программа "Стань успешным"

КУЗЬМИНЫХ НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА

для дополнительного образования, если корректировать можно и для школы взять

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stan_uspeshnym_2011-2012_god.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

МОУДОД СЮТ

Протокол № 4

«____»_________2011 г.

Директор МОУДОД СЮТ

__________Т.С. Краснова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Психолого-педагогического сопровождения

«СТАНЬ УСПЕШНЫМ»

срок реализации программы: 2 года

возрастная категория обучающихся: 12-17 лет

Составитель: Кузьминых

Наталия Сергеевна,

педагог дополнительного образования.

Информационная  карта

Образовательная  программа

МКОУДОД  Станция юных техников г. Аши

1.Отдел:  социально - педагогический.

2. Объединение:  «Стань успешным».

3. Ф.И.О. педагога:  Кузьминых Наталия Сергеевна.

4. Название программы:  «Стань успешным».

5. Тип программы:  модифицированная.

6. Направленность деятельности:  социально-педагогическая

7. Способ освоения содержания образования:  общекультурный.

8. Уровень освоения содержания образования:  многоуровневый.

9. Уровень реализации программы:  среднее общее образование

10. Форма реализации программы:  групповая.

11. Продолжительность реализации программы:  двухгодичная.

Пояснительная записка

Необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Приобретая психологические знания обучающиеся получают возможность развивать свои способности, лучше разбираться в своих проблемах и эффективнее строить отношения с другими людьми.

Целью данной программы является: формирование успешной личности и повышение внутренней мотивации обучающихся.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование позитивной самооценки;
  2. Развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
  3. Совершенствования навыков понимания себя и отношение к себе, своей жизни с должным уважением, умения быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивным способами;
  4. Развитие уверенности в себе, своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности.

Актуальность программы: каждый ребенок личность. От коммуникации подростка с ровесниками во многом зависит его самооценка, уверенность, что обуславливает его дальнейшие успехи и достижения в жизни. Изменения, происходящие в современном мире глобальны и, чтобы успевать за ними, необходимо постоянно работать над собой, расти и изменяться. Необходимо детей со школьной скамьи научить быть успешными и самостоятельными, что и предполагает обучение по данной программе.

Длительность программы 2 года, в дальнейшем она будет дополняться и корректироваться. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2ч 30 минут, из которых 20 минут отводится на физкультминутки и перерыв.

Программа реализуется на основе тестирования, наблюдений, анкетирования и  психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.

Программа составлена с учетом интереса и психолого-возрастных особенностей детей.

Методы:

  • Тренинги,
  • ролевые и деловые игры,
  • моделирование ситуации,
  • групповые дискуссии,
  • мозговые штурмы,
  • содержательно структурированное времяпровождение (работа в парах и мини-группах);
  • психогимнастика.

Данная программа предусмотрена для обучающихся 6-11 классов. Рассматриваемые в рамках данной программы темы сочетаются таким образом, что полученные обучающимися знания проверяются экспериментально, на практике. С этой целью, в программу были включены задания, посвященные самодиагностике, а также элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.

Программа «Стань успешным» предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка, с целью формирования у него мировоззрения успешного человека. В помещение, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем обучающимся расположиться в кругу. Оптимальная численность группы 8-12 человек.

В результате обучения по данной программе у ребенка формируется:

  • адекватная самооценка собственных результатов и достижений;
  • умение адекватно реагировать на неудачи и проигрыши;
  • желание и готовность обучаться;  
  • способность анализировать и разрешать возникающие в жизни трудные ситуации;
  • ответственность за свои слова и действия;
  • успешность в общении с педагогами и одноклассниками ;
  • самостоятельное и уверенное поведение.

Методические рекомендации:

Программа будет пройдена успешно только при условии создания благоприятного психологического климата на занятиях и создании «субъект – субъектного» взаимодействия психолога и обучающихся. Дети сами должны стать активными участниками развивающего процесса. Курс содержит достаточное количество обучающей информации. Поэтому для повышения активности обучающихся очень хорошо использовать образные картинки и различные методики по данной программе.

Предлагаемый метод работы позволяет выполнить следующие функции:

  1. Он снижает уровень напряжения в группе, и дает участникам возможность более открытого общения.
  2. Он помогает участникам установить контакты, создает в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшает взаимопонимание между участниками обсуждения.
  3. Он делает обсуждение более эффектным, поскольку обучающиеся сами становятся активными участниками разговора.

Данная программа состоит из нескольких разделов и рассчитана на 180 часов в год.

