Конкурс молодой специалист.Эссе педагога-психолога, открытый урок, презентация к притче "Урок бабочки"

Козлова Ольга Николаевна

В данном материале представлен открытый урок в начальных классах "Урок дружбы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 г.СМОЛЕНСКА

«Урок дружбы!»

        подготовил:

        педагог-психолог

        МБОУ СОШ№25

        О.Н.Козлова

СМОЛЕНСК 2013 г.

Конспект внеклассного мероприятия: «Урок дружбы».

Цель: формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу.

Задачи:

1.Развивающие:

  • развивать умение дружить и бережно относиться друг к другу;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся;

2.Обучающие:

  • Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
  • Научить находить в людях и самом себе то, что заставляет людей быть друзьями.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать стремление быть настоящим и верным другом;
  • Воспитывать  уважительное отношение к окружающим людям.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация урока, диск с песней о дружбе, набор разрезанных пословиц для 3-команд, чистые лисы бумаги на каждого учащегося, ручки, карандаши, стикеры «настроения».

Предполагаемые результаты: понимание учащимися ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Длительность занятия: 45 минут.

Тип урока: урок-игра.

Этапы урока:

1.Приветствие.

2.Разминка (Разгадывание кроссворда).

3.Основная часть:

- игра «комплименты»;

- мозговой штурм «Дружба – это…»

-игра  «найди конец пословицы»;

- викторина «Кто с кем дружит?».

- физкультминутка;

- игра «Я и мой друг»;

- игра «Быстрая реакция».

4.Рефлексия:

-Карточки- рожицы.

5.Прощание.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Психолог.

- Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас необычное занятие, и изучать мы будем очень интересную и в то же время серьёзную тему. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «настоящая».

2.Разминка.

«Кроссворд».

Загадки к кроссворду. [3].        

1. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед).

2. Конь бежит, земля дрожит. (Гром).

3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).

4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка).

5. Пушистая вата, плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождь ближе.
 (Облако).

6. В небе белая гора легче пуха и пера. (Туча).

Вывод: Ребята. Давайте внимательно посмотрим, какое слово получилось из выделенных букв? Правильно, это слово «Дружба».

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – Дружба!.

3.Основная часть.

Игра «Комплименты».

Для создания психического настроя в начале занятия ученикам предлагается улыбнуться, и сказать соседу по парте добрые, хорошие, приятные слова.

- Я рад, что сижу с тобой за партой;

- Я желаю получить тебе «5» на уроке;

- Ты сегодня красивая (ый);

- Я хочу с тобой дружить, потому что ты добрый мальчик (девочка).

Мозговой штурм «Дружба — это...».

Работа над понятием «Дружба — это...»

Психолог подводит итог и дает определение понятию «дружба»

  • Друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

 

Игра «Найди конец пословицы»

Пословицы и поговорки о дружбе:

- Не имей сто рублей, а имей...(сто друзей);

- Человек без друзей, что дерево.....(без корней);

- Друга ищи, а найдешь.....(береги);

-Дерево живет корнями, а человек....(друзьями);

- Дружба не гриб, в лесу.....( не найдешь);

-Друг лучше старый, а платье......(новое).

Физкультминутка.

«Мы охотимся на льва».

Все вместе, повторяем движения и слова хором:
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,не боимся мы его.
(хлопаем ладошками по коленям в ритм словам),
У нас обольшое  ружье:
(вытягиваем одну руку вперед, второй дотрагиваемся до локтя первой. На словах вжик-вжик меняем руки туда-сюда)
И каленый меч!
(складываем руки так чтобы концы пальцев ладоней касались друг друга изображая острие меча, и дотрагиваемся концом меча по очереди до каждого плеча)

И подзорная труба.
Ой, что это, ой кто это?
(ладонь приставляем ко лбу, будто всматриваемся в даль. Тут пауза).
Дальше опять все вместе: Нам над ней не пролететь, 
(показываем рукой дугу сверху,  как нам не пролететь)

А перед нами гора.
Нам под ней не проползти, 
(показываем рукой дугу снизу)
Нам ее не обойти, 
(показываем рукой дугу сбоку)

Над ней  не пролететь.
Надо на прямик, 
(указываем рукой вперед)
Пошли! 
(начинаем тереть ладони друг о дружку, получается звук похожий на сыплющийся песок, ладони нагреваются).
Фуух, прошли! 
(как будто стираем пот со лба).

Все повторяется с начала, но теперь новое препятствие: и т.д.

Ребята, какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали? (ответы учащихся).

Сейчас мы проведем викторину.

Викторина «Кто с кем дружит?»

Задания:

  1. Зеленый крокодил Гена и....(Чебурашка);
  2. Доверчивый Буратино и ….(Мальвина);
  3. Смешной мишка Винни-Пух и....(Пятачок);
  4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили — не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел);
  5. Какая девочка выручила своего брата Кая из ледового плена? (Герда);
  6. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову. Произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону?

(Малиновое варенье);

  1. Герои Эдуарда успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя — решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили  - все подружились).

Психолог. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры и занятия). Сейчас поиграем в игру :

«Я и мой друг».

Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант, который ему больше нравится. А потом мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих товарищей, пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре:

  1. Какой цвет тебе нравится больше? (Красный, желтый, зеленый)
  2. Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши)
  3. Какой из предметов тебе нравится больше? (Математика, чтение, руский язык)
  4. Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)
  5. Какое время года ты любишь больше ? (Зима, весна, осень)

Игра «Быстрая реакция».

Психолог. Сейчас Я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая записывать вторую букву каждого слова. (какое слово лишнее).

УМКА, КОЛОБОК, АЛЕНУШКА, ПОНОЧКА, УДАВ, ЧЕБУРАШКА, СЦЕНА.

Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.

  1. Рефлексия. Карточки-рожицы.

Не имей сто рублей,

а имей  сто друзей

Человек без друзей, что дерево

без корней

Друга ищи,

а найдешь, береги

Дерево живет корнями, а человек

друзьями

Дружба не гриб, в лесу

не найдешь

Друг лучше старый, а платье

новое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: педагог-психолог О.Н.Козлова КРОССВОРД

Слайд 2

В воде не тонет, в огне не горит?

Слайд 3

д ё л В воде не тонет, в огне не горит?

Слайд 4

д ё л Конь бежит, земля дрожит?

Слайд 5

д Р ё л Г О М Конь бежит, земля дрожит?

Слайд 6

д Р ё л Г О М Красное коромысло через реку повисло?

Слайд 7

Д Р У Ё Л Г О Д М А Р Г А Красное коромысло через реку повисло?

Слайд 8

Д Р У Ё Л Г О Д М А Р Г А С неба звездой, а в ладошку водой?

Слайд 9

Д Р У Ж Ё Л Г О Д М А Р Г А Е И С Н Н К А С неба звездой, а в ладошку водой?

Слайд 10

Д Р У Ж Ё Л Г О Д М А Р Г А Е И С Н Н К А В небе белая гора. Легче пуха и пера

Слайд 11

Д Р У Ж Б Ё Л Г О Д М А Р Г А Е И С Н Н К А О Л А К О В небе белая гора. Легче пуха и пера

Слайд 12

Д Р У Ж Б Ё Л Г О Д М А Р Г А Е И С Н Н К А О Л А К О Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе ?

Слайд 13

Д Р У Ж Б А Ё Л Г О Д М А Р Г А Е И С Н Н К А О Л А К О Ч У Т Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе ?



Предварительный просмотр:

Притча «Урок бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просила сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просила мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просила богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просила возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просила любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил блага… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

А если бы у вас случился такой выбор в жизни, что бы вы выбрали?

Любовь или людей с проблемами?

 Блага или возможности?

 Возможность летать или препятствия?



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая концепция».

«Мы все совершаем ошибки, но важно то,

 что мы можем их исправлять».

Альфред Адлер.

Психолог…Кто он? Для чего он? Какой он? Что он делает?

