Педагогам на заметку
Мониторинг личностного роста учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_uspeshnosti_i_motivatsii_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 590.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение успешности и мотивации профессиональной деятельности
учителя в рамках мониторинга «Личностный рост педагога»
Шарова Ольга Геннадьевна,
педагог – психолог МБОУ СОШ № 77
г. Нижнего Новгорода (май 2013 года)
Успешность учителя является одним из факторов, имеющих влияние на психологическое здоровье педагога. Удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса педагога, т.е. чем более значимое место занимает внутренние и внешние положительные мотивы, тем выше удовлетворенность педагога своей профессией. Эмоциональная нестабильность педагога тесно связана с мотивацией: если активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением к достижению успеха, а не избеганием неудач, тем ниже эмоциональная нестабильность. Поэтому, мотивационной составляющей педагогической деятельности в условиях эксперимента было уделено особое внимание.
Для исследования была использована «Анкета успешности учителя» и «Методика мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), ответить на вопросы которой было предложено всем учителям в школе.
В исследовании приняло участие 22 учителя. В «Анкете успешности учителя» были разработаны пять направлений деятельности учителя, а именно: планирование работы, организация деятельности, контроль за деятельностью учащихся, работа с родителями, обобщение и использование передового педагогического опыта, рассматривалось от двух до четырнадцати параметров. Ниже приведены результаты по каждому из параметров.
Направление «Планирование работы». В целом, опрошенными педагогами планирование работы осуществляется успешно, о чем свидетельствуют результаты по следующим параметрам:
- Тематическое планирование. Успешно справляются с планированием 20 респондентов (91%), 1 педагог (4,5%) готов поделиться опытом в данном виде деятельности и 1 педагог (4,5%) затрудняется, но может решить данный вид деятельности.
- Поурочное планирование успешно составляют также 20 педагогов (91%), 2 педагога (9%) затрудняется, но могут решить данный вид деятельности. Поделиться опытом по осуществлению планирования педагоги не изъявили желание.
- Планирование воспитательной деятельности успешно осуществляет 17 респондентами (77%), затрудняются в решении этого вопроса 4 педагога (18,5%), и еще одному необходима помощь в данном виде деятельности.
- Планирование самообразования и дальнейшего повышения педагогического мастерства. Успешно решают эти вопросы 12 респондентов (54,5%), с трудом решают 6 педагогов (27%), опытом готов поделиться 1 педагога (4,5%), 3 педагогам (14%) необходима помощь в данном виде деятельности.
Направление «Организация деятельности». В целом, опрошенными педагогами организация осуществляется успешно, о чем свидетельствуют результаты по параметрам, которые приведены в таблице №1:
Таблица № 1
№ п.п. | Параметры | Решаю успешно | Затрудняюсь, но могу решить | Могу поделиться опытом | Необходима помощь |
1 | Овладение содержанием новых программ | 13(60%) | 9(40%) | 0 | 0 |
2 | Использование разнообразных форм работы | 16 (72,5%) | 4(18,5%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
3 | Обеспечение внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока | 18(82%) | 2(9%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
4 | Формирование навыков учебного труда | 19 (86,5%) | 2(9%) | 1 (4,5%) | 0 |
5 | Использование межпредметных связей, разработка интегрированных уроков | 13 (60%) | 7(31%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
6 | Организация внеклассной работы | 16(73%) | 6(27%) | 0 | 0 |
7 | Использование разнообразных методов воспитательной работы | 15(69%) | 7(31%) | 0 | 0 |
8 | Нестандартные формы обучения | 12(54,5%) | 8(36,5%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
9 | Дифференцированный подход к учащимся | 18 (82%) | 4(18%) | 0 | 0 |
10 | Обратная связь на уроках | 15 (69%) | 5(22%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
11 | Новые способы и методы преподавания | 12(54,5%) | 8(36,5%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
12 | Психолого-педагогическое изучение личности | 14 (64%) | 6(27%) | 1 (4,5%) | 1 (4,5%) |
13 | Опора на ученическое самоуправление | 10(45,5%) | 10(45,5%) | 0 | 2(9%) |
14 | Демократический стиль общения | 17 (77%) | 4(18,5%) | 1 (4,5%) | 0 |
Затруднения у опрошенных педагогов вызывает осуществлении использования разнообразных форм работы, обеспечение внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока, использование межпредметных связей, разработка интегрированных уроков, нестандартные формы обучения, обратная связь на уроках, новые способы и методы преподавания, психолого-педагогическое изучение личности, опора на ученическое самоупраление. При этом наблюдается достаточное количество педагогов, готовых поделиться опытом работы в этих и других направлениях.
