Программа "Ученик - личность"
В программе обосновывается необходимость системного подхода в воспитании подростков.
Во вступительной части программы автор, опираясь на исследования зарубежных и отечественных педагогов-психологов, убедительно доказывает, что подростковый возраст нуждается в серьёзном внимании со стороны педагогов, особенно в условиях развития современного общества.
Проблемный анализ позволяет вскрыть противоречия и проблемы существующие у подростков.
Особенностью данной программы является и то, что она носит комплексный, системный характер, служит средством поддержки и сопровождения подростков в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchenik_-_lichnost.docx | 79.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Проблема становления личности в подростковом возрасте неоднократно рассматривалась в зарубежной и отечественной педагогике и психологии в работах А.Е. Личко, Л.М. Фридмана, И.Ю. Кулагиной, В.А. Сухомлинского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.П. Краковского. Исследователи уделяют внимание данному периоду жизни с позиции кризиса и развития, воспитания и становления, мотивации и динамики уровня притязаний и считают необходимым создавать условия для формирования гармонически развитой личности именно в период раннего подросткового возраста.
Во-первых, подростки и молодежь – это будущее любой страны, от их поведения и зависит, в конечном счете, судьба общества, государства. Во-вторых, безусловно, это особенный и, наверное, самый сложный период в жизни человека. Большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью. Многие из них стремятся освободиться от навязчивого контроля и опеки родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в мире взрослых. Ведь с точки зрения подростка для утверждения себя необходимо отвергнуть прежнее, «устаревшее»! Формы подросткового протеста могут быть разными – от создания чего-то нового путем собственной активности и творчества до активного противостояния общественным нормам так называемый подростковый негативизм. Не зря этот возраст называют переходным: подросток находится как будто на границе двух миров – детства и взрослости, но при этом свое детское «я» он уже перерос, а взрослое еще не сформировалось. В то же время потребность чувствовать себя взрослым очень велика. И нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. Этой цели могут служить курение, употребление алкоголя, следование моде, использование косметики и украшений, недетские способы отдыха и развлечений. Так, подросток открывает и утверждает уникальность и неповторимость своего «я». Известный зарубежный психолог Эрик Эриксон называл этот процесс становлением «чувства идентичности», которое заключается в осознании себя личностью и в возможности дать четкий ответ на вопрос «кто я?». В подростковом возрасте особенно важно чувствовать себя успешным и признанным другими людьми – сверстниками и взрослыми. Но какими бы разными мы ни были (и подростки, и взрослые), для каждого из нас очень важно ощущать собственную ценность и значимость (психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу считал это одной из основных человеческих потребностей. А вот если подростку невозможно добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, то тут-то и могут начаться нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Подросток действует по принципу «лучше быть плохим, чем никаким!».
Некоторые проступки и правонарушения совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. Исследователи отмечают, что именно подростковых преступлений становится в последние годы все больше.
Данными обстоятельствами объясняются изменения в законодательстве. Современное образование ориентировано на новые ценностно-смысловые установки, направленные на достижение успеха и развития личности каждого ученика. Результатами освоения основной образовательной программы должна стать сформированность личностных качеств:
- российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
- гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
- мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;
- основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
- толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
- нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей.
Концепция развития системы образования ОАО «РЖД» направлена не только на передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Проанализировав научно-методическую литературу, нормативные документы современного образования, статистические данные, приходим к выводу о необходимости разработки и реализации программы воспитания личности для учащихся 5-7 классов (10-13 лет). Программа должна представлять собой систему мероприятий, направленных на развитие личности в подростковом возрасте и, которая, поможет решить проблемы связанные с трудностями в отношении с социумом, с неорганизованностью по отношению к учебной деятельности, с появлением тенденции попробовать запретное, зачастую, разрушительное для личности (наркомания, алкоголизм, курение, сознательный поиск опасных ситуаций).
Проблемный анализ.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами. С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в период адаптации, проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Результаты диагностики процесса адаптации учащихся 5 класса.
