Критерии сформированности социальных навыков подростков
Представлен мониторинг динамики развития социальных навыков воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_sformirovannosti_sotsialnykh_navykov_podrostkov.docx | 20.56 КБ |
kriterii_sformirovannosti_sotsialnykh_navykov_podrostkov.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4
Выступление на педагогическом совете
«Критерии сформированности
социальных навыков у учащихся»
Подготовила педагог-психолог: Е.Н.Соломенцева
Агрессивность свойственна детям любого возраста, уровня развития. Навыки общения и адекватного взаимодействия – важный социальный фактор, влияющий на адаптацию обучающихся воспитанников в обществе.
Психологической службой проведён мониторинг сформированности коммуникативных навыков воспитанников. Цель мониторинга: определение уровня сформированности коммуникативных навыков и определение уровня агрессивности воспитанников.
Критериями оценки сформированности универсальных коммуникативных навыков у обучающихся выступали:
- Соответствие коммуникативных навыков возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- Умение общаться со взрослыми
- Умение общаться с детьми, сверстниками
- Стиль взаимодействия с родителями
- Стиль поведения в конфликтных ситуациях
- Состояние эмоциональной сферы.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Результаты мониторинга
коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности
воспитанников
Уч. год | Показатель | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
2013 - 2014 | Трудности в коммуникативной сфере | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 3 чел | 4 чел. | 2 чел. | 4 чел | 3 чел |
В том числе повышенная агрессивность | - | - | 1 чел. | 2 чел | 3 чел. | - | 2 чел. | 2 чел. |
Анализ результатов указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает определенный % учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.). Примерно 30% воспитанников свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.).
Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению
Условия проведения структурированного наблюдения
- Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.
- «Незаметность» специалиста.
- «Неодноразовость» наблюдения.
Необходимые для наблюдения ситуации:
• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.
• Начало недели (четверти).
• Конец недели (четверти).
• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).
• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Репетиция какого-либо действия.
• Сам праздник или какое-либо выступление.
• Свободное поведение детей на перемене.
• Дети в столовой.
• Дети во время прогулки.
Результаты: 30% учащихся впервые критично «всматриваются» в особенности своего характера, поведения.
- Примерно 25% младших школьников улавливают взаимосвязь между своим отрицательным поведением и негативными чувствами окружающих.
- Примерно 35% воспитанников желают избавиться от негативных форм взаимодействия с окружающими, делают усилия над этим.
- 29% детей свой лексический запас пополняют до этого мало знакомыми вежливыми словами и выражениями (спасибо, пожалуйста, добрый день, до свидания и т.д.), начинают использовать их в повседневном общении с окружающими.
- Примерно 53% детей владеют устойчивыми знаниями о том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, как реагировать на грубое, агрессивное поведение другого человека (в ходе опроса о том, как необходимо поступить в той или иной ситуации, дают правильный ответ). Однако, только примерно 30% из них применяют на практике (в повседневной жизни) полученные знания
По коммуникативным навыкам. Причинами столь незначительных результатов работы по программе являются:
- Отрицательный пример грубого поведения других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся среднего звена, отдельных педагогов, технических работников).
- Относительно короткий срок пребывания ребенка в образовательном учреждении, недостаточный для закрепления положительных изменений в поведении.
Выводы:
Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
Большинство детей исследуемых групп находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных приёмов поведения.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта в основном обусловлены особенностями психического умственного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендации педагогам
Педагогам в практической деятельности в целях развития коммуникативных способностей нужно:
- Создавать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
- Привлекать каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
- Использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах.
Срок: постоянно
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4
Выступление на педагогическом совете
«Критерии сформированности
социальных навыков у учащихся»
Подготовила педагог-психолог: Е.Н.Соломенцева
Агрессивность свойственна детям любого возраста, уровня развития. Навыки общения и адекватного взаимодействия – важный социальный фактор, влияющий на адаптацию обучающихся воспитанников в обществе.
Психологической службой проведён мониторинг сформированности коммуникативных навыков воспитанников. Цель мониторинга: определение уровня сформированности коммуникативных навыков и определение уровня агрессивности воспитанников.
Критериями оценки сформированности универсальных коммуникативных навыков у обучающихся выступали:
- Соответствие коммуникативных навыков возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- Умение общаться со взрослыми
- Умение общаться с детьми, сверстниками
- Стиль взаимодействия с родителями
- Стиль поведения в конфликтных ситуациях
- Состояние эмоциональной сферы.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Результаты мониторинга
коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности
воспитанников
Уч. год | Показатель | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
2013 - 2014 | Трудности в коммуникативной сфере | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 3 чел | 4 чел. | 2 чел. | 4 чел | 3 чел |
В том числе повышенная агрессивность | - | - | 1 чел. | 2 чел | 3 чел. | - | 2 чел. | 2 чел. |
Анализ результатов указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает определенный % учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.). Примерно 30% воспитанников свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.).
Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению
Условия проведения структурированного наблюдения
- Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.
- «Незаметность» специалиста.
- «Неодноразовость» наблюдения.
Необходимые для наблюдения ситуации:
• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.
• Начало недели (четверти).
• Конец недели (четверти).
• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).
• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Репетиция какого-либо действия.
• Сам праздник или какое-либо выступление.
• Свободное поведение детей на перемене.
• Дети в столовой.
• Дети во время прогулки.
Результаты: 30% учащихся впервые критично «всматриваются» в особенности своего характера, поведения.
- Примерно 25% младших школьников улавливают взаимосвязь между своим отрицательным поведением и негативными чувствами окружающих.
- Примерно 35% воспитанников желают избавиться от негативных форм взаимодействия с окружающими, делают усилия над этим.
- 29% детей свой лексический запас пополняют до этого мало знакомыми вежливыми словами и выражениями (спасибо, пожалуйста, добрый день, до свидания и т.д.), начинают использовать их в повседневном общении с окружающими.
- Примерно 53% детей владеют устойчивыми знаниями о том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, как реагировать на грубое, агрессивное поведение другого человека (в ходе опроса о том, как необходимо поступить в той или иной ситуации, дают правильный ответ). Однако, только примерно 30% из них применяют на практике (в повседневной жизни) полученные знания
По коммуникативным навыкам. Причинами столь незначительных результатов работы по программе являются:
- Отрицательный пример грубого поведения других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся среднего звена, отдельных педагогов, технических работников).
- Относительно короткий срок пребывания ребенка в образовательном учреждении, недостаточный для закрепления положительных изменений в поведении.
Выводы:
Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
Большинство детей исследуемых групп находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных приёмов поведения.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта в основном обусловлены особенностями психического умственного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендации педагогам
Педагогам в практической деятельности в целях развития коммуникативных способностей нужно:
- Создавать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
- Привлекать каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
- Использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах.
Срок: постоянно