Программа развивающих занятий с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. представленная вашему вниманию программа как раз направлена на развитие и становление познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_doshkolnikami.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание | |
Пояснительная записка | 3 |
Основные разделы и темы занятий | 7 |
Методы реализации программы | 8 |
Предполагаемые результаты | 8 |
Условия реализации программы | 8 |
Список литературы | 9 |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольный возраст рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр.
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.
При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций.
Для дошкольного возраста характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
Цель программы: подготовка детей к школьному обучению в ОЦО.
Задачи:
- способствовать формированию таких элементов учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия;
- совершенствовать тонкую моторику руки;
- способствовать дальнейшему развитию слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; произвольности внимания.
Категория участников: старшие дошкольники (6-7 лет).
Программа рассчитана на 24 занятия по 30 минут, один раз в неделю с октября 2011года по апрель 2012 года.
Основные разделы и темы занятий
№ п/п | Тема | Форма | Количество часов |
1. | Знакомство | игра, беседа | 1 |
2. | Познавательная сфера. Восприятие. Память. Внимание. | беседа, игра | 10 |
2.1. | Цвета. Формы. Величины. Пространство. | беседа, игра | 2 |
2.2. | Целостное восприятие предмета. Восприятие времени (времена года/день-ночь). | беседа, игра | 2 |
2.3. | Вижу. Слышу. Воспроизвожу. | беседа, игра | 3 |
2.4. | Концентрация. Устойчивость. Распределение. | беседа, игра | 3 |
3. | Интеллектуальная сфера. | беседа, игра | 6 |
3.1. | Выделение признаков по наводящим вопросам | беседа, игра | 2 |
3.2. | Анализ объекта, состоящее из 2-х и более элементов и признаков | беседа, игра | 2 |
3.3. | Классификация, обобщение и сравнение предметов по каким-либо признакам. | беседа, игра | 2 |
4. | Психофизиологическая сфера | беседа, игра | 5 |
4.1. | Развиваем мелкую моторику | беседа, игра | 3 |
4.2. | Релаксация (снятие психомышечного напряжения) | беседа, игра | 2 |
5 | Итоговое занятие | игра | 1 |
Всего: | 24 | ||
Итого: | 24 |
Методы реализации программы
- Игра.
- Беседа.
- Элементы арт-терапии.
- Метод анализа конкретных ситуаций.
- Элементы сказкотерапии.
Предполагаемые результаты
- у учащихся сформировались такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия;
- у учащихся рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки);
- для учащихся сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; произвольности внимания.
Условия реализации программы
Для реализации программы потребуется рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры в наборе 18 цветов, картинный наглядный материал, цветная бумага, клей.
Список литературы
- Бреслав Б. С. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
- Вачков И. В. «Я и мой внутренний мир». СПб., 2009.
- Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. СПб., 2004.
- Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург, 2000.
- Дубровина И. В. Практическая психология образования. М., 1998.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеренбург, 1997.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Луньков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
- Мухина В. С. Детская психология. М., 1999.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1988.
- Холл К. С. Теория личности. М. 1997.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2008.
- Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.