Программа по профориентации 9-е классы 2013-2014
Программа по профориентации 9-е классы 2013-2014, разработана на основе личного опыта по проведению профориентационной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Технология 9-е классы 2013-2014 | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»
г.о.Климовск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия
имени Подольских курсантов»
__________Н.А.Квашенникова
пр.№___от «__»_______2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
9-е классы
Составитель: Сухорукова Виктория Витальевна,
педагог-психолог 1 категории
2013 г.
Пояснительная записка к программе «Технология»
На основании приказа Министерства образования Московской области к БУПУ №2604 от 07.06.2012. часы учебного предмета «Технология» в 9-ых классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Данный курс не входит в федеральный государственный стандарт, является дополнительным предметом в соответствии с особенностями образовательных программ Гимназии: Введение данного курса потребовал запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), и особенности контингента обучающихся.
Исходя из этого, для разработки данной рабочей программы, были использованы следующие материалы:
1.Программа старшего научного сотрудника Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподавателя Института практической психологии личности при МГУ, консультанта психологического центра «Генезис» Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия», (Программа профессионального самоопределения для подростков М, 2010). (Филолог, преподаватель, психолог. С 1991 занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения, оценкой профессиональной компетенции, совершенствованием форм и методов образования.)
2.Методические разработки:
- Резапкина Г.В.«Матрица выбора профессии», «Профиль», «Эрудит», Опросник «Вегетативная лабильность», Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной;
классификация профессий Е.А. Климова;
«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова);
«Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова);
«Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда);
Тест «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация);
«Определение мотивации» (методика Головахи).
В учебном плане МБОУ «Гимназия им.Подольских курсантов» на изучение курса отводится 35часов (1 час в неделю).
Изучение курса направлено на достижение целей:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
- Оказание помощи учащимся в приобретении теоретического опыта работы по конкретной профессии и на основании этого определить путь дальнейшего профессионального обучения.
Для достижении поставленных необходимо решение следующих задач:
- Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
- Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
- Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
- Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
- Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.
- Сформировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе,
- Формировать бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью.
Достижение целей осуществляется в процессе формирования и развития ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции личностного самосовершенствования.
Структура курса. Курс является практико - ориентированном, построенным на тренинговых упражнениях. Формируются представления о личности, особенностях характера, понятия о здоровом образе жизни, ориентируют учащегося в мире профессии, формируют профессиональное самоопределение.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции, умениям и навыкам работы в сотрудничестве.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Требования к знаниям и умениям учащегося.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; понятие личного профессионального плана понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации; характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда; классификацию профессий, формулу профессии; подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности профессий данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в указанных сферах.
Учащиеся должны уметь: определять предмет и задачи курса; составлять личный профессиональный план; определять свои возможности: особенности памяти, внимания, воображения; определять типы темперамента, нервной системы; сравнивать имеющиеся у них представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии; анализировать информацию о профессиях.
В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме урока-конференции.
План занятий по программе «Технология»
I четверть. (9ч)
1 урок. Введение в психологию.
2 урок. Психология деятельности и познавательных процессов.
3 урок. Ощущения и восприятие.
4 урок. Внимание и память.
5 урок. Воображение.
6 урок. Мышление.
7 урок. Речь.
8 урок. Введение в психологию личности.
9 урок. Обобщающий урок.
II четверть. (7ч)
10 урок. Способности.
11 урок. Темперамент.
12 урок. Характер.
13 урок. Воля.
14 урок. Эмоции и чувства.
15 урок. Мотивация.
16 урок. Обобщающий урок.
III четверть. (11ч)
17 урок. Самооценка и уровень притязаний.
18 урок. Что такое стресс.
19 урок. Уровень внутренней свободы.
20 урок. Определение типа будущей профессии.
21 урок. Интересы и склонности.
22 урок. Определение профессионального типа личности.
23 урок. Профессия и здоровье.
24 урок. Практические виды деятельности.
25 урок. Интеллектуальные виды деятельности.
26 урок. Профессии социального типа.
27 урок. Обобщающий урок.
IV четверть. (7ч + 1ч резерв)
28 урок. Предпринимательские способности.
29 урок. Эстетические способности.
30 урок. Мотивы и потребности.
31 урок. Ошибки в выборе профессии.
32 урок. Пути получения профессии.
33 урок. Стратегия выбора профессии.
34 урок. Обобщающий урок.