Фактор | Нормальный | Повышенный | Высокий |
Переживание социального стресса | 57,9% | 36,8% | 5,3% |
Фрустрация потребности в достижении успеха | 84,2% | 15,8% | 0% |
Страх самовыражения | 36,8% | 15,8% | 47,4% |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 68,4% | 15,8% | 15,8% |
Страх в отношении с учителями | 47,4% | 52,6% | 0% |
Общая тревожность в школе | 68,4% | 21% | 10,6% |
Анализ данных процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения, доказывает наличие проблемы, которая характеризуется страхом не соответствовать ожиданиям педагогов, боязни ситуаций проверки знаний, негативными эмоциональными переживаниями ситуаций сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей. В совокупности все это создает неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку включаться в жизнь школы, развивать свои социальные контакты, потребности в успехе и достижении высокого результата.
При решении данной проблемы особую роль следует уделять коллективу и складывающимся в нем отношениям, так как поведение подростка регулируется его самооценкой, которая формируется в ходе общения с окружающими людьми, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника, как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.
Наряду с проблемами психологического характера подростковый возраст характеризуется физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием. Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем.
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний.
Согласно статистическим данным к 2012 году уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек. Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков.
Информация о состоянии здоровья учащихся 5 класса.
Отклонения в состоянии здоровья | Количество заболеваний в классе | Всего по классу (%) |
Эндокринной системы и обмена веществ | 3 | 14 |
Нервной системы и органов чувств | 1 | 4 |
ЛОР заболевания | 9 | 41 |
Желудочно - кишечного тракта | 7 | 32 |
Органов зрения | 5 | 23 |
Дисгармоничное развитие | 2 | 9 |
Таким образом, в 2012 – 2014 уч.г. в 5 классе абсолютно здоровых детей нет. Наибольший процент заболеваний ларингооторинологии (41%) , желудочно - кишечного тракта (32%) и органов зрения (23%). Следовательно, целесообразно формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни: личной гигиене, здоровом питании, профилактики вредных привычек.
С целью проанализировать социально значимые качества на основе самооценки, была проведена методика «Самоанализ личности» О.Н.Моткова.
Критерий | Низкий показатель | Средний показатель | Высокий показатель |
Активность нравственной позиции | 55% | 45% | 0% |
Коллективизм | 65% | 35% | 0% |
Активность гражданской позиции | 70% | 30% | 0% |
Трудолюбие | 40% | 45% | 15% |
Творческая активность | 40% | 45% | 15% |
Волевые качества | 65% | 35% | 0% |
Анализ анкет интересов учащихся к сферам социальной жизни, показывает, что у подростков проявляется интерес к некоторым гражданским позициям, но сила их выраженности и степень активности к ним различна.
Опираясь на проведенный анализ, зафиксируем основные противоречия и проблемы:
- Несоответствие личной установки подростка «Я - взрослый» и гражданской позиции, реальному поведению со сверстниками, взрослыми, отношению к своему здоровью.
- Отсутствие стремления к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
- Низкая активность в классных, общешкольных, городских, областных мероприятиях.
Концепция программы «Ученик - личность».
Основанием для разработки программы воспитательной работы «Ученик – личность» считаю следующие нормативные документы в области образования:
- Федеральный закон РВ «Об образовании»
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Концепция развития системы образования ОАО «РЖД»
- Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД»
- Программа воспитания и социализации учащихся 2012-2017 уч.г.
- Концепция самовоспитания школьников Г.К.Селевко
С целью формирования духовно – нравственной, физически и интеллектуально зрелой личность, обладающей богатой внешней и внутренней культурой, способной к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, саморегуляции, саморазвитию, была разработана программа воспитательной работы с учащимися 5-7 классов «Ученик – личность». Данная программа представляет собой систему работы, направленную на развитие личности подростка через решение следующих задач:
- Развитие личностных качеств учащихся
- Развитие классного коллектива
- Расширение социального партнерства с учреждениями социальной молодежной направленности.
- Формирование здорового образа жизни подростков.
- Формирование духовно – нравственных ценностей в структуре личности, расширение знаний об историческом, научном, культурном развитии многонационального Российского государства.
