Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Все цвета, кроме черного»
Программа составлена на основе программ: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_vse_tsvetasnosti_vosstanovlen.docx | 61.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Все цвета, кроме черного»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программ: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2013г.
Разработана программа внеурочной деятельности на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Темы программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у учеников познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.
Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.
Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Задачи программы:
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
- создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Для эффективного решения поставленных задач используется поддержка родителей. В начале учебного года они знакомятся с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им разъясняются цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка - воспитание личным примером.
Содержание программы «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:
• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;
• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Механизм реализации:
Программа «Все цвета, кроме черного» выстроена по 5 направлениям:
физическое здоровье; психическое здоровье; межличностное общение; коммуникативные способности, познавательно-эмоциональные процессы.
Реализуется во внеурочной деятельности по ФГОС в 1-4 классах, рассчитана на 4 года (1 час в неделю).
Место факультатива в учебном плане. Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа один раз в неделю.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в групповой форме.
Возраст детей: 6,5 – 11 лет
В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
- тестирование;
- психогимнастика;
- рисование (тематическое и свободное);
- подвижные игры;
- игры-драматизации и ролевые игры;
- беседы и проблемные ситуации;
- техники и приемы саморегуляции;
- коллективно- творческие дела (КТД);
- арт-терапевтические приемы.
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
• бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.
Технические средства:
• компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся.
Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на занятиях.
Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»
1 класс
1. Твои новые друзья (4 ч)
Знакомство. Дружеские отношения в классе. Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Правила игры и дисциплины. Терпимость и взаимовыручка.
2. Я – школьник (3 ч)
Осознание позиции школьника. Целевая прогулка по школе и во двор. Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
3. Как ты познаёшь мир (4 ч)
Мир книг. Как работать с учебником? Как развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях? Как развивать внимательность и наблюдательность?
4. Какой Я – какой Ты (6 ч)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. Как мы видим друг друга? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя? Как распознать положительные качества у других людей? Какие качества нужны для дружбы?
5. Я и мое здоровье (6 ч)
Составление режима дня. Что такое здоровый образ жизни? Полезное и вкусное. Вредные привычки. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Правильная осанка - стройная спина. Положительные эмоции - хорошее настроение.
6. Твои чувства. (9 ч)
Радость. Мимика и жесты – наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Игра «Разыщи радость».
2 класс
- Я и моя школа (6ч)
Учителя и ученики. Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
- Я и мои родители (5 ч)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Умение прощать друг друга.
- Учусь понимать себя (18ч)
Выявление трудностей, возникающих у детей в школьной жизни. Правила здорового образа жизни.
Практическое занятие - составление режима дня
Как человек растет в течении жизни. Как изменяется пульс у человека с возрастом. Влияние вредных привычек (курения) на рост.
Практическое занятие – измерение пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Взаимодействие ощущений человека. Упражнения для глаз.
Сказка «Золушка». Смена настроения героини.
Как изменить настроение? Как можно исправить плохое настроение.
Органы зрения и слуха Что поможет сохранить зрение и слух. Мир ощущений. Как уберечь себя от травм.
Добрые чувства – помощники в жизни. Отрицательные чувства – чувства тревоги, страха. Беспокойства, неуверенности и как с ними бороться.
Как можно исправить плохое настроение. Чтение сказки «Царевна – Несмеяна».
Беседа «Что такое хороший поступок?». Хорошие поступки литературных героев. Твой самый важный поступок.
Полезные привычки сохранят здоровье. Вредные привычки вредят человеку. Выполнение заданий по выявлению вредных и полезных привычек. Как избавиться от вредных привычек?
- Умение владеть собой (5 ч)
Умение владеть собой. Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
3 класс
- Оценка человеческих поступков и отношений ( 5 ч)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
- Учусь понимать других (14 ч)
Наблюдение за изменениями, произошедшими в своем организме.
Знакомство с формулами общения.
Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
Роль интонации в общении людей. Трудности в общении людей и способы их преодоления.
Роль мимики и жестов в общении людей.
Значение доброжелательных отношений между людьми. Ценность дружбы.
- Я и мои друзья (8 ч)
Настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Одиночество. Как не стать одиноким среди своих сверстников?
- Что такое сотрудничество (8ч)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
--из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?
4 класс
- Мои силы, мои возможности (12ч)
Моё лето. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника?
Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».
Мой выбор, мой путь.
Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.
Мой внутренний мир.
Мой внутренний мир уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.
Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся
- Учусь общаться (16ч)
Самоанализ себя, своих интересов, увлечений, интересы своих одноклассников.
Симпатии детей, бережное отношение к чувствам других людей.
Расширение представлений о дружбе, позитивном отношении к людям. Умение строить дружеские отношения со всеми людьми. Умение находить пути выхода из конфликтов.
Многообразие черт характера человека. Представление о возможности воспитывать в себе определенные черты характера.
Умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию.
Обсуждение проблемы сохранения здоровья.
- Моё будущее (6ч)
Как заглянуть во взрослый мир?
Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Твои новые друзья. (4 ч) | ||||
1 | Давайте познакомимся. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. (Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) | ||
2 | Играть вместе веселее. | |||
3. | Ссориться не будем! | |||
Земля – наш общий дом. | ||||
Я – школьник. (4 ч) | ||||
Я - первоклассник | Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. (Р) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П) осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) | |||
Адрес школы (целевая прогулка) | ||||
Собираемся в школу | ||||
Учителя и ученики | ||||
Как ты познаёшь мир. (4 ч) | ||||
Грамоте учиться всегда пригодится. | Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста. (Р) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. (П) Учиться наблюдать. (П) Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. (К) | |||
Дом без книги, что без окон. | ||||
Мои помощники. | ||||
Как стать внимательным и наблюдательным? | ||||
Какой Я – какой Ты. (6 ч) | ||||
Какой Я? | овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р) Учиться находить положительные качества у себя и у других людей. (П) Учиться договариваться и уважать разные мнения. (К) | |||
Мой автопортрет | ||||
Моё настроение | ||||
Какой ты? | ||||
Я и другие | ||||
Твёрдое слово «нет!» | ||||
Я и мое здоровье (6 ч) | ||||
Режим дня. | Проговаривать последовательность действий на уроке. (Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П) Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. (К) | |||
Полезно и вкусно. | ||||
Если хочешь быть здоров… | ||||
Движение – рецепт здоровья. | ||||
Нет здоровья – нет счастья. | ||||
Вредные привычки. | ||||
Твои чувства. (9 ч) | ||||
Что такое эмоции и зачем они нужны | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева. (П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах. (К) | |||
Способы выражения эмоций | ||||
Мимика в рисунках. | ||||
«Кого или чего я боюсь» | ||||
Учимся быть смелыми. | ||||
Мы стали смелее! | ||||
Зависть здоровье забирает. | ||||
Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает. | ||||
От чего зависит настроение. | ||||
Игра «Разыщи радость». | ||||
Итого | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Я и моя школа (6ч) | ||||
1 | Я - второклассник | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников. (Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П) | ||
2 | Я и моя школа | |||
3. | Я и мой учитель | |||
4 | Я и мои одноклассники | |||
5 | Что такое лень? | |||
6 | Как справиться с «Немогучками»? | |||
Я и мои родители (5ч) | ||||
7 | Я и мои родители | Извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, фото, рисунок). (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал. (П) Проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии. Знать правила поведения в обществе, семье, со сверстниками. (К) | ||
8 | «Урок мудрости» (уважение к старшим» | |||
9 | Я умею просить прощения | |||
10 | Почему родители наказывают детей? | |||
11 | Вместе мы сила | |||
Учусь понимать себя (18ч) | ||||
12 | Мои новые друзья. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. (Р) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. (Р) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. (Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя. (П) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П) Учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах. ( К) | ||
13 | Режим дня. | |||
14 | Игра «Мой день» | |||
15 | Как я расту? | |||
16 | Кто я? Какой Я? | |||
17 | Что я знаю о себе | |||
18 | Как я познаю мир | |||
19 | Моя гигиена | |||
20 | Мои чувства | |||
21 | Мои интересы | |||
22 | Мои мечты | |||
23 | Я в мире профессий | |||
24 | Мое настроение | |||
25 | Как изменить настроение | |||
26 | Мои поступки | |||
27 | Оцени поступок. Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» | |||
28 | Мои привычки | |||
29 | Полезные и вредные привычки | |||
Умение владеть собой (5ч) | ||||
30 | Я – это мои цели. | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (П) Контролировать свою речь и поступки. (К) | ||
31 | Хозяин своего Я | |||
32 | Не хочу быть плохим | |||
33 | Умей расслабиться | |||
34 | Итоговое занятие | |||
Итого | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Оценка человеческих поступков и отношений (5 ч) | ||||
1 | Я – третьеклассник | Извлекать необходимую информацию из текста. (Р) Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П) Учиться толерантному отношению к другому мнению. (К) | ||
2 | Мой любимый герой (примеры для подражания) | |||
