Методическая разработка «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой
Автор методики «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения» Кухарева У.А. педагог-психолог ГБОУ школы №639 Санкт-Петербурга.
Методика основана на технологии «Незаконченные предложения» и позволяет исследовать уровень сформированности толерантности. Целевая группа для исследования – подростки (учащиеся 7-11 классов общеобразовательных школ).
Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в группе подростков (например, классных коллективах и др.). Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.
В методике представлены инструкция по проведению опроса, алгоритм интерпретации полученных данных и образец анализа предложений.
Также приведён отчет по результатам проведённого исследования по данной методике с полученными данными, их анализом, сделанными на их основе выводами и дальнейшими рекомендациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика "Диагностика толерантного поведения" У.А. Кухаревой | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой
Проявления экстремистского поведения среди молодёжи свидетельствует о слабой социальной адаптации подростков, что влечёт за собой формирование асоциальных установок и противоправных образцов поведения. Таким образом, подростки подвергаются различным социальным рискам. Поэтому профилактическая работа школы в этом направлении становится актуальной и важной.
Исследование по предлагаемой методике может являться начальным этапом целевой деятельности по организации профилактики проявлений экстремистского поведения среди молодёжи в образовательном учреждении. Для планирования и организации такой профилактической работы необходимо изучить особенности целевой группы (подростков) в этом вопросе. Критерий, позволяющий это сделать – уровень сформированности толерантности учащихся. Измерение уровня сформированности толерантности поможет определить представления подростков о представителях других социальных и культурных групп и их отношение к ним, а также об эффективности работы воспитательной и социальной службы школы по формированию толерантного сознания учащихся.
Известные в настоящее время методики определения толерантного поведения (толерантности) дают достаточно полную картину, но все они требуют, как правило, индивидуальной работы с каждым респондентом и больших временных затрат для обработки и анализа данных («Индекс толерантности» - Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Вопросник для измерения толерантности - В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» - В.В.Бойко; «Шкала социальной дистанции» - Э.Богардус и др.). Представленная методика даёт возможность провести подобную диагностику большой группы школьников, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.
В результате исследования можно определить:
- общий уровень сформированности толерантности в группе (ученики 8-11 классов школы);
- уровень сформированности этнической толерантности;
- уровень сформированности социальной толерантности;
- процентное соотношение респондентов с разным уровнем сформированности толерантности.
Полученные данные позволяют сформировать программу профилактических мероприятий, а вторичное исследование – определить эффективность работы программы и в дальнейшем при необходимости корректировать её в нужном направлении.
Ниже приведён пример анализа полученного текста и интерпретация.
Количество респондентов – 48.
Контингент – ученики 8а,б,в классов.
Анализ полученных данных показал:
Критерий | Средний общий балл по 8а,б,в классам | Средний общий балл по 8а классу | Средний общий балл по 8б классу | Средний общий балл по 8в классу |
общий показатель сформированности толерантности | 15,9 | 16,0 | 15,9 | 15,5 |
показатель сформированности этнической толерантности | 8,0 | 8,1 | 7,9 | 7,8 |
показатель сформированности социальной толерантности | 7,9 | 7,9 | 8,0 | 7,7 |
Выводы:
- Толерантные представления и установки у большинства респондентов сформированы. При этом уровень толерантности, в среднем, по трём классам и по каждому классу в отдельности невысокий.
- Этническая и социальная толерантность по всем трём классам, в общем, и в отдельности по каждому классу сформирована и также определяется как невысокая.
- Толерантные представления и установки у респондентов присутствуют, но в то же время, требуется дальнейшая работа для повышения уровня толерантности. Ученики, как коллектив, демонстрируют принятие разнообразных социокультурных групп, но при этом склонны разделять некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
- Количество респондентов, не имеющих сформированного толерантного поведения – 6 (12% респондентов). Эти учащиеся потенциально подвержены социальным рискам и требуют активной работы с ними.
- Также выявлены респонденты с различными уровнями этнической и социальной толерантности (этническая сформирована, социальная – не сформирована). Такие респонденты проявляют принятие людей иных национальностей и при этом показывают негативное отношение к представителям иных социальных групп. Подростки с такими показателями, требуют отдельной работы, направленной на устранение социальной интолерантности.
Рекомендации.
Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы в программу профилактики экстремистских проявлений у подростков:
- формирование жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям;
- развитие эмоциональной сферы подростков, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;
- деятельность, дающая подросткам возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации (волонтёрское движение, школа лидеров и т.п.);
- информационная работа, дающая подросткам знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.
Инструкция. Закончите предложения.
- Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую __________________
______________________________________________________________________
- Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит ______
_______________________________________________________________________
- Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня ____________________
_______________________________________________________________________
- Приезжие и жители нашего города могут ___________________________________
_______________________________________________________________________
- Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня ______
_______________________________________________________________________
- Я думаю, что отношения между людьми разных религий _____________________
_______________________________________________________________________
Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»
Интерпретация предложений.
Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности у школьников (7-11 кл.): высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
агрессия – 0 баллов
равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл
Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
констатация присутствия, признание прав – 3 балла
помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.
Общий анализ уровня толерантности
Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.
Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.
Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
Высокий уровень толерантности (19-24 балла)характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.
Качественный анализ толерантности
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла
Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов
Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов
Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов
Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе
Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.
Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла
Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов
Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов
Высокий уровень толерантности - 19-24 балла
Предложение | Интерпретация | |||
0 баллов | 1 балл | 3 балла | 4 балла | |
Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую | негатив!!! мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских | прочерк ничего не значит равнодушие я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме… | он такой же человек, как и я никакое… человек, как человек | гордость за свою страну заинтересованность что в России демократия! |
Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит | что надо сваливать из неё | прочерк ничего не значит это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе | что в России проживают разные народы общение с людьми других национальностей дружба народов | что я могу обзавестись друзьями других наций что она очень популярная и разносторонняя хорошее развитие страны |
Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня | прочерк всегда друг до некоторых моментов интересен, если он приехал на время | друг интересный собеседник источник новых знаний | ||
Приезжие и жители нашего города могут | ехать дальше | прочерк даже имеют право общаться с нами должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям | общаться, делиться впечатлениями всё, кроме того, что нарушать закон | жить, работать и любоваться нашим городом жить в мире и согласии, уважая друг друга |
Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня | вызов раздражаюсь | прочерк спор трудно | способ доказать своё мнение дискуссия просто разговор | очень интересно это повод устроить дебаты, сколько людей столько и мнений дискуссия способ узнать мнение других |
Я думаю, что отношения между людьми разных религий | это вызов | прочерк это допустимо, но мне не нравится и я буду исповедовать свою религию странные | приемлемы это не плохо | должны, и в большинстве случаев складываются хорошо способ объединения людей должны быть дружескими это интересно |
Примечание:
Если присутствует много «прочерков», то возможно не сформирована толерантная (интолерантная) позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.
Словарь
Спор — это взаимное отстаивание своего мнения, своей правоты.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение - исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы
Дебаты - прения, обмен мыслей, с соблюдением очереди говорящих
Вызов - желание вступить в борьбу, в спор; устар. требование поединка, дуэли.
Раздражаюсь (раздражение) - состояние озлобленного возбуждения; чувство гнева, досады, недовольства.