Концепция программы отражает теоретическое обоснование необходимости построения системы воспитательной работы с учащимися 5-7 классов, направленной на достижение следующих результатов:
- Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- Стремление школьников к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
- Повышение успеваемости учащихся.
- Активность учащихся в классных, общешкольных, городских, областных мероприятиях.
- Благоприятный психологический климат в классном коллективе
Основой концепции программы воспитания учащихся 5-7 классов «Ученик – личность» является технология самовоспитания (саморазвития) личности Германа Константиновича Селевко. Его технология воспитания основана на использовании мотивов самосовершенствования личности и представляет собой новый уровень развивающего образования.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Для систематизации и интеграции теоретического компонента программы рассмотрим подробно особенности и проблемы каждого года жизни от 10 до 13 лет.
В возрастной период 10 – 11 лет (5 класс) происходят существенные изменения в психике ребенка. Начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов. Развитие мышления в понятиях способствует развитию рефлексии – понимания детьми своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования. Познавательная сфера развивается как ведущая. Таким образом, при разработке мероприятий, необходимо использовать методы стимулирования учебно-познавательной деятельности для повышения активности участия подростков в олимпиадах, конкурсах, выставках.
Для учащихся 6 класса (возраст 11-12 лет) ведущая деятельность с учебной сменяется на интимно – личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. В данном возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Задача педагога предвидеть эти изменения. Следовательно, при разработке мероприятий особое внимание должно быть уделено использованию активных и интерактивных методов воспитания, для развития мотивационной сферы личности, формирования мировоззрения, самосознания, нравственных ценностей, личностных смыслов жизни.
У семиклассников (возраст 12 – 13 лет) происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному мышлению приходит логическое. Это проявляется в критицизме и требованию доказательств. Рассудочная, то есть формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. С развитием мышления приходит интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Испытывая подростковый кризис, ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем мире, он осознает свою уникальность. Мнение окружающих приобретает колоссальное значение, велика потребность в близких отношениях и признании. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Это определяет необходимость использования в программе воспитательной работы форм коллективной творческой деятельности, которые способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, аналитические умения, а также формируя у подростков ответственность, инициативность, самостоятельность.
Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что содержание программы должно быть направлено на приобретение личностью подростка в процессе деятельности определенного опыта и качеств (на основе внутренних потребностей), в следствии чего личность начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своим поведением, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, изменяя и воспитывая себя.
В программе определены основные понятия – «ученик», «личность», «коллектив», «коллективизм», «гражданская позиция», «творчество».
Ученик – ребенок, который обучается в школе, осваивая теоретические и практические дисциплины.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Ученик – личность – учащийся, который способен влиять на решения и деятельность коллектива, не противопоставляя себя, обладающий широким мировоззрением, коммуникативными умениями, эрудицией, высокой нравственной организацией.
Коллектив – группа лиц, соединенных общей деятельностью, общими интересами.
Коллективизм – подтверждение связи ребенка с обществом, способ его существования как члена общества, ответственность за коллектив, инициативность, выражение индивидуальности.
Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные действия, которые направлены на реализацию общественных ценностей.
Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Рассматривая данные понятия, считаю необходимым выделить два обстоятельства:
- Нельзя исключить из основных направлений и форм воспитания процесс творчества. Так как творчество неотделимо от коллектива. Коллектив становится для ребенка той средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность, проявляется ответственность за общее дело. Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей.
- На воспитание личности ученика огромную роль оказывает классный коллектив. Он открывает возможности практического освоения жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. В ходе коллективной жизнедеятельности личность становится «автором» своего нравственного саморазвития.
Данные обстоятельства объясняют включение в программу мероприятий творческого характера, направленных на становление и развитие классного, школьного ученического самоуправления и развития личности учащегося в целом. Любое школьное дело необходимо сделать творческим, увлекательным, подойти к нему не формально, а с инициативой и любовью.
Таким образом, на первый план выдвигается развивающая функция программы, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Реализация программы воспитательной работы с учащимися 5-7 классов «Ученик – личность» позволит достичь следующих результатов:
- Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- Стремление школьников к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
- Повышение успеваемости учащихся.
- Активность учащихся в классных, общешкольных, городских, областных мероприятиях.
