статья "Развитие эмоциональной сферы учащихся коррекционных школ 8 вида"
Куманёва Е.В. педагог- психолог МСКОУ школы «Надежда» VIII вида «Развитие эмоциональной сферы у обучающихся в МСКОУ VIII вида.
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный продукт’ эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям, организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие. Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже эмоциональный элементарный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными, с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков - оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство “в свои руки”, осуществляя диктатуру над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что, так или иначе, ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него ‘лежит душа’. Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью, длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетических чувств. Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения. В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает. Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие
уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Когда “Титаник” потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множества умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Эмоциональное запредельное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты. В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации школьного образования, ориентация на самостоятельность личности, на ее внутренние ресурсы, на стремление субъекта к самореализации. Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям имеющих проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи в области специальной психологии и коррекционной педагогики, выделяя главную цель учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях: адаптация и социализация аномальных детей, предъявляя повышенные требования к организации подготовки ребёнка к межличностному общению, акцентируя внимание педагогов на поиски новых форм и видов подготовки личности с нарушениями интеллектуальной сферы к субъект – субъектному взаимодействию. Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений) эмоциональная сфера ребёнка подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. На трудности в школе, ребёнок с особенностями психофизического развития, отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, что говорит о незрелости его эмоционально-волевой сферы. При этом под «эмоциональной незрелостью» понимается отсутствие импульсивных реакций и возможность продолжительное время выполнять не очень привлекательное задание. Практика показывает, что эмоции влияют на все компоненты познания: ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Для радостного человека всё вокруг приятно, а рассерженный замечает лишь то, что усиливает его гнев. Хорошее настроение улучшает запоминание. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение трудных заданий. К тому же у детей положительные эмоции способствуют развитию учебной мотивации. Большое значение в социальной адаптации ребенка имеет его эмоциональное развитие. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребенок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Постепенно ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным « примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Все это позволяет ребенку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребенка. У большинства детей с нарушениями развития отмечается несформированность или нарушение эмоционально-волевого компонента личности, что негативно сказывается на их поведении, обучении, интеллектуальном и личностном развитии. Несформированность эмоциональной сферы может проявляться на разных уровнях: поведенческом в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности. Поэтому развитие эмоциональной сферы у учащихся с особенностями психофизического развития происходит как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Во время бинарных уроков, индивидуальных занятий, психолог использует разнообразные задания, которые направлены на формирование и развитие эмоционального компонента. Они расширяют коммуникативные способности детей, повышают их адаптивные возможности. В школе «Надежда» VIII вида эмоциональное развитие учащихся происходит в системе: педагог-психолог - воспитатель- логопед - социальный педагог. Наша задача заключается в том, чтобы создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации.