Основные психолого-педагогические концепции воздействия на родителей, используемые для профилактики асоциального поведения несовершеннолетних/
Презентация по материалам Копаневой Л.И. «Организация профилактической антинаркотической работы с семьей». В ней раскрываются направления деятельности и модели помощи семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovn_psikhologopedag_vozd_na_rod.ppt | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОДИТЕЛЕЙ - ЭТО НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СЕМЕЙНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ И СЕМЕЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОДИТЕЛЕЙ: 1.УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. 2.ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ О НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. 3.УБЕЖДЕНИЯ, ЧТО ЗНАНИЯ ПОМОГУТ ВЫРАСТИТЬ ДЕТЕЙ И СТАТЬ ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: 1.ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 2.КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ БРАКА И СЕМЬИ. 3.ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОСВОБОЖДЕНИИ ИХ ОТ КОМПЛЕКСОВ. 4.РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА РОДИТЕЛЕЙ ? ПОТРЕБНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКЕ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАННЫХ РОДИТЕЛЯХ СУЩЕСТВОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ КАЧЕСТВОМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕСТВА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВ- ЛЕНИЯ ДЕЯТ-ТИ:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИ-ОННЫХ ПОТРЕБНОС-ТЕЙ СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, НЕОБХОДИ-МЫХ ДЛЯ ПЛАНИРОВА-НИЯ ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РЕЗУЛЬТА-ТОВ ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРА-НЕНИЕ ППО
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ БАНКА ИНФОРМАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ, НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ И Т.Д. ЛИТ- РЫ ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОВИНКАМИ НМЛ НА БУМАЖНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ СОЗДАНИЕ ВИДЕО, МЕДИА–ТЕКИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – БИБЛИОГРАФИЧЕС-КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОКАЗАНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОГНОЗИРОВА-НИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФ. – МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛУБОВ, ГОСТИНЫХ, РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОС-ТИ, ЛЕКТОРИЕВ И ДР.
СЕМЬЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИСПЫТЫВАЕТ ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАЗИРУЕТСЯ НА ГИПОТЕЗЕ НЕДОСТАТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. СУБЪЕКТ ЖАЛОБ - РЕБЕНОК. КОНСУЛЬТАНТ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ АНАЛИЗИРУЕТ СИТУАЦИЮ, НАМЕЧАЕТ ПРОГРАММУ МЕР. ХОТЯ САМ РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКРЫТО НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ. ПЕДАГОГ, СОЦПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ ОРИЕНТИРУЕТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОДИТЕЛЯ, СКОЛЬКО НА УНИВЕРСАЛЬНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ.
МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПРЕДПОЛОЖЕНИИ ДЕФИЦИТА У РОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О РЕБЕНКЕ ИЛИ О СВОЕЙ СЕМЬЕ. ОБЪЕКТ ДИАГНОСТИКИ - СЕМЬЯ, ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕШЕНИЯ.
МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЕТСЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВНЕШНИХ СИЛ.
МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО В ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ЛЕЖАТ БОЛЕЗНИ. ЗАДАЧА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - ДИАГНОЗ, ЛЕЧЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ЗДОРОВЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ К БОЛЬНЫМ.
МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ) МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЛЕЖАТ В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ, ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ, ПСИХОДИАГНОСТИКУ ЛИЧНОСТИ, ДИАГНОСТИКУ СЕМЬИ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ И ПРИЧИН ЕГО НАРУШЕНИЯ.
ЗАДАЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»: - ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ; - ПОКАЗ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА; - ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ; - ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ РЕБЕНКА; - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕРСПЕКТИВАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (АЛЬТЕРНАТИВЫ); - РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНЫХ МЕР ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ; - ПОМОЩЬ В РАЗРЕШЕНИИ ВСЕХ ТИПОВ КОНФЛИКТОВ РЕБЕНКА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: СОВЕТ ОУ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ, ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ, КОРРЕКЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ И ДР.
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НЕАДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ВОВЛЕЧЕНИЕМ ИХ В РАННЮЮ НАРКОТИЗАЦИЮ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ: СЕМЬЯ, ОУ, ДОСУГ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РАЗВИТИЕ ОСОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА В НЕОБХОДИМОСТИ ЗАНЯТЬ ОТВЕТСТВЕННУЮ И ДЕЯТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ОТНОШЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕМЬЕ НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СИСТЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД , ОСНОВАННЫЙ НА ПРИНЦИПАХ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВСЕХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ - КАК ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ТАК И ОБЩЕСТВЕННЫХ - ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ, КОРРЕКЦИОННОЙ, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА», А ТАКЖЕ С ИХ СЕМЬЯМИ.