Направление «Контроль за деятельностью учащихся». В данном направлении рассматриваются параметры:
1. Учет и оценивание знаний, умений и навыков школьников успешно выполняют данный вид деятельности 20 педагогов (91%), а 2 педагога (9%) затрудняются, но могут решить данный вид деятельности.
2. Организация и проведение зачетов успешно выполняют данный вид деятельности 16 педагогов (73%), а 6 педагогов (27%) затрудняются, но могут решить данный вид деятельности.
Направление «Работа с родителями». В данном направлении рассматриваются параметры:
- Обеспечение единства действий учителей и родителей. Помощь необходима 1 педагогу (4,5%), еще 6 затрудняются (27%), но могут решить эту задачу. 14 педагогов (64%) считают, что обеспечивают единство с родителями успешно и один педагог готов поделиться опытом.
- Выявление единства причин не успешности учащихся. 2 педагога (9%) отмечают, что испытывают трудности в этом вопросе, а 12 респондентов (54,5%) решают его успешно, 8 педагогов (36,5%) затрудняются, но могут решить данный вид деятельности.
- Организация и проведение родительских собраний. Лишь 22,5 % опрошенных (5 человек) отмечают, что затрудняются в организации и проведении родительских собраний. Остальные 16 (73%) таких трудностей не испытывают и решают данный вид деятельности успешно, а один из педагогов (4,5 %) готов поделиться опытом в данном вопросе.
Направление «Обобщение и использование передового педагогического опыта» рассматривалось по двум параметрам:
- Диагностика профессиональных затруднений. В осуществлении данной деятельности испытывает трудности половина опрошенных (11 человек – 50%). Двум педагогам (9,5%) необходима помощь. 9 респондентов (40,5%) отмечают, что справляются успешно с данным видом деятельности.
- Запросы к методическим службам школы, района. 3 респондента (14%) отмечают, что им нужна помощь в данном вопросе. 8 педагогов (36,5%) считают, что решают его успешно. Еще 10 учителей (45%) затрудняются в организации запросов, но осуществляют их. Лишь 1 педагог (4,5%) может поделиться опытом.
Таким образом, анкетирование 22 педагогов МБОУ СОШ № 77 показало, что наиболее пристальное внимание администрации школы необходимо уделить разработкам по планированию воспитательной деятельности, планированию самообразования и дальнейшего повышения педагогического мастерства; использованию разнообразных форм работы; разработкам по обеспечению внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока; нестандартным формам обучения, новым способам и методам преподавания, разработке интегрированных уроков и использованию межпредметных связей; обучению использования обратной связи на уроках; обучению по психолого-педагогическому изучению личности ученика; включение в работу ученическое самоуправление на уроках. Определенные трудности вызывает осуществление обеспечение единства действий учителей и родителей, также выявление единства причин не успешности учащихся; учителя испытывают трудности в диагностике профессиональных затруднений и применение в работе запросов к методической службе района.
Далее применялась методика по исследованию «Мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана). Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Обработка методики достаточно проста. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ. Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. Об удовлетворенностью профессией можно судить тогда, когда значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.
Кроме того, можно установить и отрицательную корреляционную зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585). Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
Мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя изучение личностных качеств педагогов, его интересов, практических возможностей, творческих способностей, коммуникабельности – умению общаться и работать в коллективе, позволяет выявить затруднения педагогов.
Эффективное развитие успешности педагога, его профессиональной образованности и культуры личности зависит от наличия у него оптимального мотивационного комплекса. Таким образом, профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования соотношения личности учителя. для выявления влияния мотивационной сферы учителя на его самоотношение и успешность, педагогом – психологом школы была изучена мотивация профессиональной деятельности учителя, по которой учителя дали оценку значимости мотивов профессионально-педагогической деятельности по пятибалльной шкале. Данное исследование позволяет установить связь между потребностно-мотивационной сферой и позитывным самоотношением личности учителя.
В исследовании приняло участие 22 учителя. Результаты проведенного исследования представлены в таблице № 2 и диаграмме:
Таблица № 2
Мотивационные комплексы учителей | |||||||
I Позитивный > чем негативный ВМ = ВПМ <ВОМ | II Наилучший ВМ >ВПМ >ВОМ ВМ= ВПМ> ВОМ | III Негативный> чем позитивный ВМ <ВПМ =ВОМ ВМ <ВПМ >ВОМ | IV Наихудший ВОМ >ВПМ> ВМ | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
9 чел. | 8 чел. | 8 чел. | 8 чел. | 4 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 4 чел. |
41% | 36% | 36% | 36% | 18% | 10% | 5% | 18% |
Возможность полной самореализации в педагогической деятельности, удовлетворение от результатов деятельности, потребность в достижении признания и уважения со стороны других, стремление достичь вершин профессионализма, удовлетворенность собой и профессией учителя. | Стремление избежать критики со стороны руководителя, стремление избежать наказания со стороны руководителя, профессиональная и эмоциональная неустойчивость. Неудовлетворенность собой и профессией учителя. |
На диаграмме наглядно видно, что преобладающими мотивационными комплексами в школе являются позитивный и наилучший, но хочется отметить , что к концу года наихудший мотивационный комплекс возрос от 5% до 18 %, что свидетельствует о неудовлетворенности педагогов по отношению к себе и профессией учителя в целом.
