"Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства" (методическая разработка групповых занятий для педагогов)
Педагог - центральная фигура учебно-воспитательного процесса. В процессе своей профессиональной деятельности педагоги испытывают психические перегрузки, стрессы, трудности в установлени межличностных контактов. Поэтому проблема психологического благополучия педагогов является одной из актуальных проблем образования. Одной из форм эффективной помощи педагогам являются психокоррекционные методы, способствующие развитию внутренних средств саморазвития и самовосстановления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravlennyy_na_simpozium_kiev.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Склярова, Т.Н. Чикер
ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» (для педагогов)
В последнее время в сфере образования происходят значительные изменения. В связи с этим особую значимость приобретает дополнительное образование. Педагог – центральная фигура учебно-воспитательного процесса. Как писал К.Д. Ушинский, «влияние личности воспитателя … нельзя заменить не учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений». Именно от педагога зависит эффективность процесса обучения, желание или не желание детей заниматься данным направлением.
Педагог – это, как правило, увлеченный, вдохновленный человек со множеством творческих идей. Однако в процессе своей профессиональной деятельности педагоги испытывают психические перегрузки, стрессы, трудности в установлении межличностных отношений. Все это способствует снижению эмоционального фона, снижению психоэнергетики, снижению самооценки. Поэтому проблема психологического благополучия педагога является одной из актуальных проблем образования.
Одной из форм эффективной помощи педагогам выступают психо-коррекционные методы, способствующие развитию внутренних средств саморазвития и самовосстановления.
Состояние человека во многом зависит от окружающей его цветовой палитры, от характера окружающей музыки, от способов выражения эмоционального состояния, от произведений искусства, окружающих человека. Выбор того или иного цвета, произведения искусства, музыкального произведения отражает эмоциональное состояние человека, состояние его здоровья. Использование цвета, музыки, танца, произведений искусства в качестве средств профилактики и коррекции проводится в разных странах в течение достаточно длительного времени и показало высокую эффективность.
Нами разработана и реализуется программа групповых занятий «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» для педагогов образовательных учреждений.
Программа «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» предназначена для создания условий гармонизации личностного развития, улучшения эмоционального состояния участников. Достигаем посредством работы с музыкой, танцем, цветовой палитрой, произведениями искусства (живопись, фотография).
Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна используется в психотерапии. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. В нашей программе мы используем и пассивную (когда слушают предложенную музыку), и активную (когда участники включаются в музицирование) музыкотерапию. Музыка используется в нашей программе как изолированно в качестве основного и ведущего психотерапевтического фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и в качестве дополнения музыкального сопровождения других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Другим направлением работы по развитию эмоциональной психорегуляции в программе «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» является арт-терапия. Мы используем как арт-терапевтические упражнения, относящиеся к активной арт-терапии (спонтанное изображение своих чувств и проблем на бумаге изобразительными средствами), так и арт-терапевтические упражнения, относящиеся к пассивной арт-терапии (выбор произведения искусства). В нашей программе используется оба выше названные методы арт-терапии, так как это позволяет сочетать достоинства этих методов.
Главное достоинство активной арт-терапии – личностное творческое воплощение эмоциональной жизни. Достоинством пассивной арт-терапии является возможность использовать художественную мощь и совершенство шедевров искусства.
Кроме того, в нашей программе мы используем методы цветотерапии. Всем известно влияние цвета на психику человека. Методы цветотерапии позволяют как определить психологическое состояние человека, так и корректировать его.
Следующим методом, используемым в программе является танцевальная терапия. Танец является действенным средством самораскрытия и выражения чувств. А также является эффективным средством общения и способствует решению межличностных проблем.
Далее идет работа по улучшению состояния посредством прослушивания определенных музыкальных произведений, участия в музицировании, пении, танцах, посредством изобразительного творчества. Таким образом, происходит расширение репертуара форм самовыражения участников, повышение психоэнергетического потенциала, улучшения эмоционального состояния участников. В случае выявления у участников проблем, требующих более длительной работы, участникам рекомендуется индивидуальное консультирование у специалистов. Результаты, достигнутые участниками в ходе работы по программе, позволяют участникам быть более успешными в своей профессиональной деятельности и межличностных отношениях.
Целью работы по программе «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» является создание условий для развития эмоциональной психорегуляции через развитие навыков самовыражения. Для достижения поставленной цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи: развитие способности эмоциональной саморегуляции за счет осознания своих эмоций, чувств, переживаний и эмоций, переживаний других людей; повышение самооценки; расширение репертуара форм самовыражения; развитие мотивации к самопознанию.
