Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я".
Проработанный материал отлично подходит для быстрой подготовки к уроку и отчёту о проделанной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya_1_klass_programma_vosstanovlen.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
«___» _____________________
Директор Фомченкова А.В.
Московская область Раменский район
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
комплексная
(тип программы: комплексная/тематическая)
Психология в начальной школе «Тропинка к своемя «Я»»
на основе программы О.В.Хухлаевой
(наименование)
2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
6,5 - 8 лет
(возраст обучающихся)
Егорова Марина Геннадьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я »
1 класс
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………………….3
- Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………5
- Содержание основных тем занятий ………………………………………………………………………..6
- Ожидаемый результат ……………………………………………………………………………………..14
- Список используемой литературы …………………………………………………………………….….15
ПОЯСНИТЕЛТНАЯ ЗАПИСКА
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов и учителей начальных классов по адаптации первоклассников О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», издательство «Генезис», 2008г.
Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности.
Задачи
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
- Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
- Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.
Методы и приемы
- Игры - коммуникации.
- Игры – релаксации. Музыка.
- Сказки.
- Рисование.
- Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1. | Я – школьник. Знакомство. Введение в мир психологии. | 1 |
2. | Как зовут ребят моего класса. | 1 |
3. | Зачем мне нужно ходить в школу. | 1 |
4. | Мой класс. | 1 |
5. | Какие ребята в моём классе. | 1 |
6. | Мои друзья в классе. | 3 |
7. | Мои успехи в школе. | 1 |
8. | Моя «Учебная сила». | 1 |
9. | Мои чувства. Радость. Что такое мимика. | 2 |
10. | Жесты. | 1 |
11. | Радость можно передать прикосновением. | 2 |
12. | Грусть. | 1 |
13. | Страх. | 4 |
14. | Гнев. С какими чувствами он дружит. | 2 |
15. | Обида. | 1 |
16. | Разные чувства. | 1 |
17. | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | Общее количество часов. | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Я - школьник.
Цели:
- содействовать осознанию позиции школьника;
- способствовать формированию дружеских отношений в классе;
- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.
- Знакомство. Вступительное слово психолога.
- Игра «имя оживает».
- «Ласковое имя».
- «Рисунок имени».
- Рефлексия занятия.
Занятие 2. Как зовут ребят моего класса.
- «Ролевая гимнастика». Разминка.
- «Мое имя».
- «Имя начинается с буквы…»
- «Имя соседа».
- «Я – солнышко».
- «Нарисуем имя мамы».
Занятие 3. Зачем мне нужно ходить в школу.
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- Игра «Закончи предложения».
- Игра «Какой урок важнее?».
- Работа со сказкой. «Про Колю».
- Рисунок «Я в школе».
- Рефлексия занятия.
Занятие 4. Мой класс.
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- Игра «Сколько в моем классе,..?»
- «Какого цвета?».
- «Буратино хочет в школу».
- « Буратино хочет к нам в гости».
- «Буратино проголодался».
- Работа со сказкой «Два города».
- Рефлексия занятия.
Занятие 5. Какие ребята в моем классе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- «Сколько в моем классе...?».
- Игра «Закончи предложения».
- «Мы».
- «Вспомним хорошие поступки».
- «Мы любим».
- Работа со сказкой «Кто самый лучший».
- Рефлексия занятия.
Занятие 6. Мои друзья в классе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- «Кто умеет хорошо...».
- «Закончи предложение».
- «Тропинка к сердцу».
- «Портрет моего друга».
- Работа со сказкой «Про Белоцветик».
Занятие 7. Мои друзья в классе (продолжение).
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- «Изобрази предмет».
- «Буквы на спине».
- «Спасибо, что помог».
- «Ниточка тепла».
- Работа со сказкой «Фло».
- Рефлексия занятия.
Занятие 8. Мои друзья в классе (продолжение).
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- «Закончи предложение».
- «Как можно помириться».
- «Да».
- «У кого самое лучшее зрение».
- Работа со сказкой «Снежинка».
Занятие 9. Мои успехи в школе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика».
- Игра «Закончи предложения».
- Игра «Буратино забыл все слова».
- Игра «Мне помогли».
- «Считалочка».
- Работа со сказкой «Яшок и «звёздная болезнь».
- Рефлексия занятия.
Занятие 10. Моя «учебная сила».
-Разминка «Ролевая гимнастика».
