Методика работы с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты
В зависимости от проблематики и возраста занимающихся можно использовать разные приемы и методы работы в интерактивной среде сенсорной комнаты. Предлагаемые игры не являются готовыми рецептами, они могут служить лишь стимулом для самостоятельного творчества педагога, психолога, дефектолога, медицинского работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_interaktivnym_oborudovaniem_sensornoy_komnaty.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы
с интерактивным оборудованием
В зависимости от проблематики и возраста занимающихся можно использовать разные приемы и методы работы в интерактивной среде сенсорной комнаты. Предлагаемые игры не являются готовыми рецептами, они могут служить лишь стимулом для самостоятельного творчества педагога, психолога, дефектолога, медицинского работника.
Ковер «млечный путь»
(настенный и напольный варианты)
- Ребенок подходит к ковру и «собирает» звездочки в кулачок, чтобы они не растаяли. Затем он раздает звездочки остальным детям, называя свое имя, в ответ дети называют свои имена.
- Ребенок подходит к ковру и «собирает» звездочки в кулачек, чтобы они не растаяли. Затем по команде специалиста он рассыпает их по небу (включается зеркальный шар).
- Специалист читает детям стихотворение и предлагает им по очереди изобразить ленивого барсука:
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук ― лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Дети ложатся на ковер «млечный путь» и, пока звучит музыка, стараются расслабиться, отдохнуть. Когда музыка перестает звучать, дети открывают глаза и тихо встают.
- Звучит музыка. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, наступила ночь, появились маленькие звездочки, соберите их в подарок своим мамам, поиграйте с ними».
- Взрослый и ребенок изображают котенка, который ложится на ковер и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик (тренировка техники дыхания в положении лежа).
Детская пузырьковая колонна
- Специалист говорит детям, что за колонну с пузырьками и шариками можно спрятаться и предлагает поиграть: один ребенок прячется, а другие его ищут. Взрослый спрашивает: «Где Саша?». Когда он находит визуальный контакт с ребенком, то произносит: «Ку-ку». В этом время все дети прячутся за колоннами и, выглядывая из-за них, кричат: «Ку-ку».
- Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме шариков вверх и расслабление в момент опускания шариков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).
- Взрослый становится мамой-медведицей, а дети ее медвежатами. Медведица просит медвежат собрать кедровые орешки, но чтобы сделать это, нужно сорвать шишки и разломать их. Медвежата подходят к кедру (к колоннам с шариками), выбирают шишку-шарик и тянутся за ней до самого верха, представляя, что срывают шишки и с силой сжимают в руках («лапках»). Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют «лапки» вдоль тела — «лапки» отдыхают. Мама снова просит медвежат собрать орешки.
- Взрослый предлагает детям превратиться в мышат. Они увидели сырные шарики, им захотелось есть. Все подбежали к колоннам и стали «ловить» свои любимые лакомства. «поймали», «поели», погладили свои животики. Сонным писком показывают, что хотят спать. Укладываются спать.
Зеркальный шар
Зеркальный шар в качестве тренажера для развития зрительного гнозиса с акцентуацией на мелькающих объектах должен применяться крайне осторожно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.
- По небу летают шарики, дети бегают и ловят их. Когда специалист начинает читать стихотворение дети должны замереть в различных позах:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
Педагог подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается. Затем он хлопает в ладоши, дети «оживают» и снова начинают ловить шарики.
- Специалист, «превратившись» в маму-медведицу, зовет золотых пчелок поиграть с медвежатами. Дети сидят на матах, поднимают колени так, чтобы получился домик. Включается зеркальный шар. Пчелки пролетают под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
- Дети-медвежата сидят на пуфиках (в берлогах). Медведица зовет золотых пчелок поиграть с медвежатами. Включается зеркальный шар. Прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела (зеркальный шар выключается). Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и включила свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит, что все в порядке, и снова погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка (включается зеркальный шар). Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх ― вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать (шар выключается).
