Психологическое здоровье детей в школе.
Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:Описана работа педагога-психолога в общеобразовательной школе по данному направлению. Представлена система работы психологической службы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete.docx | 23.64 КБ |
razdatochnyy_material_pedagogam.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень психического здоровья детей, прежде всего, определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности была использована методика Спилберга Ч.Д. Диагностика по тревожности была проведена в 6, 7, 9,11 классах. Общие выводы которые можно сделать по результатам следующие: Высокий уровень личностной тревожности был выявлен в 6 «Б» и 7 «а» классах. Учащиеся этих классов встревожены, взвинчены, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит учебная ситуация. Для детей с высоким уровнем тревожности учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Поэтому для педагогов была разработана памятка критериев психологического здоровья детей на уроке.
Учащиеся 9 и 11 классов переживают, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит ситуация подготовки к экзаменам. Учащимся данных классов нужно сейчас относиться к происходящему в их жизни более спокойно и уметь внутренне расслабляться, снимать напряжение. Высокий уровень тревожности выявлен в 11 классе в личностной тревожности – 55 %, а в ситуативной тревожности – 27 %. В 9 классе высокий уровень личностной тревожности 52% и 48% в ситуативной тревожности. Этим ребятам нужно впредь стараться избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи. Если рассмотреть эти два стрессовых процента (55% и 52%), то педагогам школы нужно быть очень внимательными к психологическому состоянию выпускников. Необходимо создавать спокойную атмосферу, поддерживать своих учеников, создавать ситуацию успеха в школьном коллективе.
Еще одним немаловажным фактором является семья, которая влияет на психологическое здоровье подростков, поэтому в неделю психологии мы изучали взаимоотношения родителей и детей в среднем и старшем звене. Анализ результатов показал нам, что в основном отношения в семьях благополучные и стабильные, но в средней школе18 человек и в старшей 3 человека которые не удовлетворены взаимоотношениями с родителями и считают их недостаточными. Классным руководителям рекомендуем проводить классные часы на тематику семейных взаимоотношений и вовлекать детей и родителей в совместную общешкольную деятельность.
Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса. Главное – сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с детьми.
Мной так же были разработаны памятки: « Устный экзамен – это страшно, но не для меня!», « Как помочь тревожному ребенку?», «В игры играем память развиваем», «В игры играем внимание развиваем», «Образовательная среда школы - площадка для успешной адаптации пятиклассников», «Скоро в школу».
Предварительный просмотр:
Критерии психологического здоровья детей на уроке
Критерии психологического здоровья детей на уроке | Характеристика критерия |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария – эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. |
Количество видов учебной деятельности | Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут. |
Количество видов преподавания | Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех видов за урок. |
Чередование видов преподавания | Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Использование методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся: – методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); – активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); – методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. |
Место и длительность применения ТСО | Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. |
Поза учащегося, чередование позы | Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог – тем более. |
Психологический климат на уроке | Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, – дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Темп окончания урока | К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; отсутствие времени на вопросы учащихся; необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. |