Капризный ребенок

Лейнсоо Наталия Александровна

В капризах ребенка чаще всего бывают виноваты сами взрослые, которые проглядели какие-то особенности в развитии маленького человека, не создали ему надлежащих условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья: Капризный ребенок36 КБ

Предварительный просмотр:

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

Капризный ребенок... Сколько неприятных минут причиняет он семье, как часто он раздражается, нервничает, плачет сам и как часто заставляет нервничать и раздражаться свою маму. Нередко дело доходит до семейных конфликтов — родители обвиняют или друг друга, или бабушку, или воспитателей детского сада в том, что малыша «распустили», «разбаловали», начинаются взаимные упреки, недовольство...

Справедливо в этом случае только одно: в капризах ребенка чаще всего бывают виноваты сами взрослые, которые проглядели какие-то особенности в развитии маленького человека, не создали ему надлежащих условий.

Раньше предполагалось, что известному детскому возрасту, в частности старшему ясельному и младшему дошкольному, свойственны капризы и упрямство, что они имеют биологические корни и являются неизбежным возрастным явлением. Это верно лишь относительно. Поскольку у ребенка раннего возраста кора головного мозга, ее высшие волевые функции еще недостаточно развиты, все его поведение определяется желаниями и чувствами. Отсюда резкая иногда реакция детей этого возраста на слово «нельзя», на запреты. Примерно с трехлетнего возраста можно говорить о некотором наличии волевого процесса. Ребенок в этом возрасте может даже отказываться от желаемого наперекор взрослым, чтобы только проявить свою волю. Он во всем стремится проявить свое «я», и отсюда его столкновения с окружающими.

В этом возрасте иногда начинает проявляться крайняя степень упрямства. Ребенку говорят: «сделай так», а он делает как раз наоборот. Если он хочет кушать, а ему говорят: «подожди, сейчас подогреется», он уже говорит: «не хочу». Если нужно сесть за стол, а ему говорят: «вымой руки», он отказывается от еды. Обычно эта особенность проявляется не в резкой форме и не длительно.

Энергично настаивать на немедленном выполнении предъявленного такому ребенку требования не следует, обращаться к нему надо как бы с просьбой, предложением.

Ошибку совершают те родители, которые запрещают ребенку даже то, что ему можно разрешить. Когда ребенок постоянно слышит одергивающий грубый окрик: «не смей, нельзя», то он начинает протестовать, делается упрямым, сердитым. Но зато, если родители запрещают что-нибудь продуманно, с основанием, то необходимо уже не отступать от этого, несмотря на крики и слезы. Ни в коем случае нельзя, чтобы у ребенка создалось впечатление, что желаемого можно добиться плачем.

Каждый ребенок требует, разумеется, индивидуального подхода. Надо изучать особенности его характера, разобраться в причинах возникновения капризов и упрямства, в каждом конкретном случае. Дети робкие, застенчивые, пугливые, особенно самолюбивые, плаксивые, малоподвижные обычно обладают слабой нервной системой. Им чаще, чем другим, свойственно дурное настроение, неудовлетворенность. Они очень обидчивы и поэтому нуждаются в особенно чутком, осторожном отношении. Предъявляя к ним требования, всегда надо учитывать, посильные ли это требования для их нервной системы.

Нередко причиной капризов и упрямства является неправильное воспитание, например чрезмерная заласканность, избалованность, что часто бывает в семьях с единственным ребенком. Иногда, наоборот, детей делает капризными и упрямыми слишком суровое, не считающееся с законными требованиями детского возраста, поведение взрослых.

Если понять причины капризов и упрямства, их значительно легче предупредить. Необходимо отказаться от стремления во что бы то ни стало переупрямить ребенка, настоять на своем. Попытка переупрямить обычно вызывает лишь усиление и удлинение каприза и, следовательно, сильнее закрепляет дурную привычку упрямиться. Иногда полезно сделать незаметную для ребенка небольшую уступку ему. При начинающемся капризе полезно отвлечь внимание ребенка, но делать это надо умело: если ребенок догадается, что это делается нарочно, он заупрямится сильнее. Можно сделать так: не обращаясь непосредственно к ребенку, надо, например, подойти к окну и сказать: «Какое облако плывет, совсем как медведь!». Ребенок не сразу, но все же переключится на другое и забудет о своем капризе. Вредно обращать внимание на такого ребенка, уговаривать, успокаивать. Лучше оставить его одного, незаметно наблюдая за ним издали или еще лучше — из другой комнаты.

Иногда полезно заранее предупреждать детей о том, что от них потребуется. Если ребенку нужно, например, садиться за еду или идти спать, следует на некоторое время предупредить его: «Вася, скоро нужно будет кончать игру, через десять минут надо пойти спать». Минут за пять — снова повторить это предупреждение. К тому времени, когда в самом деле надо будет кончить игру и пойти спать, ребенок будет уже готов сделать это без возражения.

Не следует кричать на него; вместо крика пусть взрослый начнет говорить тихо, тем самым заставляя ребенка напрягать слух, чтобы услышать его слова.

Дети чувствуют тон сильнее, чем содержание слов, и реагируют на него энергичнее. Дети, особенно бойкие, вспыхивают при грубом окрике, как порох. Некоторые из них приходят в состояние резкого возбуждения, у других возникает сильное торможение, появляется крайнее упрямство. А взрослые, вместо того чтобы обезоружить детей своим самообладанием, позволяют себе тоже возбуждаться.

Есть один простой, но полезный прием: вас сильно расстроил ребенок, кровь хлынула в голову, теряется способность здраво обсудить случившееся. Заставьте себя отойти в сторону, сделайте три медленных глубоких вдоха. Глубокие вдохи улучшат кровообращение в мозгу, две-три минуты, которые вы проведете молча, помогут вернуть самообладание, а там уже в более спокойном состоянии вы решите, как нужно поступить.