Программа развивающих занятий с детьми дошкольного возраста

Сивцова Анна Андреевна

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка,  масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. представленная вашему вниманию программа как раз направлена на развитие и становление познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_doshkolnikami.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

3

Основные разделы и темы занятий

7

Методы реализации программы

8

Предполагаемые результаты

8

Условия реализации программы

8

Список литературы

9

Пояснительная записка

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка,  масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольный возраст рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр.

В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.

При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций.

Для дошкольного возраста характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

Цель программы: подготовка детей к школьному обучению в ОЦО.

Задачи:

  • способствовать формированию таких элементов учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия;
  • совершенствовать тонкую моторику руки;
  • способствовать дальнейшему развитию слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти;  произвольности внимания.

Категория участников: старшие дошкольники (6-7 лет).

Программа рассчитана на 24 занятия по 30 минут, один раз в неделю с октября 2011года по апрель 2012 года.

Основные разделы и темы занятий

№ п/п

Тема

Форма

Количество часов

1.

Знакомство

игра, беседа

1

2.

Познавательная сфера.

Восприятие. Память. Внимание.

беседа, игра

10

2.1.

Цвета. Формы. Величины. Пространство.

беседа, игра

2

2.2.

Целостное восприятие предмета. Восприятие времени (времена года/день-ночь).

беседа, игра

2

2.3.

Вижу. Слышу. Воспроизвожу.

беседа, игра

3

2.4.

Концентрация. Устойчивость. Распределение.

беседа, игра

3

3.

Интеллектуальная сфера.

беседа, игра

6

3.1.

Выделение признаков по наводящим вопросам

беседа, игра

2

3.2.

Анализ объекта, состоящее из 2-х и более  элементов и признаков

беседа, игра

2

3.3.

Классификация, обобщение и сравнение предметов по каким-либо признакам.

беседа, игра

2

4.

Психофизиологическая сфера

беседа, игра

5

4.1.

Развиваем мелкую моторику

беседа, игра

3

4.2.

Релаксация (снятие психомышечного напряжения)

беседа, игра

2

5

Итоговое занятие

игра

1

Всего:

24

Итого:

24

Методы реализации программы

  1. Игра.
  2. Беседа.
  3. Элементы арт-терапии.
  4. Метод анализа конкретных ситуаций.
  5. Элементы сказкотерапии.

Предполагаемые результаты

  1. у учащихся сформировались такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия;
  2. у учащихся  рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки);
  3. для учащихся сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти;  произвольности внимания.

Условия реализации программы

Для реализации программы потребуется рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры в наборе 18 цветов, картинный наглядный материал, цветная бумага, клей.

Список литературы

  1. Бреслав Б. С. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  3. Вачков И. В. «Я и мой внутренний мир». СПб., 2009.
  4. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. СПб., 2004.
  5. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург, 2000.
  6. Дубровина И. В. Практическая психология образования. М., 1998.
  7. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеренбург, 1997.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  9. Луньков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
  10. Мухина В. С. Детская психология. М., 1999.
  11. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
  12. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1988.
  13. Холл К. С. Теория личности. М. 1997.
  14.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2008.
  15.  Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.