- Благоприятный психологический климат в классном коллективе.
Паспорт
программы воспитательной работы с учащимися 5-7 классов
«Ученик – личность»
Наименование программы | Программа воспитательной работы с учащимися 5-7 классов «Ученик – личность» |
Основания для разработки | Федеральный закон РВ «Об образовании» Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Концепция развития системы образования ОАО «РЖД» Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» Программа воспитания и социализации учащихся 2012-2017 уч.г. Концепция самовоспитания школьников Г.К.Селевко |
Разработчик программы | Бегеза Наталья Сергеевна, воспитатель школы-интерната №30 ОАО «РЖД» |
Цель | Формирование духовно – нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, обладающей богатой внешней и внутренней культурой, способной к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, саморегуляции и саморазвития. |
Задачи |
|
Исполнитель | Воспитатель |
Ожидаемые конечные результаты |
|
Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы «Ученик- - личность» предназначена для учащихся 11-13 лет (5-7кл.), обучающихся в условиях школы – интерната. Она составлена на основе основных нормативных документов в сфере образования и социального заказа родителей. Программа ориентирована на воспитание у подрастающего поколения ценностей, которые являются вечными: доброты, милосердия, толерантности, нравственности, духовности, гражданственности.
Основной целью курса является успешная социализация и совершенствование личностных качеств ребенка. Программа ориентирована на то, чтобы помочь классному руководителю воспитать духовно – нравственную, физически и интеллектуально зрелую личность, создать в коллективе детей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Программа «Ученик - личность» предлагает направленный и ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе и состоит из трех разделов, каждый из которых ориентирован на возрастные потребности и возможности детей.
Особенностью данной программы является то обстоятельство, что она предполагает систему воспитательных мероприятий, социальных акций, психологических тренингов, психолого-педагогической диагностики с учащимися в период переходного возраста и служит средством поддержки и сопровождения подростков. В программе предусмотрены индивидуальные, групповые, коллективные формы воспитательной работы. Данные виды работ с учащимися проводятся в условиях школы-интерната во внеурочное время с привлечением воспитателей, учителей-предметников, родителей, социально-психологической службы школы, специалистов молодежных центров. Для успешной реализации программы предлагается связать воедино учебную и внеурочную деятельность учащихся.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. От того, насколько комфортно себя ощущает подросток физически и психологически, во многом зависит его поведение в социуме и общение со сверстниками, родителями, педагогами. Таким образом, раздел «Я – здоровый человек» расширяет знания подростка о физиологических особенностях его организма и формирует установку о необходимости ведения здорового образа жизни.
Формирование новой личностной позиции в этом возрасте по отношению к сверстникам обусловлено ведущей деятельностью – общением, которое предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками. Мероприятия раздела «Я в кругу друзей» способствуют созданию условий для самовыражения, самовоспитания толерантности при общении друг с другом, милосердию, объективному анализу своих и чужих поступков.
Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности характеризуется тем, что школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием. Ведущий мотив подростка - собственно познавательный. Мероприятия раздела « Я – ученик» вовлекают учащихся в активную учебную деятельность и способствуют осознанному стремлению к повышению своей успеваемости.
Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Именно он является предпосылкой формирования новой системы отношений. Новая личностная позиция «Я – взрослый» – это ответственная осознанная позиция школьника, формирование которой начинается в подростковом возрасте. Реализация раздела «Я - гражданин» направлена на становление активной гражданской позиции, развитие патриотических чувств и профилактику правонарушений
Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.
Программа «Ученик – личность» имеет следующую последовательность построения:
5 класс:
Раздел «Я – здоровый человек»
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 4 часа в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
Раздел «Я в кругу друзей»
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 4 часа в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Тренинги – 4 часа в год
Раздел «Я - ученик».
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 4 часа в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
Раздел «Я – гражданин».
- Классный час – 4 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
6 класс:
Раздел «Я – здоровый человек»
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 4 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
Раздел «Я в кругу друзей»
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 6 часов в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
- Тренинги – 4 часа в год
Раздел «Я - ученик».
- Диагностика – 4 часа в год
- Классный час – 4 часа в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Тренинги – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
Раздел «Я – гражданин».
- Классный час – 4 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
7 класс:
Раздел «Я – здоровый человек»
- Диагностика – 5 часов в год
- Классный час – 5 часов в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
Раздел «Я в кругу друзей»
- Диагностика – 6 часов в год
- Классный час – 6 часов в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 5 часов в год
- Акции - 3 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
- Тренинги – 4 часа в год
Раздел «Я - ученик».
- Диагностика – 6 часов в год
- Классный час – 6 часов в год
- Работа с родителями – 2 часа в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 3 часа в год
- Тренинги – 4 часа в год
Раздел «Я – гражданин».
- Классный час – 6 часов в год
- Конкурсы, творческие проекты – 4 часа в год
- Акции – 2 часа в год
- Экскурсии – 2 часа в год
Реализация программы.
Раздел «Я- здоровый человек»
Цель: Формирование привычки вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья.
Раздел «Я – в кругу друзей».
Цель: Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе, как главного условия для самовыражения личности.
Задачи:
- Создать условия для обеспечения благоприятного психологического климата в коллективе.
- Создать условия для развития у учащихся потребности к самопознанию.
- Выявление интересов, склонностей и способностей каждого ученика.
- Развитие адекватного отношения к себе, своим и чужим поступкам.
Раздел «Я - ученик».
Цель: Повышение успеваемости класса, увеличение количества учащихся участвующих в олимпиадах, конкурсах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание.
- Научить процессу самосовершенствования: развития интеллекта, смекалки.
- Создать условия для самоутверждения и самореализации детей.
- Вовлекать учащихся в различные виды деятельности, способствующие проявлению индивидуальных способностей.
Раздел «Я – гражданин».
Цель: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
- Формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание.
- Знакомить учащихся с историческим прошлым страны, народа, обычаями и традициями своей страны.
- Знакомить учащихся с социальными и культурными достижениями
Раздел | Мероприятия | Часы |
5 класс | «Я – здоровый человек» | |
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
О правилах дорожного движения. | 1 | |
Жизнь виртуальная и жизнь реальная. Компьютер - друг или враг? | 1 | |
О внешнем виде школьника. | 1 | |
Дань моде или дурная привычка? | 1 | |
Диагностика (всего – 4 часа) | ||
Уровень школьной тревожности (Филлипс). | 1 | |
Определение стрессоустойчивости (Н.П.Фетискин) | 1 | |
Определение уровня тревожности (Спилберг) | 1 | |
Тест эмоций (Басса - Дорки) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Курить – здоровья вредить! | 1 | |
Мой мир. | 1 | |
Как слово наше отзовется. | 1 | |
Незабываемые встречи с искусством. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Чистый город | 1 | |
Загаси сигарету | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Все мы родом из детства. | 1 | |
Правильная организация рабочего места школьника. | 1 | |
Раздел «Я – в кругу друзей» | ||
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Первый раз в 5 класс – день рождения класса. | 1 | |
Проблемы класса. | 1 | |
Настоящий друг. | 1 | |
Азбука общения. | 1 | |
Диагностика (4 часа) | ||
Пьедистал (О.П.Литвиненко) | 1 | |
Дом в котором я живу (Т.В. Орлова) | 1 | |
Круги на воде (Л.В. Байбородова) | 1 | |
Страна Х – коллективный рисунок (Н.Н. Шишкина) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Мир моих увлечений. | 1 | |
Мои родители – железнодорожники. | 1 | |
Герой моей семьи. | 1 | |
Чудо – рядом. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Сотвори новогоднее чудо. | 1 | |
Подари игрушку. | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Страна апельсиния. | 1 | |
Леди и джентельмены | 1 | |
Уверенность в себе. | 1 | |
Новый год, путешествие туда и обратно. | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Мой ребенок пятиклассник. | 1 | |
Лестница – чудесница. | 1 | |
Раздел «Я - ученик» | ||
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Есть такая профессия – ученик. | 1 | |
Ученье – свет! | 1 | |
Суд над безработным. | 1 | |
Кто грамоте горазд, тому не пропасть! | 1 | |
Диагностика (всего – 4 часа) | ||
Диагностика умственного развития (К.М. Гуревич) | 1 | |
Диагностика мотивации учения (Ч.Д. Спилберг) | 1 | |
Диагностика познавательных способностей (Н.Зиновьева) | 1 | |
Диагностика эмоциональной сферы (А.Б.Хромов) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Будущее за интеллектом. | 1 | |
Мир моих увлечений. | 1 | |
Брейн – ринг. | 1 | |
Что? Где? Когда? | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Книжкина больница. | 1 | |
Рейтинг на лучшего ученика. | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Роль домашней работы. | 1 | |
Вот и стали мы на год взрослее. | 1 | |
«Я - гражданин» | ||
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Человек. Личность. Гражданин. | 1 | |
Твои права на каждый день. | 1 | |
Ответственность за свои поступки. | 1 | |
Как совесть Незнайку мучила? | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Недаром помнит вся Россия… | 1 | |
Мой город – Кмосомольск – на – Амуре | 1 | |
Полет в космос. | 1 | |
Вандализм – шалость или злонамеренный поступок? | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Ветеран живет рядом. | 1 | |
Помоги зимующим птицам! | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Музей минералов (пос. Солнечный) | 1 | |
Музей ОАО «ЗЛК АСЗ» | 1 |
Раздел | Мероприятия | Часы |
6 класс | «Я – здоровый человек» | |
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Прививаем интерес к учебе. | 1 | |
«Классная» жизнь. | 1 | |
Школьный цейтнот. | 1 | |
Школа моей мечты. | 1 | |
Диагностика (всего – 4 часа) | ||
Анкета познавательные и образовательные потребности (Л.С. Колмогорова) | 1 | |
Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) | 1 | |
Опросник профессиональных предпочтений (Л.Г. Кабардовой) | 1 | |
Тест «Коммуникативные умения»(Ю.З. Гильбух) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Самый умный. | 1 | |
Я познаю мир. | 1 | |
Разрушение иллюзий. | 1 | |
Смена мозга. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа ) | ||
Помоги собраться в школу. | 1 | |
Вознаграждение | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Я – солнце! | 1 | |
Визуализируйте успех. | 1 | |
Система учета потраченного времени. | 1 | |
Мысленные формы. | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Снова в школу! | 1 | |
Компьютер в жизни школьника. | 1 | |
«Я – в кругу друзей» | ||
Классные часы (всего – 6 часов) | ||
Семья – это то, что с тобою всегда. | 1 | |
Мы живем среди людей. | 1 | |
Милосердие – зеркало души. | 1 | |
Планета толерантности. | 1 | |
Твори добро, не видя в том заслуги. | 1 | |
Я человек! Но какой? | 1 | |
Диагностика (всего – 4 часа) | ||
Диагностика темперамента (Стреляу) | 1 | |
Диагностика характера (К. Леонгард) | 1 | |
Добрый ли ты человек? (Л.С. Колмогорова) | 1 | |
Оценка уровня общительности (Ряховский) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Я меняю мир вокруг себя. | 1 | |
День национальной кухни. | 1 | |
День толерантности. | 1 | |
Минута славы. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Спешите делать добро! | 1 | |
Боремся со сквернословием. | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Цикл «Перспектива» | 1 | |
Арсенал - юниор | 1 | |
Управление конфликтами | 1 | |
Путеводитель по школе | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Музей народного творчества (пос. Верхняя Эконь) | 1 | |
Учебный центр ОАО «РЖД» | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Положительные эмоции и их значение в жизни школьника. | 1 | |
Помощь родителей в учебном процессе. | 1 | |
«Я - ученик» | ||
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Прививаем интерес к учебе. | 1 | |
«Классная» жизнь. | 1 | |
Школьный цейтнот. | 1 | |
Школа моей мечты. | 1 | |
Диагностика (всего – 4 часа) | ||
Анкета познавательные и образовательные потребности (Л.С. Колмогорова) | 1 | |
Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) | 1 | |
Опросник профессиональных предпочтений (Л.Г. Кабардовой) | 1 | |
Тест «Коммуникативные умения»(Ю.З. Гильбух) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Самый умный. | 1 | |
Я познаю мир. | 1 | |
Разрушение иллюзий. | 1 | |
Смена мозга. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа ) | ||
Помоги собраться в школу. | 1 | |
Вознаграждение | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Я – солнце! | 1 | |
Визуализируйте успех. | 1 | |
Система учета потраченного времени. | 1 | |
Мысленные формы. | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Снова в школу! | 1 | |
Компьютер в жизни школьника. | 1 | |
«Я - гражданин» | ||
Классные часы (всего – 4 часа) | ||
Война 1812 года. | 1 | |
Сохраним нашу Землю. | 1 | |
Адмирал Кузнецов – герой Советского Союза. | 1 | |
Азбука нравственности. | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Я меняю мир вокруг себя. | 1 | |
Мой любимый горо России. | 1 | |
Мы против террора! | 1 | |
Неделя права. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Живи, мой город! | 1 | |
Я – гражданин России! | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Музей МВД. | 1 | |
Отделение транспортной полиции. | 1 |
Раздел | Мероприятия | Часы |
7 класс | «Я – здоровый человек» | |
Классные часы (всего – 5 часов) | ||
Знать правила движения – большое достижение. | 1 | |
О телефоне доверия. | 1 | |
Твое здоровье и курение. | 1 | |
Твое здоровье и алкоголь. | 1 | |
Сохранить природу – сохранить жизнь. | 1 | |
Диагностика (всего – 5 часов) | ||
Тест определения IQ (Айзенк) | 1 | |
Моя стрессоустойчивость (Р. Тэммпл) | 1 | |
Тест эмоций (Басса – Дарки) | 1 | |
Жаворонок или сова? (Л.С.Колмогорова) | 1 | |
Тест цветовых ассоциаций (Люшер) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Мама, папа, я, спортивная семья! | 1 | |
День здоровья | 1 | |
Турнир богатырей. | 1 | |
Игры разных народов. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Выбрось сигарету – получи конфету! | 1 | |
Неравнодушные сердца! | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Особенности подросткового возраста | 1 | |
Половое воспитание в семье | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Художественный музей (г.Комсомольск – на - Амуре) | 1 | |
Краеведческий музей(г.Комсомольск – на - Амуре) | 1 | |
«Я – в кругу друзей» | ||
Классные часы (всего – 6 часов) | ||
Семья и семейные традиции. | 1 | |
Я – это мы. | 1 | |
Настоящий друг. | 1 | |
Отношения в классе. | 1 | |
Кто такой лидер? | 1 | |
Дружный класс – залог успеха. | 1 | |
Диагностика (всего – 6 часов) | ||
Самооценка – «большая и маленькая» (Ч.Д. Спилберг) | 1 | |
Диагностика психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк) | 1 | |
Проективная методика «Дом. Дерево. Человек.» (Дж. Берне) | 1 | |
Проективная методика тест геометрических фигур (В.Б. Шапарь) | 1 | |
Проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) | 1 | |
Метод незаконченных предложений. (Сакс и Леви) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 5 часов) | ||
Школьная звезда. | 1 | |
Венок культур. | 1 | |
Фирменная эмблема класса. | 1 | |
Визитная карточка. | 1 | |
Звездный час. | 1 | |
Акции (всего – 3 часа) | ||
Зеленый патруль. | 1 | |
Улыбнемся солнечному дню! | 1 | |
Помоги бездомным животным! | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Жить в мире с собой и другими. | 1 | |
Статуя дружбы. | 1 | |
Назови меня ласковым именем! | 1 | |
По дорогам общения. | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Мой родной Комсомольск – на – Амуре. | 1 | |
Музей ОАО «КНААПО» | 1 | |
Работа с родителями (всего – 2 часа) | ||
Извечные проблемы – отцы и дети. | 1 | |
Роль самооценки в воспитании личности. | 1 | |
«Я - ученик» | ||
Классные часы (всего – 6 часов) | ||
Учение с увлечением. | 1 | |
Школа глазами детей. | 1 | |
Без труда не проживешь. | 1 | |
Каким человеку следует быть? | 1 | |
Диагностика (всего – 6 часа) | ||
Тест на определение IQ (Айзенк) | 1 | |
Личностный опросник (Д. Кеттелл) | 1 | |
Определение типа будущей профессии.(Е.А. Климов) | 1 | |
Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов) | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа ) | ||