Программа «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» рассчитана на педагогов системы образования. В зависимости от индивидуальных особенностей участников меняется содержание некоторых упражнений. В группу может входить от 6 до 14 участников.
Наша программа предполагает проведение занятий в II ступени. Каждая ступень включает по 2 занятия, продолжительностью 3,5-4,5 часа. Темы занятий I ступени: «Цвет и музыка», «Рисунок под музыку». Темы занятий II ступени: «Движение и музыка», «Оркестр». Программа предполагает возможность проведение занятий, как в две ступени сразу, так и в одну ступень. В процессе и по окончании групповых занятий возможно проведение индивидуальных консультаций для участников.
Занятия проводятся в просторной комнате, чтобы участники могли сесть в круг и имели место для выполнения упражнений. Для занятий необходимы: бумага, цветные карандаши, краски, музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, набор диагностических фотографий и репродукций картин.
Началом планируемых позитивных изменений является осознавание своего эмоционального и психофизиологического состояния, особенностей своей индивидуальности. Таким образом, происходит «знакомство с самим собой», а далее педагоги учатся выражать себя в музыке и цвете, обучаются управлению своими эмоциями.
Занятия начинаются с диагностики эмоционального состояния участников при помощи цветового теста Люшера. Далее участники выбирают репродукции картин, фотографий, музыкальное произведение, что позволяет им осознать свое эмоциональное и психофизиологическое состояния, особенности своей индивидуальности. Выбор и обсуждение репродукции картин, фотографий также позволяет педагогам осознать и мобилизовать свои внутренние ресурсы. Научившись целенаправленно находить доступ к своим ресурсам, педагоги могут использовать приобретенный навык
в стрессовых ситуациях. Это способствует снятию внешнего и внутреннего напряжения, а также предупреждению и разрешению конфликтов с которыми сталкивается педагог.
На втором занятии проводится работа по улучшению эмоционального и психофизиологического состояния посредством прослушивания специально подобранных музыкальных произведений. Участники прослушивают музыкальные произведения в определенной последовательности. После этого педагоги ранжируют прослушанные мелодии от самой привлекательной до самой непривлекательной. Ведущие занятий сообщают каждому участнику название тех музыкальных произведений, которые были выбраны им как наиболее понравившиеся. Таким образом, педагоги получают возможность использовать эту музыку в стрессовых ситуациях как средство психорегуляции своего эмоционального состояния.
Следующая часть занятия посвящена изобразительному творчеству участников. Педагоги выполняют рисунок на заданную тему, после чего работают с выполненным рисунком в направлении его оптимизации.
В процессе проведения упражнений педагоги осознают как свои эмоции, чувства и переживания, так и чувства и переживания других участников. Педагоги делятся своими чувствами и эмоциями с группой, обсуждают процесс и результат выполнения упражнения. Все это способствует развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Вторая ступень занятий посвящена развитию умения выражать собственное «Я» в движении и танце, а также осознанию «себя в мире и мира в себе», повышению психоэнергетического потенциала.
На первом занятии второй ступени происходит развитие навыков самовыражения. Упражнения танцевальной терапии способствуют улучшению физического и эмоционального состояния, способствуют повышению самооценки за счет создания позитивного образа собственного тела, развитию коммуникативных навыков.
На занятии используется как индивидуальные танцы (образ -«Я» и т. д.), так и групповые танцы (например, «танцы народов мира»).
Второе занятие второй ступени посвящено активному музицированию и вокализации. Педагоги занимаются как индивидуальной так и групповой вокализацией, что способствует снятию напряжения, расширению репертуара форм самовыражения.
В завершении второго занятия проводится упражнение «Оркестр». Участникам предоставляется набор разнообразных музыкальных инструментов. Педагоги выбирают понравившийся им музыкальный инструмент (желательно тот, на котором они никогда не играли). Ведущими занятия назначается дирижер. Далее проводится «репетиция оркестра» и «концерт». Упражнение способствует повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков, расширению репертуара форм самовыражения.
Наша программа была неоднократно реализована на группах педагогов дополнительного образования, педагогов школ и психологов образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Опыт работы по программе «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» показывает, что результатом обучения по программе педагогов являются:
- улучшение эмоционального состояния
- приобретение навыков эффективного управления своими эмоциями в стрессовых ситуациях
- открытие нового в знакомом и привычном
- достижение внутреннего равновесия с собой и окружающим миром