- Дети садятся на пуфики. Специалист говорит: «Сейчас пойдет снег». Он включает зеркальный шар, предлагая детям потанцевать под музыку: «посмотрите, какие разноцветные снежинки живут в нашей волшебной комнате, они играют и танцуют, давайте потанцуем с ними». Упражнение заканчивается, когда специалист выключает зеркальный шар и говорит: «снежинки уснули и деткам надо отдохнуть, ложитесь на подушки и немного поспите». Включается тихая спокойная музыка, дети отдыхают 5–7 мин.
Дети слушают музыку леса, птицы поют прекрасную песню. Взрослый задает детям вопросы об особенностях птиц (цвет, строение, повадки и т. Д.). Затем он сообщает детям, что птицы танцуют и приглашают ребят потанцевать вместе с ними (включается зеркальный шар). Дети танцуют в такт вращению шара.
Интерактивная панель «Вращающееся колесо»
- Специалист предлагает ребенку изобразить качели. Ноги слегка расставлены, вес тела перенесен на одну ногу. В темпе вращения колеса ребенок переносит тяжесть тела с одной ноги на другую, как бы раскачиваясь.
- Ребенок, стоя, выдвигает одну ногу вперед, перенося на нее тяжесть тела, затем начинает покачиваться вперед ― назад, следя за скоростью вращения колеса, стараясь выполнять движения в том же темпе. Для большей экспрессии можно сгибать и выпрямлять колени.
- Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги. Сейчас они ― факиры. Руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Звучит музыка, факиры наблюдают за вращением колеса, отдыхают.
- Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на машине. Но вот беда, у машины лопнули колеса, нужно их заменить новыми. Дети, глядя на интерактивную панель «вращающееся колесо», должны рассказать, какие колеса будут у их машины (по форме, цвету, скорости вращения).
- Специалист и дети превращаются в верблюдов, которые уже несколько дней идут по пустыне. Дети должны изобразить животных и продемонстрировать их повадки. Затем взрослый объясняет детям, что верблюды любят верблюжьи колючки, которые напоминают по форме круг и что они катятся по пустыне подгоняемые ветром. Он просит детей посмотреть на интерактивное панно, представить и рассказать, какие это колючки.
Оборудование на основе фиброоптических волокон
- Дети сидят по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит музыка. К детям подходит специалист, ведущий занятие, со светящейся палочкой в руке (магический жезл). Это фея сна. Она касается палочкой плеча одного из играющих, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Она смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.
- Дети-медвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей, головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление выше перечисленных мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
- Из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь») по примеру взрослого дети выкладывают разные геометрические фигуры. Затем они делают из них дороги и катают по ним воображаемые машинки (если ребенку трудно играть воображаемой машинкой, можно использовать игрушку).
- Взрослый предлагает всем вместе расчесать волшебные волосы, что бы они стали красивыми, дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна.
Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.
Пуфики-кресла с гранулами
- Дети ложатся на спину на пуфиках и в течение 30–40 с слушают спокойную музыку, делая глубокий вдох и выдох.
- Взрослый под музыку медленно читает сказку с небольшими паузами между абзацами: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прекрасную сказочную страну... В самое ее сердце — на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»
С окончанием звучания музыки дети открывают глаза и тихо встают.
- Ребенок ложится на спину на пуфике и в течение 30–40 с слушает спокойную музыку. Затем ему предлагается рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.) С помощью проектора «Солнечный», и пофантазировать, в затем рассказать, какие детали вызвали у него определенные ассоциации, с чем связаны эти ассоциации.
- Ребенок-путешественник преодолел горы, жару, препятствия (перебрался через мягкие модули) в пустыне и добрался до оазиса (ложится на пуфик), где прохладно, щебечут птицы, вода (слуховой образ).
- Ребенок с мамой поплывут в сказочную добрую страну воспоминаний. Специалист предлагает маме лечь (сесть) на пуфик, взять ребенка на руки. Звучит спокойная и приятная музыка. Затем они возвращаются из страны воспоминаний и делятся своими впечатлениями от путешествия.