Методическая разработка «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой

Автор методики «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения» Кухарева У.А. педагог-психолог ГБОУ школы №639 Санкт-Петербурга.

            Методика основана на технологии «Незаконченные предложения» и позволяет исследовать уровень сформированности толерантности. Целевая группа для исследования – подростки (учащиеся 7-11 классов общеобразовательных школ).

            Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в группе подростков (например, классных коллективах и др.). Кроме того, методика проста и  не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.

В методике представлены инструкция по проведению опроса, алгоритм интерпретации полученных данных и образец анализа предложений.

Также приведён отчет по результатам проведённого исследования по данной методике с полученными данными, их анализом, сделанными на их основе выводами и дальнейшими рекомендациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой

Проявления экстремистского поведения среди молодёжи свидетельствует о слабой социальной адаптации подростков, что влечёт за собой формирование асоциальных установок и противоправных образцов поведения. Таким образом, подростки подвергаются различным социальным рискам. Поэтому профилактическая работа школы в этом направлении становится актуальной и важной.

Исследование по предлагаемой методике может являться начальным этапом целевой деятельности по организации профилактики проявлений экстремистского поведения среди молодёжи в образовательном учреждении. Для планирования и организации такой профилактической работы необходимо изучить особенности целевой группы (подростков) в этом вопросе. Критерий, позволяющий это сделать – уровень сформированности толерантности учащихся. Измерение уровня сформированности толерантности поможет определить представления подростков о представителях других социальных и культурных групп и их отношение к ним, а также об эффективности работы воспитательной и социальной службы школы по формированию толерантного сознания учащихся.

Известные в настоящее время методики определения толерантного поведения (толерантности) дают достаточно полную картину, но все они требуют, как правило, индивидуальной работы с каждым респондентом и больших временных затрат для обработки и анализа данных («Индекс толерантности» - Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Вопросник для измерения толерантности - В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» - В.В.Бойко; «Шкала социальной дистанции» - Э.Богардус и др.). Представленная методика даёт возможность провести подобную диагностику большой группы школьников, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.

В результате исследования можно определить:

  • общий уровень сформированности толерантности в группе (ученики 8-11 классов школы);
  • уровень сформированности этнической толерантности;
  • уровень сформированности социальной толерантности;
  • процентное соотношение респондентов с разным уровнем сформированности толерантности.

Полученные данные позволяют сформировать программу профилактических мероприятий, а вторичное исследование – определить эффективность работы программы и в дальнейшем при необходимости корректировать её в нужном направлении.

Ниже приведён пример анализа полученного текста и интерпретация.


Количество респондентов – 48.

Контингент – ученики 8а,б,в классов.

Анализ полученных данных показал:

Критерий

Средний общий балл по 8а,б,в классам

Средний общий балл по 8а классу

Средний общий балл по 8б классу

Средний общий балл по 8в классу

общий показатель сформированности толерантности

15,9

16,0

15,9

15,5

показатель сформированности этнической толерантности

8,0

8,1

7,9

7,8

показатель сформированности социальной толерантности

7,9

7,9

8,0

7,7

Выводы:

  1. Толерантные представления и установки у большинства респондентов сформированы. При этом уровень толерантности, в среднем, по трём классам и по каждому классу в отдельности невысокий.
  2. Этническая и социальная толерантность по всем трём классам, в общем, и в отдельности по каждому классу сформирована и также определяется как невысокая.
  3. Толерантные представления и установки у респондентов присутствуют, но в то же время, требуется дальнейшая работа для повышения уровня толерантности. Ученики, как коллектив, демонстрируют принятие разнообразных социокультурных групп, но при этом склонны разделять некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
  4. Количество респондентов, не имеющих сформированного толерантного поведения – 6 (12% респондентов). Эти учащиеся потенциально подвержены социальным рискам и требуют активной работы с ними.
  5. Также выявлены респонденты с различными уровнями этнической и социальной толерантности (этническая сформирована, социальная – не сформирована). Такие респонденты проявляют принятие людей иных национальностей и при этом показывают негативное отношение к представителям иных социальных групп. Подростки с такими показателями, требуют отдельной работы, направленной на устранение социальной интолерантности.

Рекомендации.

Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы в программу профилактики экстремистских проявлений у подростков:

  1. формирование жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям;
  2. развитие эмоциональной сферы подростков, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;
  3. деятельность, дающая подросткам возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации (волонтёрское движение, школа лидеров и т.п.);
  4. информационная работа, дающая подросткам знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.

Инструкция. Закончите предложения.

  1. Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую __________________

______________________________________________________________________

  1. Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит ______

_______________________________________________________________________

  1. Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня ____________________

_______________________________________________________________________

  1. Приезжие и жители нашего города могут ___________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня ______

_______________________________________________________________________

  1. Я думаю, что отношения между людьми разных религий _____________________

_______________________________________________________________________


Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

Интерпретация предложений.

Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности  у школьников (7-11 кл.): высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

агрессия – 0 баллов

равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл

Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

констатация присутствия, признание прав – 3 балла

помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.

Общий анализ уровня толерантности

Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.

Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.

Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

Высокий уровень толерантности (19-24 балла)характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.

Качественный анализ толерантности

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла

Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов

Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов

Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов

Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе

Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.

Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла

Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов

Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов

Высокий уровень толерантности - 19-24 балла


Предложение

Интерпретация

0 баллов

1 балл

3 балла

4 балла

Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую

негатив!!!

мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских

прочерк

ничего не значит

равнодушие

я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме…

он такой же человек, как и я

никакое… человек, как человек

гордость за свою страну

заинтересованность

что в России демократия!

Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит

что надо сваливать из неё

прочерк

ничего не значит

это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе

что в России проживают разные народы

общение с людьми других национальностей

дружба народов

что я могу обзавестись друзьями других наций

что она очень популярная и разносторонняя

хорошее развитие страны

Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня

прочерк

всегда друг до некоторых моментов

интересен, если он приехал на время

друг

интересный собеседник

источник новых знаний

Приезжие и жители нашего города могут

ехать дальше

прочерк

даже имеют право общаться с нами

должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям

общаться, делиться впечатлениями

всё, кроме того, что нарушать закон

жить, работать и любоваться нашим городом

жить в мире и согласии, уважая друг друга

Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня

вызов

раздражаюсь

прочерк

спор

трудно

способ доказать своё мнение

дискуссия

просто разговор

очень интересно

это повод устроить дебаты, сколько людей столько и мнений

дискуссия

способ узнать мнение других

Я думаю, что отношения между людьми разных религий

это вызов

прочерк

это допустимо, но мне не нравится и я буду исповедовать свою религию

странные

приемлемы

это не плохо

должны, и в большинстве случаев складываются хорошо

способ объединения людей

должны быть дружескими

это интересно

 Примечание:

Если присутствует много «прочерков», то возможно не сформирована толерантная (интолерантная) позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.

Словарь

Спор — это взаимное отстаивание своего мнения, своей правоты.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение - исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы

Дебаты - прения, обмен мыслей, с соблюдением очереди говорящих

Вызов - желание вступить в борьбу, в спор; устар. требование поединка, дуэли.

Раздражаюсь (раздражение) - состояние озлобленного возбуждения; чувство гнева, досады, недовольства.