Психолого - педагогическая помощь родителям в подготовке ребёнка к посещению детского дошкольного учреждения.

Штенцель Ирина Васильевна

 

                                                                        

         В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Взрослые, довольно часто параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и  соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения зачастую даже и не обсуждается.  Безусловно, наличие элементарных навыков самообслуживания ребёнка необходимо или приветствуется, но наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к  детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, хорошо умевший сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому взрослому или другому ребёнку.

Наличие возможных навыков

при поступление ребенка в детское дошкольное учреждение

 (возраст от 2 лет 6 месяцев до 3 лет)

         Навыки самообслуживания ребёнка:

  • Кушает самостоятельно и довольно аккуратно, умеет пережёвывать пищу, использует ложку и чашку (возможно с докармливанием);
  • Пытается самостоятельно одеваться (без застёгивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.
  • Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком; узнаёт свои вещи;
  • Просится в туалет, использую слова;
  • С помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности:

  • Употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
  • Понимает слова «нельзя», «надо», иногда выполняет;
  • Слушает, когда читают книги;
  • Рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
  • Слушает музыку; рисует, как умеет.

Развитие общение ребёнка:

  • Изображает поведение взрослого;
  • «Отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;
  • Играет рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • По просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

Развитие речи:

  • Понимает обобщённую речь к нему;
  • Повторяет за взрослым предложения из 3-3 слов;
  • Самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
  • Может ответить на вопросы: «где?», «Куда?».

Сенсорное развитие ребёнка:

  • Различает большие и маленькие предметы;
  • Ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т.д.);
  • Понимает холодное и горячее (например, вода);

Продуктивная деятельность:

  • Самостоятельно делает постройки (дом, башенка…);
  • Умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик).

Памятка для родителей

Как надо вести себя родителям с ребёнком,

 когда он впервые начал посещать

детское дошкольное учреждение.

Уважаемый родитель! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя!

  • Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.
  • Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ  и введите их в распорядок дня, т.е. создавайте в выходные дни дома для ребёнка такой же режим, как и в детском саду.
  • Планируйте  своё время так, чтобы в первое время посещения ребёнком детского сада у Вас  была возможность не оставлять его на целый день. Иногда на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
  • Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», положив туда небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для Вашего малыша и уж точно порадуют других детей.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.
  • Щадите его ослабленную нервную систему: не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • Сократите просмотр телевизионных передач, посещение многолюдных и шумных мест (гипермаркеты, цирк, театр, гости и т.п.)
  • Сообщите воспитателю о личных особенностях ребёнка, о его ласковых «домашних» имён.
  • Не кутайте ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Не реагируйте на выходки ребёнка и не наказывайте его за капризы.
  • Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребёнка в детское дошкольное учреждение.
  • Не угрожайте ребёнку детским садом как наказанием за грехи, а так же за непослушание.
  • Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Научите ребёнка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просит, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
  • Чем больше количеством детей и взрослых ребёнок сможет построить отношения, тем быстрее он привыкнет  к детскому саду. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребёнка по имени, спрашивайте дома как прошёл день, с кем играл… Спрашивайте о Серёже, Лене. Саше.
  • Поймите и запомните, чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть Вашему ребёнку, тем комфортнее он будет себя чувствовать.
  • Будьте снисходительны и терпимы друг другу, идеальных людей нет, но прояснить ситуацию, тревожащую Вас, необходимо. Но это сделать можно в тактичной, деликатной форме или через специалистов.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставьте ребёнка дома на несколько дней дома и выполняйте все предписания специалиста.
  • Подчёркивайте, что Ваш ребёнок как прежде дорог, любим Вами. Всячески эмоционально поддерживайте своего малыша. Теперь Вы будете проводить меньше времени с ним, компенсируйте это качеством общения.

Уважаемые родители! Если Ваш ребёнок тяжело расстаётся с Вами по утрам,  и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем Вам несколько рекомендаций, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе детского сада.

  • Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти.
  • Поцелуйте его, скажите, что его очень любите и уходите, не задерживаясь, словно ничего не происходит.
  • Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе.
  • Скажите ребёнку, как он может определить время,, когда Вы должны прийти за ним (например, сразу после обеда или сна) и обязательно будьте точны.
  • Попрощавшись, уходите, не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний снизится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого - педагогическая помощь

родителям в подготовке ребёнка к посещению

детского дошкольного учреждения.

