Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Человеческий интеллект - понятие весьма распространенное, а что такое интеллект эмоциональный?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_emocionalnogo_intellekta.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Для того, чтобы понятие «эмоциональный интеллект» стало всем ближе и понятней, начну с небольшой предыстории. Курсы повышения квалификации, на которых я обучалась в 2011 году, стали отправной точкой в вопросе о применении на базе лицея №15 программы «Жизненные навыки». Могу сказать, что мне, человеку творческому, любое новшество кажется интересным не с точки зрения принятия каких-либо новых знаний, а с точки зрения нового способа общения с детьми. И этот опыт оказался очень интересным.
Если углубиться немного в теорию программы «Жизненных навыков», то «эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике». Если проще, то под руководством школьного психолога дети , опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Наша страна переживала множество потрясений за последние годы. В обществе такие понятия как «социальные и жизненные навыки» перестали быть традиционными и передаваться ребенку семьей как само собой разумеющееся. Как результат - школа сталкивается со множеством трудностей в стандартных воспитательных ситуациях. Собственно программа «Жизненные навыки» создана в помощь школе как программа по предупреждению противоправного и асоциального поведения.
Каковы же задачи «Жизненных навыков»? В идеале, начиная с младшего школьного возраста , социальные отношения позволяют решать такие жизненные задачи, как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. «Взаимодействие и кооперация с людьми разного возраста формируют у ребенка опыт переживания попеременно то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от нее». Если не сформированы основные навыки в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте и в последствии во взрослой жизни человек может испытывать чувство одиночества, скованности, тщеславия, чувство недовольства собственными достижениями, собственной внешности, желание критиковать других людей и т.д.
Могу сказать по собственному опыту, я испытывала огромный интерес к тому, насколько опыт наших занятий будет ценен для детей. Теперь, когда год занятий с группой уже позади, я могу точно сказать, что подобная форма работа подходит не для всех детей( даже подходящих по рекомендациям составителей программы), некоторые уходят из группы потому, что им подходит индивидуальная работа, кто-то считает, что секции и кружки им нужнее, для кого-то другие непреодолимые обстоятельства становятся решающими в вопросе выбора. Но есть и другие дети, для которых занятия в группе становятся чем-то очень значимым, они ждут этих занятий, расстраиваются, если они отменяются. Родители этих детей отмечают значительный эффект занятий.
Вот плавно я и добралась до сути статьи. Роль родителей в формировании эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Что такое роль родителя вообще? До определенного возраста мы не можем рассматривать ребенка от родителя отдельно. Став школьником, ребенок получает новый статус, он теперь ученик. Это новая ответственность, новые обязанности, новое социальное окружение. Все новое. Но родители по-прежнему остаются родителями, они всегда рядом и пройдет еще много лет, прежде ребенок станет самостоятельным и взрослым. Ошибочным является представление некоторых родителей о том, что отдали в школу и все, можно спокойно выдохнуть. Но в своей статье я обращаю внимание на внимательных и ответственных родителей, которые принимают активное участие в жизни ребенка.
В рамках программы «Жизненных навыков» предусмотрена ( и чрезвычайно важна!) работа с родителями, дети которых посещают занятия программы. И эта работа проводится в виде заседаний родительского клуба. Родители вообще принимают активное участие в программе. Во-первых, они знакомятся с тематическим планом занятий на год, имеют право прийти на одно занятие в качестве участника, посещают заседания родительского клуба 4 раза в год. Во-вторых, родители помогают выполнять домашние задания, берут на себя материальное обеспечение занятий. И в-третьих, родители получают бесценный опыт на практике прочувствовать и прожить то, же, что и их дети.
В заключении хотелось бы выразить благодарность всем тем детям и родителям, которые оценили (я надеюсь!) тот совместный опыт, который помог нашим детям стать более открытыми, уверенными в себе, коммуникабельными, способными к сочувствию и пониманию других!
С уважением, педагог-психолог МАОУ лицея №15
Федотова Ирина Александровна.