программа "Стань успешным"
для дополнительного образования, если корректировать можно и для школы взять
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stan_uspeshnym_2011-2012_god.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
МОУДОД СЮТ
Протокол № 4
«____»_________2011 г.
Директор МОУДОД СЮТ
__________Т.С. Краснова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Психолого-педагогического сопровождения
«СТАНЬ УСПЕШНЫМ»
срок реализации программы: 2 года
возрастная категория обучающихся: 12-17 лет
Составитель: Кузьминых
Наталия Сергеевна,
педагог дополнительного образования.
Информационная карта
Образовательная программа
МКОУДОД Станция юных техников г. Аши
1.Отдел: социально - педагогический.
2. Объединение: «Стань успешным».
3. Ф.И.О. педагога: Кузьминых Наталия Сергеевна.
4. Название программы: «Стань успешным».
5. Тип программы: модифицированная.
6. Направленность деятельности: социально-педагогическая
7. Способ освоения содержания образования: общекультурный.
8. Уровень освоения содержания образования: многоуровневый.
9. Уровень реализации программы: среднее общее образование
10. Форма реализации программы: групповая.
11. Продолжительность реализации программы: двухгодичная.
Пояснительная записка
Необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Приобретая психологические знания обучающиеся получают возможность развивать свои способности, лучше разбираться в своих проблемах и эффективнее строить отношения с другими людьми.
Целью данной программы является: формирование успешной личности и повышение внутренней мотивации обучающихся.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
- Формирование позитивной самооценки;
- Развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- Совершенствования навыков понимания себя и отношение к себе, своей жизни с должным уважением, умения быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивным способами;
- Развитие уверенности в себе, своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности.
Актуальность программы: каждый ребенок личность. От коммуникации подростка с ровесниками во многом зависит его самооценка, уверенность, что обуславливает его дальнейшие успехи и достижения в жизни. Изменения, происходящие в современном мире глобальны и, чтобы успевать за ними, необходимо постоянно работать над собой, расти и изменяться. Необходимо детей со школьной скамьи научить быть успешными и самостоятельными, что и предполагает обучение по данной программе.
Длительность программы 2 года, в дальнейшем она будет дополняться и корректироваться. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2ч 30 минут, из которых 20 минут отводится на физкультминутки и перерыв.
Программа реализуется на основе тестирования, наблюдений, анкетирования и психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.
Программа составлена с учетом интереса и психолого-возрастных особенностей детей.
Методы:
- Тренинги,
- ролевые и деловые игры,
- моделирование ситуации,
- групповые дискуссии,
- мозговые штурмы,
- содержательно структурированное времяпровождение (работа в парах и мини-группах);
- психогимнастика.
Данная программа предусмотрена для обучающихся 6-11 классов. Рассматриваемые в рамках данной программы темы сочетаются таким образом, что полученные обучающимися знания проверяются экспериментально, на практике. С этой целью, в программу были включены задания, посвященные самодиагностике, а также элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.
Программа «Стань успешным» предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка, с целью формирования у него мировоззрения успешного человека. В помещение, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем обучающимся расположиться в кругу. Оптимальная численность группы 8-12 человек.
В результате обучения по данной программе у ребенка формируется:
- адекватная самооценка собственных результатов и достижений;
- умение адекватно реагировать на неудачи и проигрыши;
- желание и готовность обучаться;
- способность анализировать и разрешать возникающие в жизни трудные ситуации;
- ответственность за свои слова и действия;
- успешность в общении с педагогами и одноклассниками ;
- самостоятельное и уверенное поведение.
Методические рекомендации:
Программа будет пройдена успешно только при условии создания благоприятного психологического климата на занятиях и создании «субъект – субъектного» взаимодействия психолога и обучающихся. Дети сами должны стать активными участниками развивающего процесса. Курс содержит достаточное количество обучающей информации. Поэтому для повышения активности обучающихся очень хорошо использовать образные картинки и различные методики по данной программе.
Предлагаемый метод работы позволяет выполнить следующие функции:
- Он снижает уровень напряжения в группе, и дает участникам возможность более открытого общения.
- Он помогает участникам установить контакты, создает в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшает взаимопонимание между участниками обсуждения.
- Он делает обсуждение более эффектным, поскольку обучающиеся сами становятся активными участниками разговора.
Данная программа состоит из нескольких разделов и рассчитана на 180 часов в год.
Первый год обучения состоит из следующих разделов:
- Основы социальной психологии.
- Психология общения.
- Основы конфликтологии.
