Консультация для педагогов

Доровских Оксана Дмитриевна

 

Дезадаптированный ребенок не может полноценно развивать свой личностный, физический, интеллектуальный потенциал. Критерии дезадаптации:  агрессия по отношению к людям и вещам,  чрезмерная подвижность,  постоянные фантазии,  чувство собственной неполноценности, упрямство,  неадекватные страхи,  сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе,  неуверенность в принятии решения,  повышенная возбудимость и конфликтность,  частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других,  лживость,  заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство,  достижения ниже норм хронологического возраста,  завышенная самооценка,  постоянные побеги из школы или дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей,  энурез,  лицевые тики и (или) гримасничанье, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Задача педагогического наблюдения и психологического сопровождения должна быть ориентирована на раннее выявление факторов риска возникновения дезадаптации, первопричин нарушения социализации детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konsultacii_po_dezadaptacii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Цель  – выявление сущности факторов дезадаптации и определение этапов деятельности педагогов, направленной на обеспечение эффективной адаптации  учащихся к социальной среде.

Задачи:

1. Актуализировать  проблему дезадаптации  и  факторов, способствующих дезадаптационному развитию    ребенка.

2.Классифицировать факторы дезадаптации.

3.Определитьнаправления  психолого-педагогическая сопровождения  по выявлению факторов , способствующих дезадаптации учащихся.

Ход консультации:

1. Знакомство педагогов с теоретическим  материалом :

 « Проблема  дезадаптации  и классификация факторов, способствующих дезадаптационному развитию   ребенка»

 (Материал представлен в виде мультимедийной презентации, приёмы общения с педагогами- мозговой штурм, дискуссия в ходе консультации).

2. Групповая работа по теме:

«Направления  психолого-педагогического сопровождения  по выявлению факторов, способствующих дезадаптации учащихся»

3.Подведение итогов, рефлексия встречи

(участники консультации получают памятки с классификацией факторов, способствующих дезадаптации учащихся)

Теоретический материал:         

 Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили...
Поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети —
Просто им вовремя не помогли.

(Из размышлений…)

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы последнего десятилетия показывает, что термин " дезадаптация"  означает нарушение социализации, которое у учащихся проявляется в основных сферах их  жизнедеятельности: в семье, в школе, в сфере общения.

 Дезадаптированный ребенок не может полноценно развивать свой личностный, физический, интеллектуальный потенциал. Критерии дезадаптации:  агрессия по отношению к людям и вещам,  чрезмерная подвижность,  постоянные фантазии,  чувство собственной неполноценности, упрямство,  неадекватные страхи,  сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе,  неуверенность в принятии решения,  повышенная возбудимость и конфликтность,  частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других,  лживость,  заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство,  достижения ниже норм хронологического возраста,  завышенная самооценка,  постоянные побеги из школы или дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей,  энурез,  лицевые тики и (или) гримасничанье, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.  Задача педагогического наблюдения и психологического сопровождения должна быть ориентирована на раннее выявление факторов риска возникновения дезадаптации, первопричин нарушения социализации детей. Поэтому мы задумались в первую очередь  о семье ребенка, первом и наиболее важном институте социализации, её роли в приспособлении ребенка  к новым социальным условиям.

Семейные отношения в силу своей многосторонности и глубины воздействия на развитие личности занимают особое место в возникновении дезадаптации. Неполная семья, неправильное воспитание, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных, кризисные явления в семье – все эти факторы влияют на детей, их социализацию в  обществе, их адаптацию.

        Остановимся подробнее на ситуациях, которые в совокупности своей, приводят к дезадаптационному развитию личности ребенка.

Аномальные отношения в семье - это неблагоприятные модели отношений  в рамках семьи, которые оказывают негативные воздействия  на социальное, когнитивное, эмоциональное развитие ребенка.

Виды аномальных отношений:

1.Недостаточность эмоционального тепла в отношениях (значительная недостаточность позитивных чувств в отношении ребенка: нет теплоты в интонации голоса, отсутствуют ласковые прикосновения при общении с ребенком). Недостаточность позитивных чувств не стоит путать  с присутствием негативных эмоции, т.к. родитель обычно относящийся к своему ребенку с теплотой может критически оценить его поведение. Недостаточность позитивных чувств  проявляется в речи взрослых, когда они рассказывают о своем ребенке, его положительных качествах без гордости, одобрения, а о проблемах – без сочувствия, озабоченности.

