Консультация для педагогов
Дезадаптированный ребенок не может полноценно развивать свой личностный, физический, интеллектуальный потенциал. Критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже норм хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из школы или дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики и (или) гримасничанье, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Задача педагогического наблюдения и психологического сопровождения должна быть ориентирована на раннее выявление факторов риска возникновения дезадаптации, первопричин нарушения социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konsultacii_po_dezadaptacii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Цель – выявление сущности факторов дезадаптации и определение этапов деятельности педагогов, направленной на обеспечение эффективной адаптации учащихся к социальной среде.
Задачи:
1. Актуализировать проблему дезадаптации и факторов, способствующих дезадаптационному развитию ребенка.
2.Классифицировать факторы дезадаптации.
3.Определитьнаправления психолого-педагогическая сопровождения по выявлению факторов , способствующих дезадаптации учащихся.
Ход консультации:
1. Знакомство педагогов с теоретическим материалом :
« Проблема дезадаптации и классификация факторов, способствующих дезадаптационному развитию ребенка»
(Материал представлен в виде мультимедийной презентации, приёмы общения с педагогами- мозговой штурм, дискуссия в ходе консультации).
2. Групповая работа по теме:
«Направления психолого-педагогического сопровождения по выявлению факторов, способствующих дезадаптации учащихся»
3.Подведение итогов, рефлексия встречи
(участники консультации получают памятки с классификацией факторов, способствующих дезадаптации учащихся)
Теоретический материал:
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили...
Поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети —
Просто им вовремя не помогли.
(Из размышлений…)
Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы последнего десятилетия показывает, что термин " дезадаптация" означает нарушение социализации, которое у учащихся проявляется в основных сферах их жизнедеятельности: в семье, в школе, в сфере общения.
Дезадаптированный ребенок не может полноценно развивать свой личностный, физический, интеллектуальный потенциал. Критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже норм хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из школы или дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики и (или) гримасничанье, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой. Задача педагогического наблюдения и психологического сопровождения должна быть ориентирована на раннее выявление факторов риска возникновения дезадаптации, первопричин нарушения социализации детей. Поэтому мы задумались в первую очередь о семье ребенка, первом и наиболее важном институте социализации, её роли в приспособлении ребенка к новым социальным условиям.
Семейные отношения в силу своей многосторонности и глубины воздействия на развитие личности занимают особое место в возникновении дезадаптации. Неполная семья, неправильное воспитание, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных, кризисные явления в семье – все эти факторы влияют на детей, их социализацию в обществе, их адаптацию.
Остановимся подробнее на ситуациях, которые в совокупности своей, приводят к дезадаптационному развитию личности ребенка.
Аномальные отношения в семье - это неблагоприятные модели отношений в рамках семьи, которые оказывают негативные воздействия на социальное, когнитивное, эмоциональное развитие ребенка.
Виды аномальных отношений:
1.Недостаточность эмоционального тепла в отношениях (значительная недостаточность позитивных чувств в отношении ребенка: нет теплоты в интонации голоса, отсутствуют ласковые прикосновения при общении с ребенком). Недостаточность позитивных чувств не стоит путать с присутствием негативных эмоции, т.к. родитель обычно относящийся к своему ребенку с теплотой может критически оценить его поведение. Недостаточность позитивных чувств проявляется в речи взрослых, когда они рассказывают о своем ребенке, его положительных качествах без гордости, одобрения, а о проблемах – без сочувствия, озабоченности.
Какие проявления аффективного тона в общении между родителем и ребенком вы можете заметить?
- Беседуя с ребенком родитель говорит, не проявляя чувств, или пытается «отделаться» от общения с ним
- У родителя отсутствует интерес к успехам, деятельности ребенка
- Отсутствует у родителя сочувствие к трудностям ребенка
- Родитель очень редко хвалит и подбадривает ребенка
- Возникновение тревоги у ребенка воспринимается с раздражением, или требованием хорошо себя вести
2.Конфликтные отношения между взрослыми в семье находят отражение в явных, частых ссорах, перебранках, вербальном или физическом насилии.