- «Я тоже».
- «Встаньте, у кого это есть».
- «Главная учебная сила».
- Работа со сказкой «Козлёнок Хрюпиграф».
- Рефлексия занятия.
Тема 2. Мои чувства.
Цели:
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувства других людей;
- помочь детям осознать относительность оценки чувства других людей;
- способствовать снижению уровня страхов
Занятие 11. Радость. Что такое мимика.
- Разминка. «зайчик рассмеялся – зайчик испугался».
- Игра «Раз, два, три, позу за мной повтори».
- Игра «Закончи предложения».
- Игра «Зоопарк».
- «Рисунок радости».
- Рефлексия занятия.
Занятие 12. Радость. Как доставить радость другому человеку.
- Разминка «Угадай, где я иду?»
- Игра «Превратись в животное».
- Кричалка «Я очень хороший».
- «Как доставить радость другому человеку».
- Игра «Собираем добрые слова».
- Игра «Скажи мишке добрые слова».
- Рефлексия занятия.
Занятие 13. Жесты.
- Разминка «Угадай, где я иду?».
- Игра «Радость модно выразит жестом».
- Игра «Передай сообщение».
- Игра «Объясни задание».
- Работа со сказкой « Когда молочные зубы сменились постоянными».
- Рефлексия занятия.
Занятие 14. Радость можно передать прикосновением.
- Разминка «Муха»
- Превратись в животное.
- Игра «Фотоохота»
- «Радость можно передать прикосновением».
- Игра «Котенок».
- Работа со сказкой «О муравьишке, который пошёл в школу».
- Рефлексия занятия.
Занятие 15. Радость можно подарить взглядом.
- Разминка. «Мысленная картинка».
- «Врунишка».
- «Радость можно подарить взглядом».
- Работа со сказкой «Нужная вещь».
Занятие 16. Грусть.
- Разминка «Покажи профессию».
- Игра «Скажи да и нет».
- «Закончи предложение».
- «Грустные ситуации».
- Игра «Котенок загрустил».
- Работа со сказкой «Сказка про котёнка Ваську».
- Рефлексия занятия.
Занятие 17. Страх.
- Разминка «Дотроньтесь до …»
- «Мысленная картинка».
- Игра «Покажи страшилку».
- Работа со сказкой «Девочка с мишкой» и «Темноландия».
- Рефлексия занятия.
Занятие18. Страх, его относительность.
- Разминка «Неопределённые фигуры».
- «Конкурс пугалок».
- «Чужие рисунки».
- «Закончи предложение».
- Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас».
Занятие 19. Как справиться со страхом.
- Разминка. «Страшные персонажи телеэкрана».
- «Придумай веселый конец».
- «Картинная галерея».
- Работа со сказкой «Маленькая луна».
- Рефлексия занятия.
Занятие 20. Страх и как его преодолеть.
- Разминка. «Почему подрались дети».
- «Испугаем по-разному».
- «Страшная маска».
- Работа со сказкой «Сказка звёзд».
Занятие 21. Гнев. С какими чувствами он дружит?
- Разминка. «Художники».
- «Попугай».
- Игра «Покажи дневник маме».
- Работа со сказкой « О мальчике Серёже, который всего боялся, и потому дрался» и « Как ромашки с васильками поссорились».
- Рефлексия занятия.
Занятие 22. Может ли гнев принести пользу?
- Разминка. «Черная рука-белая рука».
- «Разозлились-помирились».
- «Закончи предложение».
- Работа со сказкой «О путнике и его беде».
- Рефлексия занятия.
Занятие 23. Обида.
- Разминка «Массаж чувствами».
- «Пусть всегда будет».
- Игра «Весеннее настроение».
- «Какая у меня обида».
- «Напрасная обида».
- Работа со сказкой «Обида».
- Рефлексия занятия.
Занятие 24. Разные чувства.
- Разминка «Попугай».
- Игра «Покажи дневник маме».
- Игра «Шурум – бурум».
- Игра «Море волнуется».
- Игра «Волны».
- «Закончи предложение».
- «Ожившее чувство».
- Рисунок чувств.
- Рефлексия занятия.
Занятие 25. Итоговое.
- Вспоминаем полюбившиеся упражнения.
- Вспоминаем сказки.
- Психологический портрет.
- Рефлексия.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.
Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2», 2004. – 456с.