Брейн – ринг | 1 | |
Самая лучшая профессия. | 1 | |
Золотые руки. | 1 | |
По страницам истории. | 1 | |
Акции (всего – 3 часа) | ||
Лучший ученик школы. | 1 | |
Лидер школы. | 1 | |
Тренинги (всего – 4 часа) | ||
Уверенный старт, или выбор профессии. | 1 | |
Пойми себя. | 1 | |
Я уверен в себе. | 1 | |
Школьные годы чудесные! | 1 | |
Работа с учителями (всего – 2 часа) | ||
Родительский контроль. | 1 | |
Школьная сеть «Дневник. ру» | 1 | |
«Я - гражданин» | ||
Классный час (всего – 6 часов) | ||
День народного единства. | 1 | |
Государственная символика Российской Федерации. | 1 | |
Как не стать жертвой преступления? | 1 | |
Разрешение конфликтов без насилия. | 1 | |
Проступок. Правонарушение. Преступление. | 1 | |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | |
Конкурсы, творческие проекты (всего – 4 часа) | ||
Я патриот своей страны! | 1 | |
«Моя огромная страна!» конкурс чтецов | 1 | |
Венок культур. | 1 | |
Конкурс антинаркотических видеороликов и компьютерных заставок. | 1 | |
Акции (всего – 2 часа) | ||
Ветеран живет рядом. | 1 | |
День Победы! | 1 | |
Экскурсии (всего – 2 часа) | ||
Мемориал. | 2 |
Мониторинг эффективности реализации программы.
Объект | Критерии | Показатели, содержание | Методики изучения |
Личность учащегося | Нравственные ценности личности учащегося | 1.Сформированность ценностных отношений. 2.Уровень воспитанности: отношение к себе, к друзьям, к семье, к школе, к России. 3.Повышение результатов в учебной деятельности. | 1.Методика изучения ценностных ориентаций (Рокич) 2.Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов), методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В.Байбородова), методика определения уровня воспитанности (Н.П.Капустин). 3.Статистические данные. |
Организация самоуправления в классе | Удовлетворенность учащихся организацией самоуправления | 1.Определение лидеров в классе. 2. Определение уровня развития классного коллектива. 3.Удовлетворенность учащихся организацией дел в классе. 4.Участие детей в конкурсах, праздниках проводимых в школе и классе. | 1.Социометрия (Дж.Морено), наблюдение. 2. Методика определения уровня развития классного коллектива (А.Н.Лутошкин). 3.Анкетирование учащихся. 4.Анализ участия детей в мероприятиях, конкурсах. |
Отношение родителей | Удовлетворенность родителей состоянием работы по данному направлению. | Удовлетворенность родителей состоянием работы по данному направлению. | Анкетирование. |
Приложения
Методика «Самоанализ личности» (Л.С. Колмогорова).
Цель: Проанализировать социально значимые качества школьников на основе самооценки.
- Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
- Развиваю в себе способность видеть трудности других людей и активно помогать им.
- Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
- Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы или награды.
- Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
- Всегда бережно отношусь к предметам, сделанными руками человека.
- В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
- Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в учебе.
- Часто изобретаю свой подход к делу, свои способы работы.
- Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
- Умею длительно работать с полной отдачей сил.
- Я – целеустремленый человек.
- Мне совестно, если я поленился помочь родителям и товарищу.
- Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
- Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
- Проявляю сочуствие ребятам, у ко орых что – то не получается.
- Выполняю с готовностью любую даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
- Бережно отношусь к природе, животным, растениям,водоемам.
- Мне присуща тщательность и добросовестность в любом деле.
- Люблю самостоятельную, трудную работу.
- Люблю работу, стремлюсь сделать ее интересной и полезной для других людей.
- Нравится осваивать новые виды деятельности, умения, навыки.
- Я привык(ла)выделять в делах главное и не отвлекаться на посторонние, менее важные задачи.
- Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.