Какие проявления аффективного тона в общении между родителем и ребенком вы можете заметить?

  • Беседуя с ребенком родитель говорит, не проявляя чувств, или пытается «отделаться» от общения с ним
  • У родителя отсутствует интерес к успехам, деятельности ребенка
  • Отсутствует у родителя сочувствие к трудностям ребенка
  • Родитель очень редко хвалит и подбадривает ребенка
  • Возникновение тревоги у ребенка воспринимается с раздражением, или требованием хорошо себя вести

2.Конфликтные отношения между взрослыми в семье находят отражение в явных, частых ссорах, перебранках, вербальном или физическом насилии.

Существуют различные формы проявления разногласии, но аномальными следует считать, если ситуации:

  • Приводят к длительной потере контроля
  • Связаны с генерализацией враждебных, негативных чувств
  • Ситуации сопровождаются драками, побоями
  • Завершаются уходом одного из членов семьи

3.Враждебное отношение к ребенку, присвоение ему роли «козла отпущения».

Ведущим критерием для оценки таких отношений является отведение роли «виноватого» : ребенка незаслуженно обвиняют, унижают, ставят в вину любые проблемы, возникающие в доме, приписывают ребенку отрицательные характеристики, прослеживается тенденция «придирок».

4.Физическое насилие: оценка физического насилия включает случаи, когда ребенок получает телесные повреждения и степень тяжести повреждений требует медицинской помощи. Физическое насилие может являться следствием телесного наказания, слишком далеко зашедшего взрослого из-за потери самоконтроля.

Психические расстройства, отклонения у родителей – это расстройства у членов семьи, способные оказать неблагоприятные воздействие на ребенка  и обусловить риск развития у ребенка психического или поведенческого отклонения.

Признаки негативного влияния психического расстройства или стойкого нарушения поведения у родителя на ребенка:

  • Наличие ситуаций, где ребенок подвергается унижению из-за проблемы, имеющейся у родителя
  • Неадекватность заботы или надзора со стороны больного родителя
  • Конфликты или эмоциональное напряжение в семье
  • Ограничение социальной жизни ребенка
  • Возложение на ребенка ответственности, не соответствующей возрасту

Неадекватное или искаженное общение в семье

Неоднократно отмечено, что нарушение  внутрисемейного общения обуславливает риск развития отклонения поведения.

Признаки искаженного внутрисемейного общения:

  • Бесплодные ссоры, не приводящие к конструктивному, продуктивному решению, согласию
  • Регулярные попытки справится с семейными трудностями путем отказа от их разрешения, обсуждения
  • Произнесение длинных речей при отсутствии реакции на то, что говорят другие члены семьи
  • Отчетливое противоречие между вербальным  содержанием и эмоциями родителя

Аномальные качества воспитания

В норме родители обеспечивают адекватность личностного развития, здоровья, обучения, досуга ребенка.

К аномальному качеству воспитания относят:

1.Гиперопека- выраженный контроль над деятельностью ребенка, не соответствующий  уровню его  развития   и  вырабатывающем у него зависимость и  черты инфантильности.

Проявляется аномальность воспитания в следующем:

  • Ограничение способов проведения свободного времени и развлечений, за исключением проводимых с родителем либо под его надзором  или присмотром                      (провожают на музыку по лестнице)
  • Чрезмерный контроль дружеских отношений, устанавливаемых ребенком
  • Исключительное поощрение видов деятельности, осуществляемых ребенком совместно с родителем
  • Запрещение ребенку принимать собственное решение
  • Постоянная опека  и защита ребенка, из-за чего ему редко приходится самостоятельно преодолевать социальные трудности
  • Одевание и купание ребенка в возрасте, в котором ему положено самостоятельно справляться с этими действиями
  • Укладывание спать вместе с собой
  • Аномальная готовность обращаться к врачам, создание для ребенка постельного режима                        (пример  у Мар Алексан)
  • Лишение ребенка возможности заниматься обычными и посильными видами спорта в связи с предполагаемым риском

Гиперопека- это лишение возможности независимого поведения!

2.Неадекватный родительский надзор выражается  в неэффективности контроля  за деятельностью ребенка .  

По мере взросления ребенка  родителям  необходимо изменять  степень контроля  в зависимости от накопления опыта, развития способностей и зрелости ребенка для обучения принятию  ответственности и избегания риска попадания в психологически опасные ситуации.

