Овладение техниками саморегуляции, управления собственным телом

Карпенко Елена Владимировна

Небольшое тренинговое занятие для подростков, направленное на овладение техниками саморегуляци, управления собственным телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Овладение техниками саморегуляции, управления собственным телом»

Цель – расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».

Задачи:

- описать варианты изменения телесного облика;

- моделирование ситуации изменения образа тела;

- актуализация выбора индивидуального решения.

Упражнение «Весы»

(10 минут)

Цель – избавиться от лишних движений.

Давайте выберем одного представителя, посовещайтесь.

Как вы думаете, сколько весить… . Напишите на листочке, никому не показывайте.

… сядьте на стул и поставьте ноги на весы. Посмотрите и запишите сколько килограмм показывают весы. Теперь вставайте, а мы следим и записываем изменения стрелки. (Покажите, сколько вы написали)

Возникает вопрос: «Почему такое происходит? Как вы думаете?»

Хорошо. А как вы думаете, можно ли встать так, чтобы стрелка минимально отклонилась? Чтобы весы показали ваш истинный вес, с минимальным отклонением?

Да, это возможно. Но к этому нужно стремиться. Мы в своей жизни делаем очень много ненужных движений, тратим на это очень много энергии.

Древний человек такого не делал, он не тратил зря энергию. Когда у вас контрольная, важный ответственный момент в жизни, вы начинаете переживать, тратите энергию зря. А все происходит из-за того, что мы не владеем своим телом. с помощью этого упражнения мы с вами научимся контролировать свое тело, владеть им. Это очень важно, ведь вам на следующий год сдавать экзамены, чтобы у вас на все хватило сил.

Теперь вы …, попробуйте встать без весов, а мы все понаблюдаем. Что происходит, посмотрите? Какое движение бессмысленно? Почему участвуют руки? ...

Как вы думаете, сколько весит ваша мысль, весит ли она вообще?

Вы … думали о том, что нужно встать, постарайтесь встать без мысли о том, что вам нужно встать. Постарайтесь встать не думая о том, что вы встаете. А теперь с весами, мы смотрим (стрелка двигается меньше).

Теперь ответьте, какая часть вашего тела самая тяжелая? (зад).

Сядьте на краешек стула (поза кучера), руки на коленях. Что сейчас напряжено? (шея). Попробуйте встать.

Смотрите, что происходит, ноги готовы встать, а голова – нет. Голова на ровне с туловищем, не наклоняется, встаем, смотрим на весы.

Руками не машем, голова не наклоняется, не двигается.

Что происходит, смотрите, стрелка двигается еще меньше.

Что же произошло, у нас опустился центр тяжести и мы с ним боремся, тратим энергию зря. Теперь вы это знаете.

Это тоже самое, что и орфография. Раньше мы не умели писать правильно, но когда выучили правила, то стали писать автоматически, не задумываясь.

Давайте дальше продолжим узнавать свое тело и выполним еще одно упражнение.

Осознование через движение по Фельденкрайзу

(5 минут)

Был такой человек – Фельденкрайз, он был физиком по образованию, однажды он повредил ногу и разработал упражнение, в основу которого лег принцип естественного движения маленьких детей.

Замечали ли вы как движутся маленькие дети? Движения ребенка грациозны и очень экономичны, хотя и выглядят хаотично. Мы тоже так раньше двигались, но со временем потеряли естественность движений, как же нам их вернуть? Нужно по миллиметрам наращивать изменения, нужно работать над собой пол года и больше. Это очень медленная работа, работа с телом, освобождение от страхов, расширение сознания. Мы сжимаемся и наши движения становятся неадекватными ситуации.

Давайте попробуем поработать с телом: ноги на земле, не двигаются, зафиксировались на стуле.

Не шевеля ничем, максимально отведите глаза влево и зафиксируйте взгляд, отметьте границу. Вернулись назад. Теперь тоже самое движение, но кроме глаз поворачиваем очень медленно влево голову. Зафиксировали точку и вернулись назад. Теперь тоже самое, но присоединили еще и плечи. Зафиксировали точку и вернулись назад. Мы все делаем очень медленно. Тоже самое, но включаем в этот процесс и бедра, только бедра, ноги стоят на месте. Фиксируем точку и возвращаемся назад. Теперь тоже самое, но только поворачиваем влево лишь одни глаза, фиксируем точку и возвращаемся на место.

Затем нужно проделать тоже самое, только в другую сторону.

Обратите внимание, изменилась ли граница? Она увеличилась. А что изменилось?

Мы постепенно включили тело …. и увеличили поле зрения в 2,5 раза.

Не у всех это получается с первого раза, нужно проделать это упражнение несколько раз.

Проводя этот эксперимент, Фельденкрайз узнал, на сколько у нас у всех искажено представление о себе, о своем теле, своих возможностях. При этом ошибки между реальностью и тем, что мы думаем, чувствуем может доходить до 100% и больше.

Упражнение

(5минут)

Ноги на полу, глаза закрыты:

а) большим и указательным пальцем покажите величину вашего рта, замеряйте левой рукой. Подносите ко рту, глаза закрыты, а теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга;

б) двумя руками покажите ширину своих плеч с закрытыми глазами. Замрите, откройте глаза, посмотрите друг на друга. (Можно замерить линейкой)

Что происходит, почему так получается? Все просто, мы смотрим на свой образ, а не на свое реальное тело. Этот механизм у нас закрепляется.

Скажите, чем мы с вами сегодня занимались? Мы расширяли свой опыт взаимодействия с телесным образом «Я», раскрывали свой потенциал, свои возможности. (цель была достигнута)

Мои рекомендации: попробуйте в течение месяца использовать эти упражнения, вы заметите, как измениться ваша самооценка, вы сами немного изменитесь.

А теперь давайте поаплодируем себе за то, как мы сегодня замечательно потрудились.