Существуют различные формы проявления разногласии, но аномальными следует считать, если ситуации:
- Приводят к длительной потере контроля
- Связаны с генерализацией враждебных, негативных чувств
- Ситуации сопровождаются драками, побоями
- Завершаются уходом одного из членов семьи
3.Враждебное отношение к ребенку, присвоение ему роли «козла отпущения».
Ведущим критерием для оценки таких отношений является отведение роли «виноватого» : ребенка незаслуженно обвиняют, унижают, ставят в вину любые проблемы, возникающие в доме, приписывают ребенку отрицательные характеристики, прослеживается тенденция «придирок».
4.Физическое насилие: оценка физического насилия включает случаи, когда ребенок получает телесные повреждения и степень тяжести повреждений требует медицинской помощи. Физическое насилие может являться следствием телесного наказания, слишком далеко зашедшего взрослого из-за потери самоконтроля.
Психические расстройства, отклонения у родителей – это расстройства у членов семьи, способные оказать неблагоприятные воздействие на ребенка и обусловить риск развития у ребенка психического или поведенческого отклонения.
Признаки негативного влияния психического расстройства или стойкого нарушения поведения у родителя на ребенка:
- Наличие ситуаций, где ребенок подвергается унижению из-за проблемы, имеющейся у родителя
- Неадекватность заботы или надзора со стороны больного родителя
- Конфликты или эмоциональное напряжение в семье
- Ограничение социальной жизни ребенка
- Возложение на ребенка ответственности, не соответствующей возрасту
Неадекватное или искаженное общение в семье
Неоднократно отмечено, что нарушение внутрисемейного общения обуславливает риск развития отклонения поведения.
Признаки искаженного внутрисемейного общения:
- Бесплодные ссоры, не приводящие к конструктивному, продуктивному решению, согласию
- Регулярные попытки справится с семейными трудностями путем отказа от их разрешения, обсуждения
- Произнесение длинных речей при отсутствии реакции на то, что говорят другие члены семьи
- Отчетливое противоречие между вербальным содержанием и эмоциями родителя
Аномальные качества воспитания
В норме родители обеспечивают адекватность личностного развития, здоровья, обучения, досуга ребенка.
К аномальному качеству воспитания относят:
1.Гиперопека- выраженный контроль над деятельностью ребенка, не соответствующий уровню его развития и вырабатывающем у него зависимость и черты инфантильности.
Проявляется аномальность воспитания в следующем:
- Ограничение способов проведения свободного времени и развлечений, за исключением проводимых с родителем либо под его надзором или присмотром (провожают на музыку по лестнице)
- Чрезмерный контроль дружеских отношений, устанавливаемых ребенком
- Исключительное поощрение видов деятельности, осуществляемых ребенком совместно с родителем
- Запрещение ребенку принимать собственное решение
- Постоянная опека и защита ребенка, из-за чего ему редко приходится самостоятельно преодолевать социальные трудности
- Одевание и купание ребенка в возрасте, в котором ему положено самостоятельно справляться с этими действиями
- Укладывание спать вместе с собой
- Аномальная готовность обращаться к врачам, создание для ребенка постельного режима (пример у Мар Алексан)
- Лишение ребенка возможности заниматься обычными и посильными видами спорта в связи с предполагаемым риском
Гиперопека- это лишение возможности независимого поведения!
2.Неадекватный родительский надзор выражается в неэффективности контроля за деятельностью ребенка .
По мере взросления ребенка родителям необходимо изменять степень контроля в зависимости от накопления опыта, развития способностей и зрелости ребенка для обучения принятию ответственности и избегания риска попадания в психологически опасные ситуации.
