ОСОБЕННОСТИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
данная статья опубликована в сборнике "Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. Калуга: Изд. КГУ имю К,Э, Циолковского, 2012. - 351 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_yu.v.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Ю.В. Александрова
КГУ им. К.Э. Циолковского, Калуга
Познавая окружающий мир, человек, так или иначе, относится к каким-либо предметам, явлениям, событиям, окружающим людям и к себе. Одни явления радуют его, другие – печалят, третьи – злят. Эти отношения к миру – проявление различных видов эмоций.
Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.).
С.Л. Рубинштейн отмечает, что «человек переживает то, что с ним происходит и что им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему миру составляет сферу эмоций. Эмоции человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [цит. по 4; с. 551].
Р.С. Немов дает такое определение эмоциям. Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.
К. Изард считает, что «эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие» [цит. по 1; с. 27].
Е.П. Ильин рассматривает «эмоцию как рефлекторную адаптивную психофизиологическую реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживаний) к значимой ситуации и ее исходу и способствующую организации и обеспечению целесообразного с точки зрения целостности и сохранности организма поведения человека и животного» [цит. по 2; с. 35].
Е.П. Ильин также выделяет признаки, характерные для эмоций:
- отчетливо выраженная интенсивность (достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя страха и т.п.);
- ограниченная продолжительность, эмоция длится относительно недолго, ее продолжительность ограничена временем непосредственного действия причины или временем воспоминания о ней;
- хорошая осознаваемость причины ее появления;
- связь с конкретным объектом, обстоятельством, эмоция не имеет диффузного характера, свойственного настроениям, человек испытывает удовольствие, радость от прослушивания конкретного музыкального произведения, от чтения конкретной книги, от встречи конкретным (любимым человеком), от приобретения конкретной вещи;
- полярность: эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний, образуют пары – радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и отвращение [2].
Эмоции преобладают там, где регуляция поведения несознательна: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.
Теория аффективной регуляции была разработана в школе К.С.Лебединской, В.В.Лебединского, О.С.Никольской на модели раннего детского аутизма. Согласно этой теории, нарушение функционирования каждого отдельного уровня регуляции влечет за собой изменения не только в эмоциональной, но и в потребностной и в поведенческой сферах.
Аффективная система начинает формироваться на самых ранних этапах развития ребенка. Эта система тесно связана как с формированием пространственно-временных представлений, так и с произвольной регуляции деятельности.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго указывают, что данную теорию можно применить и к детям, не имеющих отклонений [5].
К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская предлагают такую структуру базовой аффективной регуляции. Она включает четыре уровня.
1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).
2. Уровень аффективных стереотипов.
3. Уровень аффективной экспансии.
4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Каждый уровень имеет свою смысловую задачу и свои механизмы регуляции. Эти уровни являются в своем роде «единицами» эмоционально-аффективной сферы.
На каждом из уровней решаются различные задачи адаптации. Уровни не могут подменить друг друга. Ослабление или усиление функционирования какого-либо из них может привести к общей дезадаптации системы в целом.
В процессе развития ребенка механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенствуются, включаясь в единый процесс адаптации в наиболее широком смысле этого понятия [6].
1. Уровень полевой реактивности – с помощью него осуществляются наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных изменений окружающей среды. Значимы перепады температуры окружения и самого тела, освещенности, высоты звука, скорости движения.
Количественные изменения наиболее разрушительно действуют на организм: аффективная система пристально следит за ними. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции беспокойства, тревоги, страха, агрессии. Поэтому оценка интенсивности входит в круг витальных задач, решаемых младенцем с первых дней жизни.
Полевая реактивность раньше всех других уровней сигнализирует о сбоях возникающих в организме. Клинически это проявляется в быстрой истощаемости любой формой активности, в аффективной пресыщаемости, непереносимости физических нагрузок, яркого света, громких звуков. Самостоятельная роль этого уровня ограничена, его влияние распространено на все другие уровни. Ни одно явление аффективной жизни не обходится без его участия и оценки [3].
2. Уровень аффективных стереотипов. На этом уровне взаимодействие со средой усложняется. К оценке по интенсивности добавляется оценка по качеству. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического. Собственное тело и связанные с ним циклические процессы находятся под постоянным контролем. Любой сбой в ритме вызывает отрицательные эмоции и, наоборот, регулярность процессов вызывает состояние комфорта. Отсюда особое удовольствие от ритмических действий (танец, спорт).
Особенность уровня стереотипов - наличие стойкой и яркой аффективной памяти. Память тела позволяет надолго сохранить переживания, при этом не только элементарные, но и сложные. Этот уровень - своеобразный дирижер, координирующий взаимодействия отдельных сенсорных систем, прилаживающих их друг к другу, и закрепляющий на основе аффективной оценки (удобно-неудобно.) С первых дней жизни ребенка уровень стереотипов включается в решение основных задач, связанных с выживанием. Младенец активно ищет сигналы, связанные с кормлением и уходом. Мать является для него наиболее важным носителем этологических сигналов. В результате складываются первые предпочтения, формируется определенная поза на руках матери, начинают вырабатываться вкусовые пристрастия, особая чувствительность к тактильному контакту с матерью. По мере взросления ребенка круг его предпочтений расширяется, индивидуализируется [3].
3. Уровень аффективной экспансии. На уровне экспансии аффективная система сталкивается с новыми свойствами среды, новыми, более сложными задачами. Сенсорное поле, где в качестве системы отсчета выступают ощущения собственного тела, сменяется пространственно - предметным полем, состоящим из отдельных объектов, находящихся на определенном расстоянии друг от друга и имеющих определенную форму, объем и вес. Активность организма на этом уровне направлена на овладение, захват различных объектов, обладающих определенной побудительной силой. При этом индивид и побуждающий объект, с одной стороны, и препятствия, с другой, задает цель действия. На уровне экспансии наблюдается особая чувствительность к любым ограничениям и препятствиям. Для их преодоления организм щедро расходует свою энергию [3].
4. Уровень эмоционального контроля. Обеспечивает шаг в углубление и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.
Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки позволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативные реакции.
Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпосылки развития самооценки [3].
Каждый из взаимосвязанных уровней решает свои адаптивные задачи, усложняющиеся в процессе взаимодействия ребенка с миром. Помимо этого вся система выполняет и чрезвычайно важную функцию тонизации всей психической сферы ребенка. Недостаточная тонизация приводит к появлению у ребенка специфических трудностей в решении задач адаптации. При отклоняющемся же развитии ребенка дисфункция какого-либо уровня аффективной регуляции сказывается на функционировании всех остальных уровней. Это способствует формированию общей дезадаптации ребенка [5].
Таким образом, предлагаемая модель позволяет описать как нормативное, так и отклоняющееся развитие ребенка. Для диагностики и эффективной коррекционной работы чрезвычайно важным является понимание самой структуры уровневой регуляции, характера ее сформированности и специфики компенсации каждого из уровней.
Литература:
- Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст]/К.Э. Изард. – СПб: Питер, 2000, - 464 с.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]/Е.П. Ильин. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 783 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]/В.В. Лебединский. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
- Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст]/Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. –М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
- http://www.persev.ru/article/urovni-emocionalnoj-regulyacii