Таким образом, при изучение мотивационных комплексов и исследовании успешности педагогов, их соотнесение с преобладающими личностными ценностями может дать ключ к пониманию психологических проблем, которые испытывает современный учитель, позволит осуществлять адекватное психологическое сопровождение педагогической деятельности. На основе результатов исследования сформулированы практические рекомендации учителям, направленные на оптимизацию работы с учителем по осознанию им роли его личностных ценностей и самоактуализационных качеств в педагогической деятельности.
Исходя из результатов исследования, сформулированы следующие практические рекомендации, адресованные учителям:
1. В профессиональном развитии учителя первостепенное внимание следует уделять внутренней мотивации педагогической деятельности и педагогической направленности его личности, с учётом приоритетности их роли по отношению к различным педагогическим умениям учителя.
2. Диагностика и выявление доминирующих личностных ценностей учителя может быть использовано для последующей работы с ним по развитию профессиональной направленности его личности. В этих целях продуктивно могут быть использованы социально-психологические тренинги.
3. Учитель должен прояснить свои личностные ценности и их связь со своими педагогическими ценностями. Это может произойти в результате самонаблюдения и рефлексии, когда в решении самых разных педагогических ситуаций он обнаруживает проявление своих вполне осознаваемых представлений о природе ребёнка, о влиянии личности учителя, его отношения к учащимся и различным сторонам педагогического процесса на поведение и деятельность учащихся.
4. В этой связи важно осознавать свои доминирующие личностные ценности, их влияние на свои педагогические действия. Специальные усилия должны быть направлены на то, чтобы прослеживать связь личностных ценностей со своими педагогическими установками. Как отмечает К.Г. Юнг, «педагогу следует обращать внимание на собственное душевное состояние: таким образом, он сможет увидеть, отчего работа с детьми идёт вкривь и вкось. Вполне вероятно, что он сам является бессознательным источником недуга».
5. Эти усилия могут привести к пониманию позитивной роли в педагогическом процессе личностных ценностей доброты и универсализма – в противоположность ценностям власти и достижений. Указанные ценности, проявляя себя в гуманистической или индивидуалистической (эгоистической) направленности учителя, по-разному влияют на педагогическую деятельность.
6. Педагог должен понимать, что гуманизм составляет истинно человечную направленность личности и лежит в основе воспитания и обучения. Неподдельная доброжелательность и искренность, безоценочное отношение к детям всегда находят положительный отклик учащихся, будучи подкреплены аутентичностью и позитивной Я-концепцией учителя. Об этом свидетельствует и более высокая развитость самоактуализационных качеств самоуважения у успешных учителей.
7. Понимая неизбежность возникновения элементов манипулирования во взаимодействиях с учащимися, педагог, вместе с тем, должен себе отдавать отчёт в том, что манипуляция, так или иначе, является насилием над свободной волей другого и пагубна для личности самого манипулятора. Манипулятивное поведение может быть проявлением неуверенности учителя в себе, его неадекватной самооценки и мотива власти. При этом желание учителя предстать перед учащимися властным, всезнающим, добреньким, самоутвердиться за их счёт, менее продуктивно, чем его искренность и самопринятие.
8. Рефлексия ценностно-смысловых оснований своей деятельности должна быть направлена на обнаружение учителем личностного смысла педагогической деятельности, предотвращение развития синдрома «эмоционального выгорания», сопутствующего педагогической профессии.
9. Как показало исследование, что учителя обладают в целом низким уровнем развития таких качеств как спонтанность, сензитивность к себе и гибкость поведения, что, вероятно, вызывает высокую напряжённость в их деятельности. Поэтому в целях предотвращения «эмоционального выгорания» особое внимание следует уделять развитию указанных качеств у учителей.
Источники:
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/122-tests-guidance/716-motivation-professional-activity-c-zamfir-technique-to-modify-a-a-reana - «Анкета успешности учителя» и «Методика мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
http://azps.ru/tests/tests2_zamfir.html - методика «Мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
http://www.agregator.pro - фото