Признаки неадекватного родительского контроля:
- Родители не знают, чем занимается их ребенок и где находится
- Стратегии контроля нерегулярные и некачественные
- Отсутствие беспокойства и принятия мер, когда известно , что ребенок находится в СОП ( пример с Голубцовой)
3.Семейная депривация- недостаточность взаимодействия ребенка с родителями, членами семьи в областях речевой, социальной, моторной активности, которая вызвана ограничением, запретом или бездействием родителей.
Семейная депривация проявляется в :
- Недостаточности общения и игр родителей с ребенком ( родители редко читают ребенку или слушают как он читает, не играют с детьми, игнорируют обращения ребенка, рано укладывают спать, часто оставляют дома одного)
Аномалия ближайшего окружения –психосоциальная ситуация окружения ребенка, создающая риск развития у него поведенческих отклонений.
Признаки:
- Воспитание в детском доме
- Воспитание другими родственниками вместо родителей
- Воспитание одним родителем
- Воспитанием мачехой, отчимом
- Воспитание в семье, где отсутствуют устойчивые отношения и совместное проживание (пара сходится и расходится)
Неблагоприятные события в жизни.
Внезапные жизненные события с высокой степенью вероятности предрасполагают к возникновению психических нарушений у ребенка, или приводят к длительному снижению самооценки ребенка. Кроме того, переживания чрезмерного страха или унижения могут вести к долговременным последствиям.
Группа событий жизни, объединенных способностью создавать риск возникновения психических нарушений:
1.Утрата в детстве отношений любви и привязанности ( смерть родителя или другого члена семьи, развод родителей, отъезд на работу в другой город )
2.Изъятие из семьи, создающее значительную угрозу.
Социальные стрессовые события
Чувство собственной ценности, достоинства является важной частью адаптивного развития личности, и значительное снижение самооценки представляет собой серьезный стресс, обуславливающий опасность.
К стрессовым событиям относят:
1.Появление нового члена в семье, негативные изменения модели отношений ребенка в семье из-за этого факта ( рождение ребенка, повторный брак)
2.События,обусловившие утрату чувства собственного достоинства и ведущие к негативной оценке ребенком своей личности
- Неудача в осуществлении важной задачи, к выполнению которой ребенок прилагал значительные условия
- Раскрытие личной или семейной тайны, воспринятой ребенком как постыдной
- Серьезное унижение в присутствии других людей
- Утрата доверия к близкому человеку
3.Переживание сильного страха (участник несчастного случая, ощущения сильной и продолжительной боли, наличие высокой вероятности повторение эпизода (издевательство в семье, рядом с домом).
Хронический стресс, связанный с учебой
1.Конфликтные отношения отвержения со стороны сверстников:
- -неоднократные мучения, оговоры,оскорбления
- -неоднократные угрозы и запугивания
- -принуждения совершать проступки против своей воли
- -вымогательство
- -активное отвержение, игнорирование или изоляция со стороны сверстников
2.Нарушение общения с педагогами:
- -негативное отношение взрослого отчетливо аномально по форме и степени выраженности,оно сосредоточено на личности и длительно и постоянно при всех формах поведения ребенка
- -неоправданная тенденция обвинять ребенка в проблемах и трудностях
- -неоднократная чрезмерная критика, унижающая его личность, обобщающая прошлые провинности и включающая ожидание будующих поступков
- -общей тенденцией приписывать ребенку негативные характеристики
- -отчетливой тенденцией «придираться» к ребенку или затевать ссоры ,если взрослый чем-то расстроен, раздражен или находится в плохом настроении
- -несправедливое отношение к ребенку по сравнению с другими детьми
Знание ситуации развития каждого учащегося даёт возможность оценить факторы риска дезадаптации, своевременно провести профилактическую работу с участниками учебно-воспитательного процесса с целью предотвращения аномального развития личности .
Групповая работа :
« Направления психолого-педагогического сопровождения по выявлению факторов , способствующих дезадаптации учащихся»
1.Обсуждение сопровождения учащихся по выявлению факторов, способствующих дезадаптационному развитию личности ребенка
2. Обмен педагогическим опытом по теме консультации.
3. Подведение итогов.