О психолого - педагогическом сопровождении младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Каким ученик приходит в школу? На каком уровне развития находится его интеллектуально-познавательная сфера? Нередки случаи, когда поступающий в школу ребенок не готов к новой деятельности. Сегодня все больше детей приходит в школу с ослаб­ленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия. Учителя начальных классов нашей школы в течение последних лет отмечают устойчивую тенденцию увеличения количества учащихся с трудностями в обучении, вызванными, в первую очередь, недостаточным уровнем их личностно-когнитивного развития. Предметная подготовка к школе считается многими родителями приоритетной по отношению к общей готовности ребенка к обучению. В школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением. Налицо противоречие, определившее проблему, над которой предстояло работать: как в условиях школы оказать необходимую психологическую помощь ученикам, чтобы устранить перечисленные выше трудности.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников связано и с проблемой обеспечения непрерывности образования  в детском возрасте, что обусловлено возрастанием явлений школьной  дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем над ходом  и динамикой психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

О психолого - педагогическом сопровождении младших школьников в рамках внедрения ФГОС

М.С. ПОМЕЩИКОВА, педагог-психолог, школа № 2, г. Суздаль

Практическая значимость

Каким ученик приходит в школу? На каком уровне развития находится его интеллектуально-познавательная сфера? Нередки случаи, когда поступающий в школу ребенок не готов к новой деятельности. Сегодня все больше детей приходит в школу с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия. Учителя начальных классов нашей школы в течение последних лет отмечают устойчивую тенденцию увеличения количества учащихся с трудностями в обучении, вызванными, в первую очередь, недостаточным уровнем их личностно-когнитивного развития. Предметная подготовка к школе считается многими родителями приоритетной по отношению к общей готовности ребенка к обучению. В школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением. Налицо противоречие, определившее проблему, над которой предстояло работать: как в условиях школы оказать необходимую психологическую помощь ученикам, чтобы устранить перечисленные выше трудности.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников связано и с проблемой обеспечения непрерывности образования  в детском возрасте, что обусловлено возрастанием явлений школьной  дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем над ходом  и динамикой психического развития детей. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость поиска такого содержания, которое позволит учителю (педагогу) осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога и педагога.

Методологическую основу опытной работы в названном выше направлении составили общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова,  Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

Определяющим в рамках этого опыта выступал субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн), согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных возможностей. Важнейшим положением этого подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. С этих позиций, отражающих главную сущностную характеристику личностно-ориентированной гуманистической парадигмы современного образования, психолого-педагогическое сопровождение  младших школьников  рассматривается как непрерывный процесс создания условий для эффективного саморазвития личности учащихся путем формирования у них механизмов самообучения и самовоспитания. С учетом вышеизложенного, основными направлениями деятельности учителя и психолога становится просветительская и превентивная работа с ребенком, позволяющая сделать его действия эффективными применительно к его жизненному опыту.

Всесторонний анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения  младших школьников,  которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися.   Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся первой ступени образования представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.). Необходимо отметить, что единой концепции сопровождения до сих пор окончательно не сложилось.

Наша работа не содержит принципиально новых открытий. Она носит экспериментальный характер и заключается в том, что опираясь на различные концепции, в МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» была выстроена система работы  по психологическому и педагогическому сопровождению учащихся первой ступени образования.

Педагогическая диагностика включает в себя: входящие диагностики (начало I класса - готовность к школьному обучению; овладению грамотой и математикой); итоговые диагностики (конец I класса и первое полугодие II класса)  проверочные работы по предметам.

Педагогическая диагностика проводится для выяснения учителем готовности к школе и предполагает два этапа. Первый - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью ребенка и сам записывает его  устные ответы. Преимущество группового обследования состоит не только в значительной  экономии времени, но и в том, что мы имеем возможность  понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей. В тоже время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком.

После проведения групповой работы появляются данные об уровне развития у каждого ребенка: пространственного восприятия; зрительного восприятия; представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания; умения сравнивать два множества по числу элементов; умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация; сформированности фонематического слуха и восприятия; предпосылок к успешному овладению звуковым анализом; мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.

Но данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, поэтому на следующий день проводится индивидуальная встреча для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам. В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок. Результатом фронтального и индивидуального обследований детей является заполнение бланков обследования. Эта информация помогает учителю с первых дней обучения осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия «секретов» взаимоотношений с каждым школьником. В дальнейшем необходима тесная связь с родителями, систематические  индивидуальные беседы и помощь учащимся, что, как показал наш опыт, приводит к положительным результатам, которые видны в последующих наблюдениях.

В проведенном мониторинге образовательных достижений учащихся пилотных I классов и итоговых проверочных работ за 2-ое полугодие II класса наблюдается дальнейший рост  всех показателей развития личности каждого учащегося, входящих в основу формирования универсальных учебных действий, как личностных и познавательных, так коммуникативных и регулятивных. А их развитие заложено в системе общего образования и отвечает новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

Наряду с педагогической, как уже было сказано выше, проводилась и психологическая диагностика. Она включала в себя входящие диагностики (начало I класса) по проверке уровня развития познавательных процессов, определение уровня адаптации (школьной тревожности), мотивации учения, оценку интеллектуального уровня. Итоговые психологические диагностики (конец I класса и 1-ое полугодие II класса)  это определение уровня мотивации учения и оценка интеллектуального уровня. Для психологической диагностики были использованы:

1. Диагностика готовности к школьному обучению. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов (уровень развития познавательных процессов).

Прогрессивные матрицы Равена. Диагностика готовности к школьному обучению. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов (оценка интеллектуального уровня).

Диагностика школьной адаптации. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Рисуночная проективная методика, предназначенная для диагностики уровня школьной тревожности учащихся 6-9 лет. Методика Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе» (определение уровня адаптации и школьной тревожности, мотивации учения).

Методика «Беседа о школе» (определение уровня мотивации учения) (II класс).

Проанализировав результаты исследования, педагогом-психологом были разработаны коррекционно-развивающие занятия, направленные на обеспечение успешности адаптации к школьному обучению (I класс) и коррекцию и формирование интеллектуально-психических младшего школьника (II класс). Занятия построены по единой схеме работы с учениками: формирование понятия и потребности в овладении навыком; отработка умений и навыков; творческая работа учащихся.

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка ребенка. Основными задачами педагога-психолога на этом этапе являются: знакомство детей, снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного отношения к школе, повышение учебной мотивации. Занятия проходят один раз в неделю в течение первой четверти. Также проводятся консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезаптация и связанные с ней трудности в обучении», индивидуальные беседы с родителями на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу». Педагог-психолог выступает на первом родительском собрании по теме «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей). Кроме того проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, показавшими средний и низкий уровень адаптации.

Темы занятий: «Знакомство», «Я», «Семья», «Вместе веселее», «В мире эмоций», «Плохие и хорошие мысли».

Работа педагога-психолога во II классе рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств  школьников,         которые испытывают затруднения в обучении. Занятия проводятся один раз в неделю, в течение второй четверти.

Темы занятий: «Что помогает мне познавать окружающий мир?», «Мое внимание, память, мышление», заключительная игра-практикум «Путешествие в страну Познание».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. С. 41-61.

Битянова М.П. и др. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.

Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., Воронеж, 1998.

Готовность к школьному обучению. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Е. Журовой. М., 2005.

Занков Л.В. Развитие и обучение. М.: Педагогика, 1962.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - № 18. С.53-66.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М. Митиной М.2010

Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред.  В.В. Рубцова. М., 2010.

Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2010.

Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М.,2008.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.