Критерии сформированности социальных навыков подростков

Соломенцева Елена Николаевна

Представлен мониторинг динамики развития социальных навыков воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Выступление на педагогическом совете

«Критерии сформированности

социальных навыков у учащихся»

                          Подготовила педагог-психолог: Е.Н.Соломенцева

        

     Агрессивность свойственна детям любого возраста, уровня развития. Навыки общения и адекватного взаимодействия – важный социальный фактор, влияющий на  адаптацию обучающихся воспитанников  в обществе.

Психологической службой проведён мониторинг сформированности коммуникативных        навыков        воспитанников.                                                                     Цель мониторинга: определение  уровня сформированности коммуникативных навыков и определение уровня агрессивности воспитанников.

Критериями оценки сформированности универсальных коммуникативных навыков  у обучающихся выступали:

  1. Соответствие коммуникативных навыков возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. Умение общаться со взрослыми
  3. Умение общаться с детьми, сверстниками
  4. Стиль взаимодействия  с родителями
  5. Стиль поведения в конфликтных ситуациях
  6. Состояние эмоциональной сферы.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Результаты мониторинга

коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности

 воспитанников

Уч.

год

Показатель

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

2013 - 2014

Трудности в коммуникативной сфере

1 чел.

2 чел.

1 чел.

3 чел

4 чел.

2 чел.

4 чел

3 чел

В том числе повышенная агрессивность

-

-

1 чел.

2 чел

3 чел.

-

2 чел.

2 чел.

     Анализ результатов указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает определенный % учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.). Примерно 30% воспитанников свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.).

Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

  1. Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом        класса        или        группы        детей.                                                                                          
  2.   «Незаметность» специалиста.

  1. «Неодноразовость» наблюдения.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

Результаты: 30% учащихся впервые критично «всматриваются» в особенности своего характера, поведения.

- Примерно 25% младших школьников улавливают взаимосвязь между своим отрицательным поведением и негативными чувствами окружающих.

- Примерно 35% воспитанников желают избавиться от негативных форм взаимодействия с окружающими, делают усилия над этим.

- 29%  детей свой лексический запас пополняют до этого мало знакомыми вежливыми словами и выражениями (спасибо, пожалуйста, добрый день, до свидания и т.д.), начинают использовать их в повседневном общении с окружающими.

- Примерно 53% детей владеют устойчивыми знаниями о том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, как реагировать на грубое, агрессивное поведение другого человека (в ходе опроса о том, как необходимо поступить в той или иной ситуации, дают правильный ответ). Однако, только примерно 30% из них применяют на практике (в повседневной жизни) полученные знания

     По коммуникативным навыкам. Причинами столь незначительных результатов работы по программе являются:

  1. Отрицательный пример грубого поведения других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся среднего звена, отдельных педагогов, технических работников).
  2. Относительно короткий срок пребывания ребенка в образовательном учреждении, недостаточный для закрепления положительных изменений в поведении.

Выводы:

Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

Большинство детей исследуемых групп находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, имеют  низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных приёмов поведения.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта в основном обусловлены особенностями психического умственного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Рекомендации педагогам

Педагогам в практической деятельности в целях развития коммуникативных способностей нужно:

- Создавать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

- Привлекать каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

 

- Использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах.

Срок: постоянно



Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Выступление на педагогическом совете

«Критерии сформированности

социальных навыков у учащихся»

                          Подготовила педагог-психолог: Е.Н.Соломенцева

        

     Агрессивность свойственна детям любого возраста, уровня развития. Навыки общения и адекватного взаимодействия – важный социальный фактор, влияющий на  адаптацию обучающихся воспитанников  в обществе.

Психологической службой проведён мониторинг сформированности коммуникативных        навыков        воспитанников.                                                                     Цель мониторинга: определение  уровня сформированности коммуникативных навыков и определение уровня агрессивности воспитанников.

Критериями оценки сформированности универсальных коммуникативных навыков  у обучающихся выступали:

  1. Соответствие коммуникативных навыков возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. Умение общаться со взрослыми
  3. Умение общаться с детьми, сверстниками
  4. Стиль взаимодействия  с родителями
  5. Стиль поведения в конфликтных ситуациях
  6. Состояние эмоциональной сферы.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Результаты мониторинга

коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности

 воспитанников

Уч.

год

Показатель

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

2013 - 2014

Трудности в коммуникативной сфере

1 чел.

2 чел.

1 чел.

3 чел

4 чел.

2 чел.

4 чел

3 чел

В том числе повышенная агрессивность

-

-

1 чел.

2 чел

3 чел.

-

2 чел.

2 чел.

     Анализ результатов указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает определенный % учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.). Примерно 30% воспитанников свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.).

Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

  1. Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом        класса        или        группы        детей.                                                                                          
  2.   «Незаметность» специалиста.

  1. «Неодноразовость» наблюдения.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

Результаты: 30% учащихся впервые критично «всматриваются» в особенности своего характера, поведения.

- Примерно 25% младших школьников улавливают взаимосвязь между своим отрицательным поведением и негативными чувствами окружающих.

- Примерно 35% воспитанников желают избавиться от негативных форм взаимодействия с окружающими, делают усилия над этим.

- 29%  детей свой лексический запас пополняют до этого мало знакомыми вежливыми словами и выражениями (спасибо, пожалуйста, добрый день, до свидания и т.д.), начинают использовать их в повседневном общении с окружающими.

- Примерно 53% детей владеют устойчивыми знаниями о том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, как реагировать на грубое, агрессивное поведение другого человека (в ходе опроса о том, как необходимо поступить в той или иной ситуации, дают правильный ответ). Однако, только примерно 30% из них применяют на практике (в повседневной жизни) полученные знания

     По коммуникативным навыкам. Причинами столь незначительных результатов работы по программе являются:

  1. Отрицательный пример грубого поведения других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся среднего звена, отдельных педагогов, технических работников).
  2. Относительно короткий срок пребывания ребенка в образовательном учреждении, недостаточный для закрепления положительных изменений в поведении.

Выводы:

Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

Большинство детей исследуемых групп находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, имеют  низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных приёмов поведения.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта в основном обусловлены особенностями психического умственного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Рекомендации педагогам

Педагогам в практической деятельности в целях развития коммуникативных способностей нужно:

- Создавать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

- Привлекать каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

 

- Использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах.

Срок: постоянно