35 урок. Резервный урок.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Первая четверть | |||
1 | Введение в психологию | 9а – 03.09 | 9а |
9б – 04.09 | 9б | ||
9в – 06.09 | 9в | ||
2 | Психология деятельности и познавательных процессов | 9а – 10.09 | 9а |
9б – 11.09 | 9б | ||
9в – 13.09 | 9в | ||
3 | Ощущения и восприятие | 9а – 17.09 | 9а |
9б - 18.09 | 9б | ||
9в – 20.09 | 9в | ||
4 | Внимание и память | 9а – 24.09 | 9а |
9б – 25.09 | 9б | ||
9в – 27.09 | 9в | ||
5 | Воображение | 9а – 01.10 | 9а |
9б – 02.10 | 9б | ||
9в – 04.10 | 9в | ||
6 | Мышление | 9а – 08.10 | 9а |
9б – 09.10 | 9б | ||
9в – 11.10 | 9в | ||
7 | Речь | 9а – 15.10 | 9а |
9б – 16.10 | 9б | ||
9в – 18.10 | 9в | ||
8 | Введение в психологию личности | 9а – 22.10 | 9а |
9б – 23.10 | 9б | ||
9в – 25.10 | 9в | ||
9 | Обобщающий урок | 9а – 29.10 | 9а |
9б – 30.10 | 9б | ||
9в – 01.11 | 9в | ||
Вторая четверть | |||
10 | Способности | 9а – 12.11 | 9а |
9б – 13.11 | 9б | ||
9в – 15.11 | 9в | ||
11 | Темперамент | 9а – 19.11 | 9а |
9б – 20.11 | 9б | ||
9в – 22.11 | 9в | ||
12 | Характер | 9а – 26.11 | 9а |
9б – 27.11 | 9б | ||
9в – 29.11 | 9в | ||
13 | Воля | 9а – 03.12 | 9а |
9б – 04.12 | 9б | ||
9в – 06.12 | 9в | ||
14 | Эмоции и чувства | 9а – 10.12 | 9а |
9б – 11.12 | 9б | ||
9в – 13.12 | 9в | ||
15 | Мотивация | 9а – 17.12 | 9а |
9б – 18.12 | 9б | ||
9в – 20.12 | 9в | ||
16 | Обобщающий урок | 9а – 24.12 | 9а |
9б – 25.12 | 9б | ||
9в – 27.12 | 9в | ||
Третья четверть | |||
17 | Самооценка и уровень притязаний | 9а – 14.01 | 9а |
9б – 08.01 | 9б | ||
9в – 19.01 | 9в | ||
18 | Стресс | 9а – 21.01 | 9а |
9б – 15.01 | 9б | ||
9в – 17.01 | 9в | ||
19 | Уровень внутренней свободы | 9а – 28.01 | 9а |
9б – 15.01 | 9б | ||
9в – 24.01 | 9в | ||
20 | Определение типа будущей профессии | 9а – 04.02 | 9а |
9б – 22.01 | 9б | ||
9в – 31.01 | 9в | ||
21 | Интересы и склонности | 9а – 11.02 | 9а |
9б – 29.01 | 9б | ||
9в – 07.02 | 9в | ||
22 | Определение профессионального типа личности | 9а – 18.02 | 9а |
9б – 05.02 | 9б | ||
9в – 14.02 | 9в | ||
23 | Профессия и здоровье | 9а – 25.02 | 9а |
9б – 12.02 | 9б | ||
9в – 21.02 | 9в | ||
24 | Практические виды деятельности | 9а – 04.03 | 9а |
9б – 19.02 | 9б | ||
9в – 28.02 | 9в | ||
25 | Интеллектуальные виды деятельности | 9а – 11.03 | 9а |
9б – 26.02 | 9б | ||
9в – 07.03 | 9в | ||
26 | Профессии социального типа. | 9а – 18.03 | 9а |
9б – 05.03 | 9б | ||
9в – 14.03 | 9в | ||
27 | Обобщающий урок | 9а – 01.04 | 9а |
9б – 12.03 | 9б | ||
9в – 21.03 | 9в | ||
Четвертая четверть | |||
28 | Предпринимательские способности | 9а – 08.04 | 9а |
9б – 19.03 | 9б | ||
9в – 04.04 | 9в | ||
29 | Эстетические способности | 9а – 15.04 | 9а |
9б – 02.04 | 9б | ||
9в – 11.04 | 9в | ||
30 | Мотивы и потребности | 9а – 22.04 | 9а |
9б – 09.04 | 9б | ||
9в – 18.04 | 9в | ||
31 | Ошибки в выборе профессии | 9а – 29.04 | 9а |
9б – 16.04 | 9б | ||
9в – 25.04 | 9в | ||
32 | Пути получения профессии | 9а – 06.05 | 9а |
9б – 23.04 | 9б | ||
9в – 16.05 | 9в | ||
33 | Стратегия выбора профессии | 9а – 13.05 | 9а |
9б – 30.04 | 9б | ||
9в – 24.05 | 9в | ||
34 | Обобщающий урок | 9а – 20.05 | 9а |
9б – 07.05 | 9б | ||
9в - 30.04 | 9в | ||
35 | Резервный урок | 9а - | 9а |
9б -14.05 | 9б | ||
9в - | 9в |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2010. – 366 с.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2011. – 776 с., ил. – (Серия: Хрестоматия по психологии).
- Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С.Батуева. – СПб.: Речь, 2010. – 144 с.
- Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2010. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»).
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: «Бахрах», 2011 г.
- Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – 512 с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).
- Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2010. – 652 с.: ил.
- Барретт Дж. Тесты. Проверьте свои возможности/ Джим Барретт, Джеф Вильямс; пер. с англ. Г.Г.Кривошеиной. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 206, (2)с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).
Литература для учащихся.
- М.А. Бендюков, И.Л. Соломин Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2010г.
СОГЛАСОВАНО
Педсоветом
От «__»___________2013г.№___