3. | Добро и зло (совесть) | |||
4 | Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки) | |||
5 | Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях | |||
Учусь понимать других (14 ч) | ||||
6 | Что изменилось за год | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Учиться строить речевое высказывание в устной форме. (Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. (П) Учиться работать в паре и в группе. Выполнять различные роли. Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) | ||
7 | Я и другие | |||
8 | Как научиться общаться с людьми | |||
9 | Что такое интонация | |||
10 | Как научиться преодолевать трудности | |||
11 | Как мы видим друг друга | |||
12 | Как понять друг друга без слов | |||
13 | Учимся вежливо говорить | |||
14 | Волшебные слова | |||
15 | Для чего нужна улыбка | |||
16 | Мальчик и девочка | |||
17 | Умеешь ли ты дружить | |||
18 | Конкурс знатоков | |||
Я и мои друзья (8 ч) | ||||
19 | Настоящий друг | Учиться прогнозировать последствия своих поступков. (Р) Осознавать качества настоящего друга. (П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей. (К) | ||
20 | Кто твой друг? | |||
21 | Умею ли я дружить? | |||
22 | Трудности в отношениях с друзьями | |||
23 | Я и мои «колючки» | |||
24 | Как хорошо уметь слушать | |||
25 | Ссора и драка | |||
26 | Что такое одиночество? | |||
Что такое сотрудничество (8ч) | ||||
27 | Общение – дело общее | Определять и формулировать цель в совместной работе. (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество. (П) Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. (К) | ||
28 | Что такое сотрудничество? | |||
29 | Я умею понимать другого | |||
30 | Я умею договариваться с людьми | |||
31 | Чтобы тебя любили | |||
32 | Мы умеем действовать сообща | |||
33 | Что такое коллективная работа? | |||
34 | Итоговое занятие | |||
Итого | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
. Кто я? Мои силы, мои возможности (12ч) | ||||
1 | Моё лето | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях. (П) Учиться самостоятельно решать проблемы общения. (К) | ||
2 | Кто я? | |||
3. | Какой я? Большой или маленький? | |||
4 | Мои способности | |||
5 | Мой выбор, мой путь | |||
6 | Мой внутренний мир | |||
7 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | |||
8 | Нужно ли человеку изменяться? | |||
9 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | |||
10 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | |||
11 | Что значит верить? | |||
12 | Право на уважение. | |||
Учусь общаться (16ч) | ||||
13 | Что вы знаете друг о друге. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р) Строить речевое высказывание в устной форме. (Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя. (П) Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П) Учиться работать в паре и в группе. Выполнять различные роли. Слушать и понимать речь других ребят. (К) | ||
14 | Твой класс | |||
15 | Кто твой друг | |||
16 | Как научиться жить дружно | |||
17 | Умение слушать и слышать. | |||
18 | Как помириться после ссоры | |||
19 | Какой у тебя характер | |||
20 | Самопрезентация | |||
21 | Как воспитывать свой характер. | |||
22 | Учусь высказывать свое мнение | |||
23 | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | |||
24 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | |||
25 | Как разрешить конфликты мирным путём? | |||
26 | Искусство спора. Доказательство и убеждение. | |||
27 | Безопасное общение в интернете | |||
28 | Фантастическое путешествие | |||
Моё будущее (6ч) | ||||
29 | Моё детство | Планировать цели и пути самоизменения. (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П) При работе в группе учитывать мнение товарищей. (К) | ||
30 | Моё будущее | |||
31 | Кем бы я хотел стать? | |||
32 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | |||
33 | Хочу вырасти здоровым человеком. | |||
34 | Итоговое занятие | |||
Итого | 34 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.
Рабочие тетради.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного. Я учусь понимать себя. ФГОС. Рабочая тетрадь 2- класс: - М.: Вентана-Граф, 2013.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного. Я учусь понимать других. ФГОС. Рабочая тетрадь 3- класс: - М.: Вентана-Граф, 2013.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться. ФГОС. Рабочая тетрадь 4- класс: - М.: Вентана-Граф, 2013.
Пособие для педагогов.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.
Книга для родителей.
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Рабочие тетради.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2013.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2013.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2013.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2013.
Пособие для педагога.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010.
Дополнительная литература:
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
- Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
- Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения педагогов-психологов "___"____________________2013 г. |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР
______________Е.А. Шамсутдинова
«_31_»__августа__2013 г.