Первый год обучения состоит из следующих разделов:

  1. Основы социальной психологии.
  2. Психология общения.
  3. Основы конфликтологии.
  4. Стресс.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование  тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в

1.1

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Знакомство

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

 Тема №1. Основы социальной психологии

2

Процесс социализации

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

3

Виды групп

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

4

Знакомство с лидерством

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

5

Диагностика лидерства

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

6

Типы лидеров

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

7

Формирование видения лидера

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

8

Классификация лидерства

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

9

Функции лидера

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

10

Стили управления коллективом

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

11

Авторитет лидера

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

12

Развитие лидерских качеств

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

13

Распределение ролей в коллективе

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

14

Конформизм

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

15

Стадии развития коллектива

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

16

Развитие коммуникативных навыков

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

17

Повышение уровня самооценки обучающихся

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

18

 Рефлексия: Тренинг «Основы эффективного лидерства»

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

Всего часов: 42ч30 минут.  

Из них теории: 17 часов; практики: 25часов 30 минут

Тема №2. Психология общения

19

Общение. Функции общения

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

20

Виды влияния

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

21

Манипулирование

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

22

Умение слушать

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

23

Виды слушания

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

24

Техника активного слушания

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

25

Невербальное общение

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

26

Межличностное пространство

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

27

Мимика, жесты, позы

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

28

Деловое общение

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

29

Деловая беседа

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

30

Контактная фаза деловой беседы

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

31

Ориентировочная фаза деловой беседы

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

32

Фаза обсуждения и принятия решений

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

33

Публичное выступление

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

34

Конструктивная критика

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

35

Рефлексия : коммуникативный тренинг

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

Всего часов: 42 часа 30 минут.

   Из них теории: 17 часов;  практики: 25 часов 30 минут

Тема №3. Основы конфликтологии

36

Что такое конфликт? Решений конфликтных ситуаций

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

37

Типы конфликтов

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

38

Межличностные конфликты

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

39

Стили поведения в конфликте

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

40

Конструктивное разрешение конфликтов

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

41

Сообщение о своих чувствах с помощью «Я высказываний»

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

42

Конфликты с родителями

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

43

Тренинг разрешения конфликтов

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

44

Анализ и решение конфликтных ситуаций между сверстниками

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

45

Способность к конфронтации-объяснению

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

46

Обсуждение конфликтных ситуаций на собственных примерах из жизни

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

47

Тренинг «Избегаем конфликты»

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

48

Приглушаем эмоции или правильное видение конфликта

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

49

Психологические защиты

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

50

«Терпение и труд все перетрут»

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

51

Умение быть терпеливым

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

52

Истинные цели вербальной агрессии

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

53

Деловой этикет

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

54

Правила поведения и общения в конфликте

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

55

Подведение итогов. Интеллектуальный марафон. Рефлексия

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

Всего: 50 часов

   Из них теории: 20 часов;  практики: 30 часов

Тема №4. Стресс

56

Что такое стресс? Актуальность стресса в нашей жизни

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

57

Фазы развития стресса

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

58

Методы профилактики стресса

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

59

Способы реагирования на стресс

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

60

Способы релаксации

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

61

Первая помощь при остром стрессе

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

62

Способы борьбы со стрессом

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

63

Диагностика «Подвержены ли вы стрессу»

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

64

Предупреждение стрессов с целью сохранения психологического здоровья

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

65

Рецепты избавления от стрессов

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

66

Релаксационные упражнения

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

67

Саморегуляция: аутотренинг

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

68

Саморгуляция: самовнушение

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

69

Саморегуляция: дыхательные упражнения

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

70

Визуализация

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

71

Итоговое занятие

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

72

Контрольная работа за год. Проверка знаний в тестовом режиме (теория и практика).

2ч 30 мин.  (1 час теории и 1час 30 минут практики)

Всего часов: 42 часа 30 минут.

   Из них теории: 17 часов;  практики: 25 часов 30 минут 

Всего часов:

180

Теории: 72 часа

Практики: 108 часов

Обучающиеся 1 года обучения должны знать:

  • особенности психических процессов личности;
  • способы самопознания;
  • понятие "общение" и его слагаемые;
  • техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями.

Обучающиеся 1 года обучения должны уметь:

  • преодолевать неуверенность, страх, повышенные волнения в различных ситуациях;
  •  успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности;
  • утверждать свои права и собственную ценность;
  • конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них.

Второй год обучения состоит из следующих разделов:

1. Психические процессы

2. Комплексы и страхи

3. Гнев и агрессивное поведение

4. Технологии успеха

5. Как успешно сдавать экзамены

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Комплектование группы. Тренинг знакомства

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Тема № 1. Психические процессы

2

Наше восприятие мира и его особенности

2часа 30 минут

2 часа

30 минут

3

Развитие восприятия

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

4

Тренинг развития восприятия

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

5

Понятие «внимание» и его основные свойства

2часа 30 минут

1 час 30 минут

1 час

6

Тренинг по развитию внимания

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

7

Функции и значение внимания

2часа 30 минут

1 час 30 минут

1 час

8

Приемы развития внимания

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

9

Память. Природа и структура памяти

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

10

Игровой тренинг по развитию памяти

2часа 30 минут

1 час 30 минут

1 час

11

Воображение как отражение личности

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

12

Приемы развития воображения

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

13

Воображение, как отражение личности

2часа 30 минут

1 час 30 минут

1 час

14

Приемы развития воображения

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

15

Мышление. Природа и виды мышления

2часа 30 минут

1 час 30 минут

1 час

16

Психологический практикум

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

17

Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

18

Язык телодвижений

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

19

Невербальные средства общения

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

20

Итоговое занятие «Психические процессы в моей жизни»

2часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Всего: 47 часов 30 минут

Всего: 22 часа 30 минут

Всего:25 часов

Тема № 2. Комплексы и страхи

21

Что такое комплексы и откуда они появляются

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

22

Комплекс «двоечника»и «отличника»

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

23

Комплекс «белой вороны»

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

24

Как избавиться от комплексов

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

25

Всегда есть к чему стремиться

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

26

Психология уверенности

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

27

Контроль собственных эмоций

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

28

Умение выражать собственное «я» в толпе

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

29

Избавиться от страха общения

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

30

Почему так много неуверенных людей?

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

31

Страхи. Групповая беседа о страхах

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

32

Упражнения на выражение страха

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

33

Диагностика самооценки

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

34

Заниженная самооценка

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

35

Завышенная самооценка

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

36

Рефлексия. Проверка пройденного материала

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Всего: 40 часов

Всего: 16 часов

Всего: 24 часа

Тема № 3. Гнев и агрессивное поведение

37

Гнев. Изучение основных эмоций

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

38

Диагностика собственного эмоционального состояния

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

39

Умение понимать эмоции других людей

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

40

Умение выражать негативные эмоции социально-приемлемыми способами

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

41

Приемы саморегуляции

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

42

Профилактика гнева

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

43

Работа с гневом

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

44

Способы безопасного выражения агрессивных чувств

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

45

Как распознать зарождающийся гнев

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

46

Активизация рефлексивных механизмов

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

47

Проблема агрессивности

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

48

С помощью чего можно преодолеть агрессивность

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

49

Формирование социального доверия

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

50

Развитие коммуникативных навыков

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

51

Обучение умению самостоятельно решать проблемы

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

52

Повышение позитивного настроя и сплоченности группы

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

53

Развитие активного слушания

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

54

Закрепление пройденного материала

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Всего: 45 часов

Всего: 18 часов

Всего: 27 часов

Тема №4. Технологии успеха

55

Понятие успеха

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

56

Успех и целеполагание

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

57

Стратегии успеха

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

58

Осознание своих личных возможностей и ресурсов

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

59

Лидер и лидерство

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

60

Тренинг лидерства

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

61

Основы эффективного лидерства

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

62

Активность в принятии решений

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

63

Рефлексия. Тренинг «Искусство эффективного общения»

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Всего:22 часа 30 минут

Всего: 9 часов

13 часов 30 минут

Тема № 5. Как успешно сдавать экзамены

64

Три основных положения подготовки к экзаменам

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

65

Психологическая подготовка к сдаче экзаменов

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

66

Правила тренировки памяти

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

67

Если у вас тестирование

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

68

Стресс перед подготовкой и сдачей экзаменов

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

69

Развитие навыков самоконтроля

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

70

Техника сдачи экзамена

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

71

Как подготовиться к ЕГЭ

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

72

Контрольная работа за год. Проверка знаний в тестовом режиме (теория и практические задания)

2 часа 30 минут

1 час

1 час 30 минут

Всего часов: 180

Теория: 76 часов 30 минут

Практика: 103 часа 30 минут

Обучающиеся 2-го года должны знать:

  • Основы эффективного лидерства;
  • Функции и значение внимания;
  • Как избавляться от комплексов и страхов;
  • Как повысить свою самооценку;
  • Как психологически подготовиться и сдать успешно экзамены.

Методы и приемы работы с обучающимися:

  • Метод проблемного обучения;
  • Метод наблюдения;
  • Проективный метод;
  • Метод творческого самовыражения;
  • Групповые дискуссии;
  • Метод экспрессии;
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Метод стимульной информации;
  • Этюды и импровизации;
  • Метод незаконченных предложений.

Модель выпускника:

  1. Знает особенности психических процессов личности
  2. Владеет способами самопознания
  3. Умеет самостоятельно справляться с негативными психофизиологическими состояниями
  4. Устойчив к стрессорам
  5. Успешно и полно реализует себя в общении и деятельности
  6. Социально адаптивная и творчески активная личность.

Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, педагогами-организаторами для групповой и индивидуальной работы с подростками.

Список литературы.

Литература для обучающихся:

Литература для педагога:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  13. Немов Р.С. Психология образования.- М., 2003 г.
  14. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  15. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  16. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
  17. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  18. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
  19. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М.,  2002 г.
  21. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  22. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  23. Школьный психолог - М., 2003 г