Аутичный ребенок в семье
рекомендации для родителй аутичного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autichnyy_rebyonok_v_seme.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
АУТИЧНЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ
Сорокина Ю.Г., Солнцева И.В.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек», г. Тамбов, tikizina@inbox.ru
Ранний детский аутизм — это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.
В последнее время ранний детский аутизм стал относительно распространенным явлением среди нарушений развития. Однако не всякого замкнутого или погруженного в себя ребенка следует считать аутистом.
Дети с аутизмом имеют следующие особенности поведения: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
В большинстве случаев родители не считают детей умственно отсталыми. Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувственность к музыке, к стихам, природным явлениям, наконец, просто серьёзное, умное выражение лица – всё это даёт родителям надежду, что ребёнок на самом деле «всё может».
Однако, хотя такой ребёнок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание, научить чему – нибудь бывает крайне редко. Что делать, если усилия организовать жизнь ребёнка, научить его оканчиваются тем, что только ожесточают взрослых и его самого, разрушая немногие, уже существующие, формы контакта? Далее мы постараемся осветить несколько правил обучения и воспитания аутичных детей.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие правила, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.
- Режим: дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
- Необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
- Необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются;
- Дети с РДА обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом;
- Не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день;
- Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;
- Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
- Большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок-место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет ему мешать;
- Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
- Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;
- Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;
- Найдите хорошего врача - психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;
- Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках обучения и коррекции поведения.
Опыт специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможно успешная социализация таких детей - приобретение навыков самостоятельной жизни и овладения достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная целенаправленная работа всегда дает положительную динамику: ребёнок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.
Литература
- «Практический психолог и логопед в школе и ДОУ» №3, 2012г
- Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. – М,1998