- Стресс.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в | |||
1.1 |
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
Тема №1. Основы социальной психологии | ||
2 | Процесс социализации | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
3 | Виды групп | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
4 | Знакомство с лидерством | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
5 | Диагностика лидерства | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
6 | Типы лидеров | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
7 | Формирование видения лидера | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
8 | Классификация лидерства | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
9 | Функции лидера | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
10 | Стили управления коллективом | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
11 | Авторитет лидера | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
12 | Развитие лидерских качеств | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
13 | Распределение ролей в коллективе | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
14 | Конформизм | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
15 | Стадии развития коллектива | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
16 | Развитие коммуникативных навыков | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
17 | Повышение уровня самооценки обучающихся | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
18 | Рефлексия: Тренинг «Основы эффективного лидерства» | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
Всего часов: 42ч30 минут. Из них теории: 17 часов; практики: 25часов 30 минут | ||
Тема №2. Психология общения | ||
19 | Общение. Функции общения | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
20 | Виды влияния | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
21 | Манипулирование | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
22 | Умение слушать | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
23 | Виды слушания | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
24 | Техника активного слушания | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
25 | Невербальное общение | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
26 | Межличностное пространство | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
27 | Мимика, жесты, позы | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
28 | Деловое общение | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
29 | Деловая беседа | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
30 | Контактная фаза деловой беседы | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
31 | Ориентировочная фаза деловой беседы | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
32 | Фаза обсуждения и принятия решений | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
33 | Публичное выступление | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
34 | Конструктивная критика | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
35 | Рефлексия : коммуникативный тренинг | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
Всего часов: 42 часа 30 минут. Из них теории: 17 часов; практики: 25 часов 30 минут | ||
Тема №3. Основы конфликтологии | ||
36 | Что такое конфликт? Решений конфликтных ситуаций | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
37 | Типы конфликтов | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
38 | Межличностные конфликты | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
39 | Стили поведения в конфликте | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
40 | Конструктивное разрешение конфликтов | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
41 | Сообщение о своих чувствах с помощью «Я высказываний» | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
42 | Конфликты с родителями | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
43 | Тренинг разрешения конфликтов | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
44 | Анализ и решение конфликтных ситуаций между сверстниками | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
45 | Способность к конфронтации-объяснению | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
46 | Обсуждение конфликтных ситуаций на собственных примерах из жизни | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
47 | Тренинг «Избегаем конфликты» | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
48 | Приглушаем эмоции или правильное видение конфликта | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
49 | Психологические защиты | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
50 | «Терпение и труд все перетрут» | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
51 | Умение быть терпеливым | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
52 | Истинные цели вербальной агрессии | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
53 | Деловой этикет | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
54 | Правила поведения и общения в конфликте | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
55 | Подведение итогов. Интеллектуальный марафон. Рефлексия | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
Всего: 50 часов Из них теории: 20 часов; практики: 30 часов | ||
Тема №4. Стресс | ||
56 | Что такое стресс? Актуальность стресса в нашей жизни | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
57 | Фазы развития стресса | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
58 | Методы профилактики стресса | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
59 | Способы реагирования на стресс | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
60 | Способы релаксации | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
61 | Первая помощь при остром стрессе | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
62 | Способы борьбы со стрессом | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
63 | Диагностика «Подвержены ли вы стрессу» | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
64 | Предупреждение стрессов с целью сохранения психологического здоровья | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
65 | Рецепты избавления от стрессов | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
66 | Релаксационные упражнения | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
67 | Саморегуляция: аутотренинг | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
68 | Саморгуляция: самовнушение | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
69 | Саморегуляция: дыхательные упражнения | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
70 | Визуализация | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
71 | Итоговое занятие | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
72 | Контрольная работа за год. Проверка знаний в тестовом режиме (теория и практика). | 2ч 30 мин. (1 час теории и 1час 30 минут практики) |
Всего часов: 42 часа 30 минут. Из них теории: 17 часов; практики: 25 часов 30 минут | ||
Всего часов: 180 | Теории: 72 часа | Практики: 108 часов |
Обучающиеся 1 года обучения должны знать:
- особенности психических процессов личности;
- способы самопознания;
- понятие "общение" и его слагаемые;
- техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями.
Обучающиеся 1 года обучения должны уметь:
- преодолевать неуверенность, страх, повышенные волнения в различных ситуациях;
- успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности;
- утверждать свои права и собственную ценность;
- конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
- предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них.
