Занятие с подростками "ВИЧ. Пути передачи. Профилактика. "
Занятие из программы "Я выбираю здоровье". На занятии ребята получают основные знания о болезни, путях ее передачи, мерах профилактики, необходимых каждому человеку. Занятие может быть использовано отдельно, в форме классного часа,. При подготовке к уроку теоритический материал можно сократить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие из программы | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИЧ. Пути передачи. Профилактика.
Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/ СПИД.
Задачи:
1. выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;
2. дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
3. проверить уровень усвоения информации.
История открытия и особенности вируса. Пути передачи ВИЧ. Меры профилактики. Игра «Группа риска» или игра «Свободное общение». Знакомство с моделью принятия решений «Остановись и подумай». Упражнение «Твое мнение».
Форма контроля: практическое задание.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Разминка: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «чума 20 века»? Как вы думаете, почему человечество так называло ВИЧ инфекцию?
- Работа по теме (теоретическая часть):
Впервые ВИЧ-инфекция была описана в своей финальной стадии, получившей позднее название «синдром приобретенного иммунного дефицита» (СПИД) в «Еженедельном вестнике заболеваемости и смертности» от 05.06.81, издаваемом центрами по контролю за болезнями — CDC (США, Атланта). В очередном отчете ММWR, появилось сообщение, что в Лос — Анджелесе 5 молодых гомосексуалистов заболели редкой формой пневмонии и двое из них умерли. В последующие несколько недель добавились новые сведения: еще 4 случая в Лос — Анжелесе, 6 — в Сан-Франциско, 20 — в Нью-Йорке. У всех таинственным образом отказывала иммунная система. Специальные исследования показали, что у больных имелось выраженное угнетение системы иммунитета. Внимание не только врачей, но и широкой общественности к этому новому заболеванию было привлечено тем обстоятельством, что все такие больные были гомосексуалистами.
Весной 1982 года заболел первый больной гемофилией — наследственным заболеванием, несвертываемостью крови, которое поражает только мужчин. Затем количество случаев «новой болезни» при гемофилии стало возрастать. Частота регистрация СПИДа среди больных гемофилией быстро нарастала и вызвала небезосновательную тревогу по поводу заражения банка донорской крови, так необходимой гемофиликам. В декабре 1982г. было опубликовано сообщение о случаях СПИДа, связанных с переливанием крови, что позволило сделать предположение о возможности «здорового» носительства (донором) инфекционного агента.
В январе 1983 г. было сообщено о СПИДе у 2 женщин, состоявших в половой связи с больными СПИДом, в связи с чем возникли догадки о возможной гетеросексуальной передаче болезни. Анализ случаев СПИДа у детей показал, что дети могут получать агент, вызывающий заболевание (наиболее вероятно, в перинатальном периоде), от инфицированной матери.
Болезнь продолжала охватывать все более и более широкие контингенты. Количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза.
Важным наблюдением было обнаружение большого количества случаев болезни среди выходцев с острова Гаити, представителей африканской расы. Среди гаитян не было отмечено зависимости заболевания от склонности к гомосексуализму или внутривенному употреблению наркотиков. Случаи болезни стали регистрировать и в Европе, где были выявлены больные африканцы, и также не было зависимости заболевания от пола и вредных привычек. Уже не оставалось сомнений в инфекционной природе заболевания, так как в течение 1–2 лет СПИД получил эпидемическое распространение среди различных групп населения во многих странах мира. И в 1983 г. практически одновременно во Франции и США от больных СПИДом был выделен вирус — возбудитель.
Изолированные во Франции и США штаммы вируса оказались идентичными по морфологии и своим антигенным свойствам. Для обозначения возбудителя СПИДа в 1985 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была принята аббревиатура НТLV -III/ LAV, а с 1987г. HIV (Human immunodeficiency virus).
В последующем СПИД был обнаружен практически во всех странах мира и на всех континентах.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека (снижение уровня иммунитета в организме человека).
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (инфекция, вирус - живой организм, приводящий к СПИДу).
Изучение этой болезни показало:
- человек может многие годы бессимптомно носить этот вирус, даже не догадываясь об инфицировании
- вирус не выделяется человеком во внешнюю среду
- для заражения необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма
- если в организме человека есть вирус, то он уже заразен
Пути заражения
1. половые контакты (все виды незащищенного секса)
2. вертикальный (от инфицированной матери ребенку)
А. при беременности и родах
Б. при грудном вскармливании
3. медицинский
А. переливание крови
Б. пересадка внутренних органов
В. зараженные инструменты
Жидкости организма, содержащие вирус в большом количестве:
Кровь
Сперма
Вагинальные выделения
Грудное молоко
Болезнь имеет две стадии:
1-ая стадия называется стадия носительства или ВИЧ стадия, длится она 7-15лет. Человек чувствует себя хорошо, выглядит здоровым. Современные лекарства направлены именно на продление этой стадии.
