Причины и типы нарушений поведения в дошкольном возрасте
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_tipy_narushenii_povedeniya_v_doshkolnom_vozraste.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми.
социальная дезориентация, негативное самопредъявление , уход от деятельности, агрессивное поведение детей, ложь и воровство. Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются:
Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. Причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Поведение такого ребенка характеризуется тем, что он «безобразничает», «хулиганит», не реагирует на запреты взрослых, не различает «свое и чужое» и др.
- четко формулировать требования; они должны быть просты и понятны ребенку; - использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления); - поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке; - разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем. В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:
Негативное самопредъявление - высокая потребность некоторых детей во внимании к себе (т.е. ярко выраженная демонстративность ). Его проявления служат одной из наиболее распространенных причин, вызывающих жалобы на дурное поведение. Предпосылкой для возникновения такого синдрома является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющаяся недостатком внимания.
Ярко выраженную демонстративность можно характеризовать как позицию ««ужасного» ребенка», «хулигана». Основной особенностью деятельности ребенка становится нарушение правил поведения. Негативное самоопределение складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.
. Основной принцип - четкое распределение, регуляция внимания к ребенку не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Необходимо отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. именно этого и добивается ребенок. Основной способ коррекции поведения такого ребенка - лишить его общения со сверстниками и на некоторое время со взрослым. Итак, во время скандала - холодность и равнодушие, чуть позже - тепло и внимание. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без внимания вообще. Лучше проявлять к нему внимание и заинтересованность, когда он ведет себя хорошо или несколько лучше, чем обычно. При правильном подходе к ребенку негативное самопредъявление хорошо поддается коррекции.
Агрессия -это склонность причинения другим морального или физического ущерба. А. Басе и А. Дарки выделяют пять видов агрессии:
1)физическая (физические действия против кого-либо)
2)вербальная (угрозы крики, ругань и пр .)
3)косвенная - направленная (сплетни, злоба, шутки) или ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.)
4) раздражение (вспыльчивость, грубость )
5)негативизм (оппозиционная мера поведения )
- введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют осуществлять ребенку задуманное или реализовать свои желания; - недостаточная произвольность и осознанность поведения либо эмоциональных нарушений; - наследственно-характерологические факторы (предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное , эпилиптоидное аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников); - некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга (минимальная мозговая дисфункция, травмы головного мозга и др.); - влияние социального окружения (семья, окружающие дети, средства массовой информации). Причинами , влияющими на проявление агрессии являются:
наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии . Эффективными методами является проигрывание ситуаций с последующим анализом; использование рисуночных методик; песочная терапия (игры с песком и водой); работа с мягким материалом (тестом, глиной, пластилином, где разрешается все - лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки); использование воды для снятия напряжения (купание, обливание, сбивание шариков, плавающих в воде, потопление кораблика, сбивание игрушки струей воды и т.д.); беседы с детьми о физических ощущениях агрессии. Коррекция агрессивного поведения ребенка