Использование логоритмики на занятиях с детьми раннего возраста.
В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога с детьми раннего возраста с испоьзованием логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Но речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата и слухового внимания. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком. Передо мной возникла необходимость в отборе таких форм и методов обучения, которые целенаправленно стимулировали двигательную и речевую активность На мой взгляд, таким эффективным методом является логоритмика, объединяющая в себе традиционные приемы работы с детьми раннего возраста.
В педагогическом аспекте логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова.
Изучив литературу по данной проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи Филичевой Т.Б. и Власовой Н.А., которые определили следующие направления работы с детьми раннего возраста: развитие восприятия, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений, нормализация дыхания, развитие активной речи.
Теоретический анализ литературы позволил мне обозначить основную цель работы – развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Воспитывать положительные личностные качества.
В начале занятия я использую любимые детьми пальчиковые игры. С их помощью мы развивали мелкую моторику, тренировали дифференцированные и точные движения пальцев рук.
Также одним из элементов занятия является дыхательная гимнастика или игры на поддувание. Так как в речи малышей отмечались задержки дыхания и дополнительные вдохи. Для нас было важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Чтобы научить детей вырабатывать правильную воздушную струю, мы показывали как складывать губки трубочкой, не надувая щечек (можно помогать ладошками удерживать их) и дуть прямо на предмет находящийся перед ними. Учили малышей дифференцировать силу выдоха, например, легкий ветерок - сильный ветер.
В занятия логоритмики, я обязательно включала танцевальные разминки. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх мы не оценивали качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься. Для того, чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогло нам добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться.
Немаловажной задачей стало для меня формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развивали умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому обязательным элементом на занятии были упражнения направленные на развитие артикуляционной моторики. Дети показывали какое вкусное варенье (АУ "Вкусное варенье"), как они радуются (АУ "Улыбочка"), как скачет лошадка (АУ "Лошадка"), какие красивые и белые зубки (АУ "Заборчик") и др. Артикуляционные упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей.
Мы считаем, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Опыт введения логоритмики показывает, что такое построение работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения речевого материала, позволяет развить детские эмоции и воображение.