей тогда, когда они вырастают, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм |
Девочки требуют больше ласки | До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют более ласкового обращения (например, в период младенчества, раннего детства) |
Девочки легче попадают под чужое влияние | Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения |
Мальчики более предприимчивы | В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки, а в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно? |
Девочки более трусливы | Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется, в действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх |
Девочки чаще страдают от комплекса неполно ценности | Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве они более самостоятельны |
Девочки реже соперни- чают между собой
| В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки, но в поведении это проявляется по-разному |
Мальчикам более важно заявить о себе продемонстрировать свои способности | Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны. |
У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом | В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения, но однообразную работу, действительно, девочки делают легче |
Тест
С кем сложнее – с мальчиками или с девочками? Влияет ли пол на характер? Предрассудков на эту тему существует множество, а между тем от правильных ответов на некоторые вопросы зависит очень многое в воспитании детей. Ответьте на вопросы так, как вы считаете нужным, а потом сравните ваши ответы (правда – неправда) с мнением людей, профессионально занимающихся детской психологией.
- Девочки послушней мальчиков?
- Девочки чаще защищают слабых?
- У мальчиков более аналитический склад ума?
- Мальчики амбициознее девочек?
- Мальчики более способны в точных науках?
- Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
- Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
- У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек – слуховая?
- Мальчики агрессивнее девочек?
- Мальчики лучше ориентируются на местности?
- Девочки пассивнее мальчиков?
- У девочек лучше развито чувство коллективизма?
- Девочки более чувствительны к прикосновениям?
- Девочки легче поддаются чужому влиянию?
- Мальчики более активны?
- Девочки более пугливы?
- У девочек чаще развивается комплекс неполноценности?
- Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
- У мальчиков более развита склонность к командованию?
- У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными заданиями?
А теперь слово специалистам.
- Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо больше послушна указаниям старших.
- Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
- Неправда. Аналитический ум поровну поделен между полами.
- Неправда. Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения, мальчиков приходится подталкивать к этому.
- Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
- Неправда. Скорее мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, причем не только при жизни, но и до рождения.
- Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
- Неправда. Все тесты показывают одинаковую слуховую и зрительную восприимчивость у обоих полов.
- Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
- Правда. Подрастая, мальчики проявляют все большие способности в ориентации на местности.
- Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки – хоть и тише, но гораздо результативнее.
- Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки – в группы из 2-3 человек.
- Неправда. Существенного отличия тут нет.
- Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.
- Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по – разному, многое зависит от класса и от учителей.
- Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
- Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
- Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
- Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
- Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
Надеемся, что тест позволит вам лучше понять и узнать детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_polorolevogo_vospitaniya_detey.pptx | 953.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил. Н.А. Заболоцкий Цель: расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания.
Полоролевое воспитание Половое воспитанние « gender » - социальный пол человека, « sex » - пол биологический формируемый в процессе воспитания Изучение биологических личности и включающий в себя особенностей– строение тела, психологические, социальные и культурные половых функций отличия между мужчинами (мальчиками) человека и т.д. и женщинами (девочками).
Развитие « gender »а – социального пола, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом,а именно о гендерном или полоролевом воспитании, процесс которого рассматривается, как система нравственного и физического развития ребенка. Гендер - социально-психологический пол, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения на основе маскулинности и фемининности . Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Педагогические условия полоролевого развития детей Полоразвивающее взаимодействие Родители Воспитатели Ребёнок Полоразвивающая предметная среда
1. Предметно-развивающая среда для формирования позитивной полоролевой идентичности. Мини-центры, Куклы-мальчики Схемы действий, содержащие материалы, и куклы-девочки отражающие культурные необходимые для со всеми необходимыми эталоны поведения выполнения атрибутами и аксессуарами. представителей мужских и женских мужского и женского домашних дел пола Предметно - развивающая среда Материалы, которые «Уголок красоты», Мини центры этикета, могут потребоваться где ребёнок может в которых сосредоточены девочкам для игры привести себя в различные вещи, «Ателье» порядок. необходимые для организации игр. Макеты квартир, которые обустраивают девочки, а мальчики изготавливают для них мебель.
2. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игрой Понимает специфически Осознаёт развивающие задачи игры возможности игры Не допускает Играет вместе с детьми, негативных оценок показывая правильные способы полоролевой идентичности поведения мальчиков и девочек Воспитатель Ориентирует детей Организует игру на выбор ролей в в небольших разнополых соответствии со своим группах полом Знает особенности игры у детей разного возраста
Этапы развития игровой деятельности дошкольников. 1. Этап условных игровых действий. 2. Этап многоперсонажного сюжета. 3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов.
Формирование позитивного полоролевого поведения в процессе Совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин Частичное преобразование событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в игре Формирование полоролевого поведения Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов, включающего разговор ребёнка с воображаемым собеседником Придумывание новых историй на основе реальных событий.
3. Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения.
4. Чтение художественной литературы, направленной на формирование генденого воспитания.
5. Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей.