Психологические рисуночные тесты

Федотова Ирина Александровна

Как помогают рисуночные тесты в работе школьного психолога?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunochnye_testy.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Психологические рисуночные тесты.

  Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и осознанно передает свое отношение к нему. Если что-то его волнует, то при изображении объекта проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то послание, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит его обследуемый.

  Для диагностического использования рисунков важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.

  Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. Вообще рисуночные тесты тем и хороши, что «подделать» их невозможно, т.к. человек с помощью проекции как-бы переносит на бумагу свои бессознательные импульсы и переживания. С их помощью можно составить «психологический портрет» человека, выявляя его личностные особенности.

   Это следующие особенности:

  Уровень умственного развития, преобладание рационального и эмоционального подхода к действительности, уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность, повышенная эмоциональная лабильность или, напротив ригидность, тревожность(как личностная черта) и тревога(как состояние на момент обследования), страхи, депрессивные тенденции, агрессивность, экстравертность или интровертность, демонстративность, неудовлетворенность потребности в общении, аутизация,отказ в общении, степень социализированности, асоциальные тенденции, отношение к сексуальной сфере, отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

   Самым распространенным рисуночным тестом является «Рисунок человека». Как только ребенок попадает ко мне на прием я начинаю нашу встречу с просьбы нарисовать мне человека. Чаще всего дети охотно рисуют, но бывают дети тревожные, сомневающиеся, которые рисовать отказываются. Тогда приходится перевоплощаться, становиться актрисой и разыгрывать целую историю, чтобы добиться своего. С одним мальчиком мне пришлось буквально «рисовать с натуры»,т.е. разглядывая и описывая себя, попутно рассказывая какие части тела бывают у человека, на какие геометрические фигуры они похожи, как они могут быть нарисованы.

    В целом, существует масса изданий с опубликованными детскими рисунками, где довольно подробно описаны те или иные детали в рисунках. Наиболее удачным, на мой взгляд, является книга А.Л.Венгера «Психологические рисуночные тесты». Это такой своеобразный учебник для практикующих психологов, который преподносит информацию очень точно, подробно. Конечно, этот учебник не заменит вам способности анализировать рисунки, что на мой взгляд имеет важнейшее значение при расшифровке рисунков. Вообще, многое в работе психолога приходит с опытом. И каждый раз, возвращаясь к анализу детских рисунков, ты понимаешь, что те или иные детали можно было бы трактовать по-другому, иначе.

  Так, «Рисунок человека» - очень информативная методика, которая позволяет оценить умственное развитие ребенка. Исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, задержка в развитии. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

  Однако, при всех своих достоинствах данная методика по мнению психологов не лишена недостатков. К ним можно отнести относительно низкую надежность получаемых результатов, связанную с субъективностью интерпретации, невозможность количественно измерить оцениваемые психические свойства.  И тем не менее, в работе с детьми, рисуночные методики завоевали  определенное место в копилке диагностического инструментария психолога. Эти тесты значительно облегчают работу школьного психолога, помогая с помощью рисунка установить контакт с ребенком и оценить эмоциональное состояние ребенка, определить его личностные качества.

С уважением, педагог-психолог

МАОУ лицея №15 Федотова Ирина Александровна.