2 -ая стадия называется - стадия СПИД. Это собственно болезнь, с симптомами, длится несколько лет, заканчивается летальным исходом.
Самарская область занимает одно из первых мест в России по числу инфицированных.
Это надо знать.
- Не всегда, но бывает простудоподобная реакция организма на вторжение ВИЧ (повышается температура, потливость, головная боль, сыпь).
- Не зарегистрированы случаи передачи ВИЧ бытовым путем (о правах носителей, как государство защищает инфицированных и здоровых).
- Вирус не может долго жить вне клеток человека, без тепла и жидкости.
- При нагревании до 46 – 50 градусов вирус погибает через 2-3 минуты.
- Вирус не может проникнуть через здоровую неповрежденную кожу и слизистые (о поцелуях).
- Вирус поражает не все клетки организма, а только один вид. Это определенная разновидность Т лимфоцитов (сд - 4).
- ВИЧ не передается при укусах комаров, собак, и других животных. В их организме он погибает.
- Чтобы заразиться через мочу, слюну, слезы надо, чтобы в организм попало не менее 1 литра жидкости.
Вероятность заражения в результате одного незащищенного полового контакта около 50%. У женщин вероятность заражения выше, чем у мужчин.
Вирус в организме.
Вирус – неклеточная форма жизни (ДНК+оболочка), он не может добыть пищу и размножаться, поэтому погибает, если не внедрится в клетку-хозяина.
Вирус проникает в клетку только когда та под действием ферментов – активаторов начинает делиться, создавая такую же. Вирус проникает в клетку и меняет ее ДНК на свою. Таким образом, пораженная клетка начинает производить вирусы и жить для себя, в то время, когда должна защищать организм, гоняясь за инфекциями и убивая их. Уничтожить вирус можно только с клеткой, в которой он живет, но этого выборочного уничтожения пока делать не можем.
Лекарства – вводят в организм ферменты – ингибиторы, они тормозят процессы удвоения ДНК и вирус не может подменить ее. Через некоторое время вирус вне клетки погибает, т.о. процесс размножения вирусов в организме приостанавливается.
Анализы на ВИЧ.
- ПЦР – выявление самого вируса в крови. 100% достоверность, но сложно и дорого.
- стандартный – выявляются антитела к вирусу (их можно обнаружить в крови через месяц после заражения). Если в крови есть антитела, то есть вирус. 75% достоверность, при беременности, онкологии может быть положительный результат.
Или у человека может быть период окна – человек инфицирован, но антител еще так мало, что анализ их не показывает. Длительность от 1 до 6 месяцев.
Если человек заражен и вступает в интимные отношения с другим носителем, необходимо предохраняться, т.к. чужие вирусы, попадая в организм, увеличивают «вирусную нагрузку на кровь». Значит вирусом можно заражаться несколько раз. До 5% ежегодно таких случаев (другой подвид-штамм вируса, всего их более 10).
Профилактика.
- не пользоваться общими шприцами и другим медицинским инструментарием, имевшим контакт с жидкостями чужого организма.
- использовать презерватив.
- не пользоваться чужими зубными щетками и бритвенными принадлежностями.
- Работа по теме (практическая часть):
Игра «Свободное общение»
Участникам раздаются листочки с написанными в них заданиями (Пр: пожать руку 5 одноклассникам, не вступать ни с кем в тактильный контакт и т.д.). По сигналу ведущего участники выполняют задание. Сев на места ребята обмениваются впечатлениями. Ведущий сообщает, что эта игра моделировала ситуацию интимных отношений в молодежной среде. Он просит поднять руку тех, у кого на обороте листочка с заданиями есть условная метка. По условиям игры эти участники узнают о своей ВИЧ инфицированности. Далее обсуждаются и анализируются чувства и эмоции всех игроков («инфицированных», тех, кто был с ними в контакте не зная об этом, тех, кто не вступал ни с кем в контакт).
Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".
Шаги | Вопросы/действия |
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла? |
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ | Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации желательны? Какие решения в этой ситуации возможны? |
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И "ПРОТИВ" | Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково моё решение? |
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор |
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ | Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других? |
Упражнение «Твое мнение».
Участники делятся на группы, каждая группа придумывает актуальную для подростков проблемную ситуацию и анализирует ее в соответствии с шагами модели принятия решений. Затем группы защищают свое решение, отвечая на вопросы аудитории.
- Завершение занятия:
Задание:
необходимо составить памятку для подростков по проблеме СПИДа (информационного или профилактического характера).
- Прощание.