Признаки неадекватного родительского  контроля:

  • Родители не знают, чем занимается их ребенок и где находится
  • Стратегии контроля нерегулярные и некачественные
  • Отсутствие беспокойства и принятия мер, когда известно , что ребенок находится в СОП             ( пример с Голубцовой)

3.Семейная депривация- недостаточность  взаимодействия ребенка с родителями, членами семьи  в областях речевой, социальной, моторной активности, которая  вызвана ограничением, запретом или бездействием родителей.

Семейная депривация проявляется в :

  • Недостаточности общения и игр родителей с ребенком ( родители редко читают ребенку или слушают как он читает, не играют с детьми, игнорируют обращения ребенка, рано укладывают спать, часто оставляют дома одного)

Аномалия ближайшего окружения –психосоциальная ситуация окружения ребенка, создающая риск развития у него поведенческих отклонений.

Признаки:

  •  Воспитание в детском доме
  • Воспитание другими родственниками вместо родителей
  • Воспитание одним родителем
  • Воспитанием мачехой, отчимом
  • Воспитание в семье, где отсутствуют устойчивые отношения  и совместное проживание (пара сходится и расходится)

Неблагоприятные события в жизни.

Внезапные жизненные события с высокой степенью вероятности предрасполагают  к возникновению психических нарушений  у ребенка, или приводят к длительному снижению самооценки ребенка. Кроме того, переживания чрезмерного страха или унижения могут вести к долговременным последствиям.

Группа событий жизни, объединенных способностью  создавать риск возникновения  психических нарушений:

1.Утрата в детстве отношений любви и привязанности ( смерть родителя или другого члена семьи, развод родителей, отъезд  на работу в другой город )

2.Изъятие из семьи, создающее значительную угрозу.

Социальные стрессовые события

Чувство собственной ценности, достоинства является важной частью адаптивного развития личности, и значительное снижение самооценки  представляет собой  серьезный стресс, обуславливающий опасность.

К стрессовым событиям относят:

1.Появление нового члена в семье, негативные изменения модели отношений ребенка в семье из-за этого факта ( рождение ребенка, повторный брак)

2.События,обусловившие утрату чувства собственного достоинства и ведущие к негативной оценке ребенком своей личности

  • Неудача в осуществлении важной задачи, к выполнению которой ребенок прилагал значительные условия
  • Раскрытие личной или семейной тайны, воспринятой ребенком как постыдной
  • Серьезное унижение в присутствии других людей
  • Утрата доверия к близкому человеку

3.Переживание сильного страха (участник несчастного случая,  ощущения сильной и продолжительной боли, наличие высокой вероятности повторение эпизода (издевательство в семье, рядом с домом).

Хронический стресс, связанный с учебой

1.Конфликтные отношения отвержения со стороны сверстников:

  • -неоднократные мучения, оговоры,оскорбления
  • -неоднократные угрозы и запугивания
  • -принуждения совершать проступки против своей воли
  • -вымогательство
  • -активное отвержение, игнорирование  или изоляция со стороны сверстников

2.Нарушение общения с педагогами:

  • -негативное отношение взрослого отчетливо аномально по форме и степени выраженности,оно сосредоточено на личности и длительно и постоянно при всех формах поведения ребенка
  • -неоправданная тенденция обвинять ребенка в проблемах и трудностях
  • -неоднократная чрезмерная критика, унижающая его личность, обобщающая прошлые провинности и включающая ожидание будующих поступков
  • -общей тенденцией приписывать ребенку негативные характеристики
  • -отчетливой тенденцией «придираться» к ребенку  или затевать ссоры ,если взрослый чем-то расстроен, раздражен  или  находится в плохом настроении
  • -несправедливое отношение к ребенку по сравнению с другими детьми

Знание ситуации развития каждого учащегося даёт возможность оценить факторы риска дезадаптации, своевременно провести профилактическую работу с участниками учебно-воспитательного процесса с целью предотвращения аномального развития личности .

Групповая работа :

« Направления  психолого-педагогического сопровождения  по выявлению факторов , способствующих дезадаптации учащихся»

1.Обсуждение сопровождения учащихся по  выявлению факторов, способствующих  дезадаптационному развитию личности ребенка

2. Обмен педагогическим опытом  по теме консультации.

3. Подведение итогов.