Методика работы с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты

Семенова Юлия Викторовна

В зависимости от проблематики и возраста занимающихся можно использовать разные приемы и методы работы в интерактивной среде сенсорной комнаты. Предлагаемые игры не являются готовыми рецептами, они могут служить лишь стимулом для самостоятельного творчества педагога, психолога, дефектолога, медицинского работника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы

с интерактивным оборудованием

В зависимости от проблематики и возраста занимающихся можно использовать разные приемы и методы работы в интерактивной среде сенсорной комнаты. Предлагаемые игры не являются готовыми рецептами, они могут служить лишь стимулом для самостоятельного творчества педагога, психолога, дефектолога, медицинского работника.

Ковер «млечный путь»

(настенный и напольный варианты)

  1. Ребенок подходит к ковру и «собирает» звездочки в кулачок, чтобы они не растаяли. Затем он раздает звездочки остальным детям, называя свое имя, в ответ дети называют свои имена.
  2. Ребенок подходит к ковру и «собирает» звездочки в кулачек, чтобы они не растаяли. Затем по команде специалиста он рассыпает их по небу (включается зеркальный шар).
  3. Специалист читает детям стихотворение и предлагает им по очереди изобразить ленивого барсука:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук ― лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Дети ложатся на ковер «млечный путь» и, пока звучит музыка, стараются расслабиться, отдохнуть. Когда музыка перестает звучать, дети открывают глаза и тихо встают.

  1. Звучит музыка. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, наступила ночь, появились маленькие звездочки, соберите их в подарок своим мамам, поиграйте с ними».
  2. Взрослый и ребенок изображают котенка, который ложится на ковер и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик (тренировка техники дыхания в положении лежа).

Детская пузырьковая колонна

  1. Специалист говорит детям, что за колонну с пузырьками и шариками можно спрятаться и предлагает поиграть: один ребенок прячется, а другие его ищут. Взрослый спрашивает: «Где Саша?». Когда он находит визуальный контакт с ребенком, то произносит: «Ку-ку». В этом время все дети прячутся за колоннами и, выглядывая из-за них, кричат: «Ку-ку».
  2. Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме шариков вверх и расслабление в момент опускания шариков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).
  3. Взрослый становится мамой-медведицей, а дети ее медвежатами. Медведица просит медвежат собрать кедровые орешки, но чтобы сделать это, нужно сорвать шишки и разломать их. Медвежата подходят к кедру (к колоннам с шариками), выбирают шишку-шарик и тянутся за ней до самого верха, представляя, что срывают шишки и с силой сжимают в руках («лапках»). Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют «лапки» вдоль тела — «лапки» отдыхают. Мама снова просит медвежат собрать орешки.
  4. Взрослый предлагает детям превратиться в мышат. Они увидели сырные шарики, им захотелось есть. Все подбежали к колоннам и стали «ловить» свои любимые лакомства. «поймали», «поели», погладили свои животики. Сонным писком показывают, что хотят спать. Укладываются спать.

Зеркальный шар

Зеркальный шар в качестве тренажера для развития зрительного гнозиса с акцентуацией на мелькающих объектах должен применяться крайне осторожно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.

  1. По небу летают шарики, дети бегают и ловят их. Когда специалист начинает читать стихотворение дети должны замереть в различных позах:

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Педагог подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается. Затем он хлопает в ладоши, дети «оживают» и снова начинают ловить шарики.

  1. Специалист, «превратившись» в маму-медведицу, зовет золотых пчелок поиграть с медвежатами. Дети сидят на матах, поднимают колени так, чтобы получился домик. Включается зеркальный шар. Пчелки пролетают под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
  2. Дети-медвежата сидят на пуфиках (в берлогах). Медведица зовет золотых пчелок поиграть с медвежатами. Включается зеркальный шар. Прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела (зеркальный шар выключается). Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и включила свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит, что все в порядке, и снова погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка (включается зеркальный шар). Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх ― вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать (шар выключается).
  3. Дети садятся на пуфики. Специалист говорит: «Сейчас пойдет снег». Он включает зеркальный шар, предлагая детям потанцевать под музыку: «посмотрите, какие разноцветные снежинки живут в нашей волшебной комнате, они играют и танцуют, давайте потанцуем с ними». Упражнение заканчивается, когда специалист выключает зеркальный шар и говорит: «снежинки уснули и деткам надо отдохнуть, ложитесь на подушки и немного поспите». Включается тихая спокойная музыка, дети отдыхают 5–7 мин.