Второй год обучения состоит из следующих разделов:
1. Психические процессы
2. Комплексы и страхи
3. Гнев и агрессивное поведение
4. Технологии успеха
5. Как успешно сдавать экзамены
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Комплектование группы. Тренинг знакомства | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Тема № 1. Психические процессы | ||||
2 | Наше восприятие мира и его особенности | 2часа 30 минут | 2 часа | 30 минут |
3 | Развитие восприятия | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
4 | Тренинг развития восприятия | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
5 | Понятие «внимание» и его основные свойства | 2часа 30 минут | 1 час 30 минут | 1 час |
6 | Тренинг по развитию внимания | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
7 | Функции и значение внимания | 2часа 30 минут | 1 час 30 минут | 1 час |
8 | Приемы развития внимания | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
9 | Память. Природа и структура памяти | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
10 | Игровой тренинг по развитию памяти | 2часа 30 минут | 1 час 30 минут | 1 час |
11 | Воображение как отражение личности | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
12 | Приемы развития воображения | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
13 | Воображение, как отражение личности | 2часа 30 минут | 1 час 30 минут | 1 час |
14 | Приемы развития воображения | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
15 | Мышление. Природа и виды мышления | 2часа 30 минут | 1 час 30 минут | 1 час |
16 | Психологический практикум | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
17 | Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
18 | Язык телодвижений | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
19 | Невербальные средства общения | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
20 | Итоговое занятие «Психические процессы в моей жизни» | 2часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Всего: 47 часов 30 минут | Всего: 22 часа 30 минут | Всего:25 часов | ||
Тема № 2. Комплексы и страхи | ||||
21 | Что такое комплексы и откуда они появляются | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
22 | Комплекс «двоечника»и «отличника» | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
23 | Комплекс «белой вороны» | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
24 | Как избавиться от комплексов | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
25 | Всегда есть к чему стремиться | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
26 | Психология уверенности | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
27 | Контроль собственных эмоций | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
28 | Умение выражать собственное «я» в толпе | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
29 | Избавиться от страха общения | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
30 | Почему так много неуверенных людей? | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
31 | Страхи. Групповая беседа о страхах | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
32 | Упражнения на выражение страха | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
33 | Диагностика самооценки | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
34 | Заниженная самооценка | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
35 | Завышенная самооценка | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
36 | Рефлексия. Проверка пройденного материала | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Всего: 40 часов | Всего: 16 часов | Всего: 24 часа | ||
Тема № 3. Гнев и агрессивное поведение | ||||
37 | Гнев. Изучение основных эмоций | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
38 | Диагностика собственного эмоционального состояния | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
39 | Умение понимать эмоции других людей | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
40 | Умение выражать негативные эмоции социально-приемлемыми способами | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
41 | Приемы саморегуляции | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
42 | Профилактика гнева | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
43 | Работа с гневом | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
44 | Способы безопасного выражения агрессивных чувств | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
45 | Как распознать зарождающийся гнев | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
46 | Активизация рефлексивных механизмов | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
47 | Проблема агрессивности | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
48 | С помощью чего можно преодолеть агрессивность | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
49 | Формирование социального доверия | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
50 | Развитие коммуникативных навыков | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
51 | Обучение умению самостоятельно решать проблемы | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
52 | Повышение позитивного настроя и сплоченности группы | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
53 | Развитие активного слушания | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
54 | Закрепление пройденного материала | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Всего: 45 часов | Всего: 18 часов | Всего: 27 часов | ||
Тема №4. Технологии успеха | ||||
55 | Понятие успеха | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
56 | Успех и целеполагание | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
57 | Стратегии успеха | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
58 | Осознание своих личных возможностей и ресурсов | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
59 | Лидер и лидерство | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
60 | Тренинг лидерства | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
61 | Основы эффективного лидерства | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
62 | Активность в принятии решений | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
63 | Рефлексия. Тренинг «Искусство эффективного общения» | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Всего:22 часа 30 минут | Всего: 9 часов | 13 часов 30 минут | ||
Тема № 5. Как успешно сдавать экзамены | ||||
64 | Три основных положения подготовки к экзаменам | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
65 | Психологическая подготовка к сдаче экзаменов | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
66 | Правила тренировки памяти | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
67 | Если у вас тестирование | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
68 | Стресс перед подготовкой и сдачей экзаменов | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
69 | Развитие навыков самоконтроля | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
70 | Техника сдачи экзамена | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
71 | Как подготовиться к ЕГЭ | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
72 | Контрольная работа за год. Проверка знаний в тестовом режиме (теория и практические задания) | 2 часа 30 минут | 1 час | 1 час 30 минут |
Всего часов: 180 | Теория: 76 часов 30 минут | Практика: 103 часа 30 минут |
Обучающиеся 2-го года должны знать:
- Основы эффективного лидерства;
- Функции и значение внимания;
- Как избавляться от комплексов и страхов;
- Как повысить свою самооценку;
- Как психологически подготовиться и сдать успешно экзамены.
Методы и приемы работы с обучающимися:
- Метод проблемного обучения;
- Метод наблюдения;
- Проективный метод;
- Метод творческого самовыражения;
- Групповые дискуссии;
- Метод экспрессии;
- Анкетирование;
- Тестирование;
- Метод стимульной информации;
- Этюды и импровизации;
- Метод незаконченных предложений.
Модель выпускника:
- Знает особенности психических процессов личности
- Владеет способами самопознания
- Умеет самостоятельно справляться с негативными психофизиологическими состояниями
- Устойчив к стрессорам
- Успешно и полно реализует себя в общении и деятельности
- Социально адаптивная и творчески активная личность.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, педагогами-организаторами для групповой и индивидуальной работы с подростками.
Список литературы.
Литература для обучающихся:
Литература для педагога:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
- Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
- Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
- Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
- Немов Р.С. Психология образования.- М., 2003 г.
- Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
- Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Школьный психолог - М., 2003 г