Как мне кажется, психолог, это не обычная профессия, это наверно даже и не совсем профессия, это призвание, так как  не каждый человек мог бы им стать. И нет однозначного ответа на вопрос «Кто такой психолог?», «Чем он занимается». Многие люди это понимают и воспринимают по-своему. Вот, например, профессия врач, или почтальон, или повар. Если провести опрос, то все ответы будут практически одинаковыми: «Повар – готовит еду», «Почтальон – разносит почту», «Врач – лечит больных людей». А о психологе все отзываются по-разному. Кто-то думает, что это бесполезная и совсем не нужная профессия, кто-то думает, что психолог это своего рода волшебник, который  может одним взглядом увидеть все проблемы человека, «взмахнуть рукой» и проблем, как и не было, а некоторые даже остерегаются эту профессию и не хотят к ней никак относиться.                                                                                                                                              Часто профессия психолога идеализируется, обрастает мифами, и мы психологи предстаём в образе «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, людьми, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональной ролью. Здесь кроются основные минусы нашей профессии. Это, прежде всего завышенные требования к нам близких людей «Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь». Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы, прежде всего люди, а потом уже психологи!               Психология как наука, призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.                                                                                                                                  С профессией психолога я познакомилась ещё в школе, и она меня сразу же заинтересовала,  как нечто новое, забавное и интересное. Наверно в это время я и решила выбрать эту профессию, хотя до конца не осознавала, что это за человек такой, психолог. Поступив в университет, с каждой новой ступенью, я всё больше и больше погружалась в «мир психологии» и он оказался намного глубже, намного шире, чем я представляла в школьные годы.                                                              За пять лет обучения в университете у меня уже сложилось достаточно полное представление об этой профессии, но как оказалось – на практике всё намного сложнее. Мне стало понятно, что психолог – не всемогущ,  и, оказывается, советов по правильной жизни не дает, а только подталкивает человека к тому, чтобы он сам нашел «этот самый главный для него совет»... К тому же профессия психолога – это не только уютное кресло и философские размышления. Зачастую, это сложная и кропотливая работа (причем не только с клиентами, но и с собой), это столкновение с ошибками, неудачами, которые часто принимаешь за свою некомпетентность, и даже с неприятием тебя как профессионала. А ещё – это и предъявление к тебе высоких требований со стороны окружающих людей: «Ведь ты же психолог!».                                                    К тому же, оказывается, эта профессия необычайно разнообразна. Существует огромное количество направлений, в которых специалист в данной области может себя задействовать и в психологической диагностике, и в консультировании по самым разнообразным проблемам, и психологической коррекции личности, а так же в профессиональном самоопределении учащихся. В целом, всего даже и не перечесть.                                                                                                              Профессию психолога часто называют помогающей. Я полностью согласна с этим. Помочь человеку – это основная задача в нашей работе, главная движущая сила. Без этого компонента она невозможна. И для того чтобы стать хорошим психологом, надо определиться и ответить себе на вопрос: чем я могу помочь другому? От этого должно отталкиваться и дальнейшее самоопределение.

Что касается непосредственно моей  педагогической концепции, то она основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, я ориентируюсь на его потребности и возможности. Основная задача моей профессиональной деятельности - это организация эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе.                                                                          Вся моя работа с детьми исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Практическая работа требует от меня глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Моя задача на каждой ступени образования состоит в том, чтобы адаптация детей проходила  безболезненно. Применяемые мной диагностические методы и методики позволяют отслеживать динамику развития от поступления в школу, в течение всего обучения в начальной школе и при переходе к обучению в среднее звено.                                                                                                       При подготовке занятий я стараюсь, чтобы они были интересные и разнообразные. Здесь у меня большой выбор, это и игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психологические игры и т.д. Ребята очень любят, когда занятия проходят в игровой форме, где они встречаются со сказкой, сопереживают сказочным героям. На моих уроках детям легче осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Если атмосфера на моих занятиях живая, непринуждённая, то я знаю, что ребята получили заряд положительных эмоций и я помогла им снять напряжение, утомление.                                                                                                                                                      Моя роль как педагога-психолога заключается в том, чтобы умело вовлечь детей в психологическую игру, помочь их взрослению, помочь всем и каждому в отдельности преодолевать трудности и преграды.                                                                                                            Я знаю, что труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе и вне ее, но и регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний передового опыта, приобретение все новых и новых умений и навыков), это постоянная встреча с новыми учениками, классами, ситуациями, овладение методикой, учебным материалом (жизнь ведь не стоит на месте), это систематический контроль над собой (так ли я все сделал, все ли меня поняли, усвоили тему, как мои подопечные к этому отнесутся?).                                                                                                           Я уверена, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. Моё профессиональное кредо – передача доброй энергии детям.

Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий.

 Умейте принимать людей такими, какие они есть.

Совершенных людей не существует.

Можно найти хороших людей,

но даже и они временами бывают эгоистичны,

 раздражительны и угрюмы.

Абрахам Маслоу.


 

Комментарии

Никитина Елена Анатольевна

Интересно было познакомиться с вашим материалом. Особенно эссе. Спасибо.