Дети слушают музыку леса, птицы поют прекрасную песню. Взрослый задает детям вопросы об особенностях птиц (цвет, строение, повадки и т. Д.). Затем он сообщает детям, что птицы танцуют и приглашают ребят потанцевать вместе с ними (включается зеркальный шар). Дети танцуют в такт вращению шара.

Интерактивная панель «Вращающееся колесо»

  1. Специалист предлагает ребенку изобразить качели. Ноги слегка расставлены, вес тела перенесен на одну ногу. В темпе вращения колеса ребенок переносит тяжесть тела с одной ноги на другую, как бы раскачиваясь.
  2. Ребенок, стоя, выдвигает одну ногу вперед, перенося на нее тяжесть тела, затем начинает покачиваться вперед ― назад, следя за скоростью вращения колеса, стараясь выполнять движения в том же темпе. Для большей экспрессии можно сгибать и выпрямлять колени.
  3. Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги. Сейчас они ― факиры. Руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Звучит музыка, факиры наблюдают за вращением колеса, отдыхают.
  4. Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на машине. Но вот беда, у машины лопнули колеса, нужно их заменить новыми. Дети, глядя на интерактивную панель «вращающееся колесо», должны рассказать, какие колеса будут у их машины (по форме, цвету, скорости вращения).
  5. Специалист и дети превращаются в верблюдов, которые уже несколько дней идут по пустыне. Дети должны изобразить животных и продемонстрировать их повадки. Затем взрослый объясняет детям, что верблюды любят верблюжьи колючки, которые напоминают по форме круг и что они катятся по пустыне подгоняемые ветром. Он просит детей посмотреть на интерактивное панно, представить и рассказать, какие это колючки.

Оборудование на основе фиброоптических волокон

  1. Дети сидят по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит музыка. К детям подходит специалист, ведущий занятие, со светящейся палочкой в руке (магический жезл). Это фея сна. Она касается палочкой плеча одного из играющих, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Она смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.
  2. Дети-медвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей, головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление выше перечисленных мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
  3. Из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь») по примеру взрослого дети выкладывают разные геометрические фигуры. Затем они делают из них дороги и катают по ним воображаемые машинки (если ребенку трудно играть воображаемой машинкой, можно использовать игрушку).
  4. Взрослый предлагает всем вместе расчесать волшебные волосы, что бы они стали красивыми, дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.

Пуфики-кресла с гранулами

  1. Дети ложатся на спину на пуфиках и в течение 30–40 с слушают спокойную музыку, делая глубокий вдох и выдох.
  2. Взрослый под музыку медленно читает сказку с небольшими паузами между абзацами: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прекрасную сказочную страну... В самое ее сердце — на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»

С окончанием звучания музыки дети открывают глаза и тихо встают.

  1. Ребенок ложится на спину на пуфике и в течение 30–40 с слушает спокойную музыку. Затем ему предлагается рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.) С помощью проектора «Солнечный», и пофантазировать, в затем рассказать, какие детали вызвали у него определенные ассоциации, с чем связаны эти ассоциации.
  2. Ребенок-путешественник преодолел горы, жару, препятствия (перебрался через мягкие модули) в пустыне и добрался до оазиса (ложится на пуфик), где прохладно, щебечут птицы, вода (слуховой образ).
  3. Ребенок с мамой поплывут в сказочную добрую страну воспоминаний. Специалист предлагает маме лечь (сесть) на пуфик, взять ребенка на руки. Звучит спокойная и приятная музыка. Затем они возвращаются из страны воспоминаний и делятся своими впечатлениями от путешествия.