Программа по профориентации 9-е классы 2013-2014

Сухорукова Виктория Витальевна

Программа по профориентации 9-е классы 2013-2014, разработана на основе личного опыта по проведению профориентационной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

г.о.Климовск

                                                                 

              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                        Директор МБОУ «Гимназия

 имени Подольских курсантов»

 __________Н.А.Квашенникова

 пр.№___от «__»_______2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

9-е классы

Составитель: Сухорукова Виктория Витальевна,

 педагог-психолог 1 категории

2013 г.

Пояснительная записка к программе «Технология»

На основании приказа Министерства образования Московской области к БУПУ №2604 от 07.06.2012. часы учебного предмета «Технология» в 9-ых классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся.

Данный курс не входит в федеральный государственный стандарт, является дополнительным предметом в соответствии с особенностями образовательных программ Гимназии: Введение данного курса потребовал запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), и особенности контингента обучающихся.

Исходя из этого, для разработки данной рабочей программы, были использованы следующие материалы:

1.Программа старшего научного сотрудника Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподавателя Института практической психологии личности при МГУ, консультанта психологического центра «Генезис» Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия», (Программа профессионального самоопределения для подростков М, 2010). (Филолог, преподаватель, психолог. С 1991 занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения, оценкой профессиональной компетенции, совершенствованием форм и методов образования.)

2.Методические разработки:

- Резапкина Г.В.«Матрица выбора профессии», «Профиль», «Эрудит», Опросник «Вегетативная лабильность», Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной;

классификация профессий Е.А. Климова;

«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова);

«Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова);

«Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда);  

Тест «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация);

«Определение мотивации» (методика Головахи).

В учебном плане МБОУ «Гимназия им.Подольских курсантов» на изучение курса отводится 35часов (1 час в неделю).

Изучение курса направлено на достижение целей:

  1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
  2. Оказание помощи учащимся в приобретении теоретического опыта работы по конкретной профессии и на основании этого определить путь дальнейшего профессионального обучения.

Для достижении поставленных необходимо решение  следующих задач:

  1. Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
  3. Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
  4. Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
  5. Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
  6. Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.
  7. Сформировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе,
  8. Формировать бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью.

Достижение целей осуществляется в процессе формирования и развития  ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции личностного самосовершенствования.

Структура курса. Курс является практико  - ориентированном,  построенным на тренинговых упражнениях. Формируются представления о личности, особенностях характера, понятия о здоровом образе жизни, ориентируют учащегося в мире профессии, формируют профессиональное самоопределение.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.  О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции,  умениям и навыкам работы в сотрудничестве.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Требования к знаниям и умениям учащегося.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; понятие личного профессионального плана понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации; характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда; классификацию профессий, формулу профессии; подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности профессий данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в указанных сферах.

Учащиеся должны уметь: определять предмет и задачи курса; составлять личный профессиональный план; определять свои возможности: особенности памяти, внимания, воображения; определять типы темперамента, нервной системы; сравнивать имеющиеся у них представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии; анализировать информацию о профессиях.

В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме урока-конференции.

План занятий по программе «Технология»

I четверть. (9ч)

1 урок. Введение в психологию.

2 урок. Психология деятельности и познавательных процессов.

3 урок. Ощущения и восприятие.

4 урок. Внимание и память.

5 урок. Воображение.

6 урок. Мышление.

7 урок. Речь.

8 урок. Введение в психологию личности.

9 урок. Обобщающий урок.

II четверть. (7ч)

10 урок. Способности.

11 урок. Темперамент.

12 урок. Характер.

13 урок. Воля.

14 урок. Эмоции и чувства.

15 урок. Мотивация.

16 урок. Обобщающий урок.

III четверть. (11ч)

17 урок. Самооценка и уровень притязаний.

18 урок. Что такое стресс.

19 урок. Уровень внутренней свободы.

20 урок. Определение типа будущей профессии.

21 урок. Интересы и склонности.

22 урок. Определение профессионального типа личности.

23 урок. Профессия и здоровье.

24 урок. Практические виды деятельности.

25 урок. Интеллектуальные виды деятельности.

26 урок. Профессии социального типа.

27 урок. Обобщающий урок.