                                                                            Подготовила:

                                                                Педагог-психолог БДОУ «Детского сада № 329

                                                             комбинированного »

                                                             Штенцель Ирина Васильевна

        В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Взрослые, довольно часто параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и  соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения зачастую даже и не обсуждается.  Безусловно, наличие элементарных навыков самообслуживания ребёнка необходимо или приветствуется, но наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к  детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, хорошо умевший сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому взрослому или другому ребёнку.

Наличие возможных навыков

при поступление ребенка в детское дошкольное учреждение

 (возраст от 2 лет 6 месяцев до 3 лет)

        Навыки самообслуживания ребёнка:

  • Кушает самостоятельно и довольно аккуратно, умеет пережёвывать пищу, использует ложку и чашку (возможно с докармливанием);
  • Пытается самостоятельно одеваться (без застёгивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.
  • Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком; узнаёт свои вещи;
  • Просится в туалет, использую слова;
  • С помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности:

  • Употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
  • Понимает слова «нельзя», «надо», иногда выполняет;
  • Слушает, когда читают книги;
  • Рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
  • Слушает музыку; рисует, как умеет.

Развитие общение ребёнка:

  • Изображает поведение взрослого;
  • «Отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;
  • Играет рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • По просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

Развитие речи:

  • Понимает обобщённую речь к нему;
  • Повторяет за взрослым предложения из 3-3 слов;
  • Самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
  • Может ответить на вопросы: «где?», «Куда?».

Сенсорное развитие ребёнка:

  • Различает большие и маленькие предметы;
  • Ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т.д.);
  • Понимает холодное и горячее (например, вода);

Продуктивная деятельность:

  • Самостоятельно делает постройки (дом, башенка…);
  • Умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик).

Памятка для родителей

Как надо вести себя родителям с ребёнком,

 когда он впервые начал посещать

детское дошкольное учреждение.

Уважаемый родитель! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя!

  • Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.
  • Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ  и введите их в распорядок дня, т.е. создавайте в выходные дни дома для ребёнка такой же режим, как и в детском саду.
  • Планируйте  своё время так, чтобы в первое время посещения ребёнком детского сада у Вас  была возможность не оставлять его на целый день. Иногда на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
  • Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», положив туда небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для Вашего малыша и уж точно порадуют других детей.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.
  • Щадите его ослабленную нервную систему: не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • Сократите просмотр телевизионных передач, посещение многолюдных и шумных мест (гипермаркеты, цирк, театр, гости и т.п.)
  • Сообщите воспитателю о личных особенностях ребёнка, о его ласковых «домашних» имён.
  • Не кутайте ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Не реагируйте на выходки ребёнка и не наказывайте его за капризы.
  • Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребёнка в детское дошкольное учреждение.
  • Не угрожайте ребёнку детским садом как наказанием за грехи, а так же за непослушание.
  • Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Научите ребёнка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просит, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
  • Чем больше количеством детей и взрослых ребёнок сможет построить отношения, тем быстрее он привыкнет  к детскому саду. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребёнка по имени, спрашивайте дома как прошёл день, с кем играл… Спрашивайте о Серёже, Лене. Саше.
  • Поймите и запомните, чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть Вашему ребёнку, тем комфортнее он будет себя чувствовать.
  • Будьте снисходительны и терпимы друг другу, идеальных людей нет, но прояснить ситуацию, тревожащую Вас, необходимо. Но это сделать можно в тактичной, деликатной форме или через специалистов.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставьте ребёнка дома на несколько дней дома и выполняйте все предписания специалиста.
  • Подчёркивайте, что Ваш ребёнок как прежде дорог, любим Вами. Всячески эмоционально поддерживайте своего малыша. Теперь Вы будете проводить меньше времени с ним, компенсируйте это качеством общения.

Уважаемые родители! Если Ваш ребёнок тяжело расстаётся с Вами по утрам,  и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем Вам несколько рекомендаций, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе детского сада.

  • Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти.
  • Поцелуйте его, скажите, что его очень любите и уходите, не задерживаясь, словно ничего не происходит.
  • Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе.
  • Скажите ребёнку, как он может определить время,, когда Вы должны прийти за ним (например, сразу после обеда или сна) и обязательно будьте точны.
  • Попрощавшись, уходите, не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний снизится.