Взаимосвязь педагога - психолога с воспитателями, специалистами и родителями
основные задачи
направления деятельности
план на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_psikholog.docx | 113.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ |
Педагог – психолог: Буркина О.А. |
Схема взаимодействия участников
коррекционного процесса
Схема взаимодействия педагога - психолога
и музыкального руководителя
Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя осуществляется
по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог - психолог, и музыкальный руководитель
должны учитывать:
- - Индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях;
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
1. | Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. |
2. | Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи). |
3. | Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. |
4. | Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. |
5. | Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). |
6. | Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. |
7. | Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию. |
8. | Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга. |
9. | Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях. |
10 | Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. |
11. | Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. |
План взаимодействия педагога - психолога
с музыкальным руководителем
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми ДОУ на текущий момент | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в логопедических группах. | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в ортопедических группах. | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в общеразвивающих группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
«День знаний» подготовка и проведение музыкального праздника на свежем воздухе | Сентябрь | |
6. | Значение эмоционально развивающих упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР | Ноябрь |
7. | Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.) | В течение года |
8. | Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей. | В течение года |
10. | Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения. | Апрель – май |
11. | Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и педагогов | В течение года |
12. | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и музыкального руководителя. | В течение года |
13. | Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. | Май |
Схема взаимодействия педагога - психолога
и воспитателя
Взаимодействие педагога - психолога и воспитателя ДОУ
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог - психолог и воспитатель ДОУ
должны учитывать:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;
- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;
- разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
- готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;
- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;
- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
- осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Функции педагога - психолога | Функции воспитателя |
Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное состояние ребенка после перенесенных заболевани | Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе, особенно в реабилитационный период после болезни |
Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию | Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ |
Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка | При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на занятии реализует индивидуальный подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия |
Участвует в ПМПк для составления индивидуальной карты развития ребенка | Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.(здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов) |
Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс | Составляет характеристики по особенностям деятельности и поведения детей на занятии |
Консультирует педагогов и родителей по вопросам психического здоровья и развития детей | Участвует в работе ПМПк |
1. | Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. |
2. | Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. |
3. | Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность. |
4. | Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. |
5. | Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. |
6. | Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. |
7. | Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. |
8. | Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. |
9. | Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре). |
10 | Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. |
11 | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
12 | Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей). |
14 | Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). |
15 | Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике. |
План взаимодействия педагога - психолога
с воспитателем ДОУ
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы педагога - психолога и воспитателя в различных группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
-Рекомендации воспитателям по организации двигательного режима детей на прогулках | Октябрь | |
Ознакомление воспитателей с некоторыми приёмами коррекции поведения воспитанников . | Октябрь | |
Беседы с воспитателями о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения. | Ноябрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. | В течение года | |
Консультация для воспитателей ДОУ на педсовете по теме: ««Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей» | Январь | |
Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на 2013-2014 уч. г. | Март | |
Участие в ПМПК по набору детей в группу с нарушением ОДА на 2013-2014 уч. г. | Март | |
Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным поведением. | Апрель | |
Рекомендации воспитателям по развитию у детей эмоционально – волевой сферы. | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно- развивающих мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействия педагога - психолога
и инструктора по физической культуре
Взаимодействие педагога – психолога и инструктора по физической культуре
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог психолог и инструктор по физической культуре
должны:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Оздоровительные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация. | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Эмоциональная окраска непосредственно образовательной деятельности Формирование речевого и физического дыхания. Работа по развитию моторики: а) общей, б) мелкой, в) лицевой и артикуляционной. |
1. | Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию. |
2. | Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. |
3. | Способствует развитию мелкомоторных и основных движений. |
4. | Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре. |
5. | Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики. |
План взаимодействия педагога - психолога
с инструктором по физической культуре
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы педагога - психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»). | Сентябрь | |
Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников | В течение года | |
Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами коррекции поведения у детей. | Октябрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и инструктора по физической культуре. | В течение года | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи. | Январь | |
Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья | Февраль | |
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Март | |
Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста» | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействияпедагога - психолога
и учителя - логопеда
Взаимодействие и педагога - психолога учителя - логопеда
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Психопрофилактическая функция | Коррекционно – развивающая функция | Диагностическая функция |
Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе | Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы | - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка - Выделение факторов риска на основе полученных результатов |
Задачи учителя – логопеда | Задачи педагога - психолога |
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия |
1. | Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. |
2. | Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. |
3. | Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. |
4. | Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. |
5. | Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. |
6. | Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом. |
7. | Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений). |
8. | Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. |
9. | Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с педагогом - психологом
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. | Октябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи. | Ноябрь | |
Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» | Декабрь | |
Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности | Постоянно | |
Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей | В течение года | |
Подбор методической литературы, пособий для обеспечения эффективного взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога | В течение года | |
Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу | Март | |
Рекомендации педагогу – психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению | Май |
Модель взаимодействия педагога - психолога с родителями |
является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
- согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
.
Осуществляет психологическую поддержку семьи. | |
Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений. | |
Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.). | |
Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ | |
Знакомит родителей: с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. | |
Объясняет родителям значимость: создания условий для успешной социализации детей; совместного игрового взаимодействия с ребенком; учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания. | |
Формирует: психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребность к овладению психологическими знаниями; желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений; модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами); предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень. | |
Проводит: групповые тематические консультации для родителей и педагогов; индивидуальные консультации для родителей по запросу; встречи с родителями в родительском клубе; информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений; индивидуальное игровое взаимодействие с детьми «группы риска»; консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе «педагог- ребенок». |
План взаимодействия педагога - психолога
с семьей
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Анкетирование и опросы | Сентябрь Май | |
Индивидуальные беседы, консультирование | В течение года | |
Участие в родительских собраниях (общесадовских, по группам) | Октябрь Февраль Апрель | |
"День открытых дверей" | Октябрь | |
Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки" | Октябрь | |
Консультация для родителей "Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье" | Ноябрь | |
Беседа с родителями "12 способов успокоить ребенка» | Декабрь | |
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей»" | Декабрь | |
Беседа с родителями "Воспитание уверенности у детей" "Болезненная привязанность к матери" | Январь | |
Консультация для родителей "Я не жадина! Как помочь ребенку научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?" | Февраль | |
Беседа с родителями "Как утихомирить разбушевавшегося ребенка". | Март | |
Беседа с родителями «Родительское программирование на неудачу" | Апрель | |
Консультация для родителей "Особенности психологии дошкольников" | Май | |
Консультирование родителей воспитанников по запросам | В течение года |
1. | Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели. |
2. | Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ. |
3. | Предоставляет отчетную документацию. |
4. | Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу). |
5. | Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей. |
6. | При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК. |
1. | Участвует в разработке основной общеобразовательной программы. |
2. | Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. |
3. | Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов. |
4. | Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении. |
5. | Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
|
6. | Оказывает поддержку в развитии ИКТ. |
7. | Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год). |
8. | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
9. | Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах. |
10. | Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой. |