IV четверть. (7ч + 1ч резерв)

28 урок. Предпринимательские способности.

29 урок. Эстетические способности.

30 урок. Мотивы и потребности.

31 урок. Ошибки в выборе профессии.

32 урок. Пути получения профессии.

33 урок. Стратегия выбора профессии.

34 урок. Обобщающий урок.

35 урок. Резервный урок.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

Первая четверть

1

Введение в психологию

9а – 03.09

9б – 04.09

9в – 06.09

2

Психология деятельности и познавательных процессов

9а – 10.09

9б – 11.09

9в – 13.09

3

Ощущения и восприятие

9а – 17.09

9б - 18.09

9в – 20.09

4

Внимание и память

9а – 24.09

9б – 25.09

9в – 27.09

5

Воображение

9а – 01.10

9б – 02.10

9в – 04.10

6

Мышление

9а – 08.10

9б – 09.10

9в – 11.10

7

Речь

9а – 15.10

9б – 16.10

9в – 18.10

8

Введение в психологию личности

9а – 22.10

9б – 23.10

9в – 25.10

9

Обобщающий урок

9а – 29.10

9б – 30.10

9в – 01.11

Вторая четверть

10

Способности

9а – 12.11

9б – 13.11

9в – 15.11

11

Темперамент

9а – 19.11

9б – 20.11

9в – 22.11

12

Характер

9а – 26.11

9б – 27.11

9в – 29.11

13

Воля

9а – 03.12

9б – 04.12

9в – 06.12

14

Эмоции и чувства

9а – 10.12

9б – 11.12

9в – 13.12

15

Мотивация

9а – 17.12

9б – 18.12

9в – 20.12

16

Обобщающий урок

9а – 24.12

9б – 25.12

9в – 27.12

Третья четверть

17

Самооценка и уровень притязаний

9а – 14.01

9б – 08.01

9в – 19.01

18

Стресс

9а – 21.01

9б – 15.01

9в – 17.01

19

Уровень внутренней свободы

9а – 28.01

9б – 15.01

9в – 24.01

20

Определение типа будущей профессии

9а – 04.02

9б – 22.01

9в – 31.01

21

Интересы и склонности

9а – 11.02

9б – 29.01

9в – 07.02

22

Определение профессионального типа личности

9а – 18.02

9б – 05.02

9в – 14.02

23

Профессия и здоровье

9а – 25.02

9б – 12.02

9в – 21.02

24

Практические виды деятельности

9а – 04.03

9б – 19.02

9в – 28.02

25

Интеллектуальные виды деятельности

9а – 11.03

9б – 26.02

9в – 07.03

26

Профессии социального типа.

9а – 18.03

9б – 05.03

9в – 14.03

27

Обобщающий урок

9а – 01.04

9б – 12.03

9в – 21.03

Четвертая четверть

28

Предпринимательские способности

9а – 08.04

9б – 19.03

9в – 04.04

29

Эстетические способности

9а – 15.04

9б – 02.04

9в – 11.04

30

Мотивы и потребности

9а – 22.04

9б – 09.04

9в – 18.04

31

Ошибки в выборе профессии

9а – 29.04

9б – 16.04

9в – 25.04

32

Пути получения профессии

9а – 06.05

9б – 23.04

9в – 16.05

33

Стратегия выбора профессии

9а – 13.05

9б – 30.04

9в – 24.05

34

Обобщающий урок

9а – 20.05

9б – 07.05

9в - 30.04

35

Резервный урок

9а -

9б -14.05

9в -

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2010. – 366 с.
  2. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2011. – 776 с., ил. – (Серия: Хрестоматия по психологии).
  3. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С.Батуева. – СПб.: Речь, 2010. – 144 с.
  4. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
  5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2010. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»).
  6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: «Бахрах», 2011 г.
  7. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – 512 с.
  8. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).
  9. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2010. – 652 с.: ил.
  10. Барретт Дж. Тесты. Проверьте свои возможности/ Джим Барретт, Джеф Вильямс; пер. с англ. Г.Г.Кривошеиной. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 206, (2)с.
  11. Шапарь В.Б. Практическая психология:  тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).

Литература для учащихся.

  1. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2010г.

СОГЛАСОВАНО

Педсоветом

От «__»___________2013г.№___