ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
В материале можно ознакомиться с теоретическими аспектами проблемы агрессивности, также в эту работу включены :программа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, занятие и презентация "Мир без агрессии", буклет, правила класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnost.doc | 264 КБ |
mir_bez_agressii.ppt | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Творческая работа посвящена проблеме агрессивности детей и подростков .Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна , поскольку число детей с таким поведением стремительно растет , Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами;свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.
Пожалуй, нет ни одного человека ,который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное.
Учителя в школе отмечают , что агрессивных детей с каждым годом становится все больше,с ними трудно работать,и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей.Подобные дети их раздражают, и разговор оних,как правило ведется в осуждающих терминах:» грубиян»,»нахал»,»хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе,но и дома.
Цель творческой работы: изучить наиболее часто встречающиеся формы и виды агрессии
подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Задачи:- изучить проблему агрессивности в разных психологических подходах;
-провести исследование по изучению агрессии в подростковом возрасте;
- разработать ряд профилактических и коррекционных мер по проблеме борьбы с агрессивностью.
- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей ,педагогов).
Глава1. Проблема агрессии в различных психологических подходах.
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения( Р.Бэрон,Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.). Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
Агрессия-( от лат. «agressio»- нападение, приступ ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения ( одушевленным и неодушевленным ) , а также моральный ущерб живым существам ( негативные переживания , состояние напряженности, подавленности, страха т. п) .(Психологический словарь ). Наиболее общим определением агрессии является поведение , причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение ), так и косвенным ( распространение порочащих слухов ). Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение , изнасилование) и вербальную ( оскорбление, распространение клеветы ,отказ общаться ); прямую и косвенную.
А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот , преследуются цели , не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения .
Додж и Койе (1987 ) выделили реактивную проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку ,угрозу. Проактивная агрессия (запугивание ,принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно всретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе ).
В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Агрессивная энергия у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени , раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.
К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда , который рассматривал агрессию как следствие фрустрации .аверсивной (крайне неприятной) стимуляции.Дж. Доллард считал , что фрустрация (помеха ,раздражение) всегда приводит к агрессии , а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.В тех случаях ,когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно к другим людям .Смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое сходство с фрустратором.
Л.Берковиц дополнил теорию фрустрации положением, что фрустрация вызывает гнев , который создает готовность реагировать агрессивно; однако открытая агрессия может не проявиться.Для актуализации агрессии необходимы сигналы (посылы) , разрещающие агрессию .
Теория социального научения агрессии А. Бандура пишет ,что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения.Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные « успехи» в причинении ущерба другим людям.
Теория социального научения лежит в основе большинства программ профилактики
и коррекции агрессивного поведения,т.к., по мнению многих практиков , поведенческий подход в развитии просоциального поведения является наиболее эффективным, методически универсальным и быстро достигающим результата .
1.2 .Особенности агрессивных проявлений детей и подростков.
Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности.
В некоторые возрастные периоды- раннем и подростковом возрасте- агрессивные действия считаются не только нормальными ,но и в некоторой степени необходимыми для становления самостоятельности.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения,как черта личности формируется по разным причинам. Защитная агрессивность- основной причиной ее является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Функция агрессии-защита от окружающего мира.
Поведенческие проявления защитной агрессивности –часто конфликтует дерется; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает;
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельности, то в активном варианте у него формируется деструктивная агрессивность.Агрессивные действия ребенка- это сообщение о своих потребностях, установке своего места в жизни.Первые агрессивные действия ребенок направляет на близких, которые из лучших побуждений стараются их пресечь, тогда ребенок будет стараться открыто не проявлять гнев.В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В.Оклендер, остается внутри ребенка.Ребенок привыкает жить. Систематически подавляя свои эмоции, используя косвенные способы проявления агрессии.
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью: испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; присутствует стремление ломать ; склонны к проявлению косвенной агрессии (ябедничают, действуют исподтишка) ; редко дерутся.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям.Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости и воровству.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми , были разработаны характерологические особенности агрессивных детей.
Характерологические особенности детей и подростков.
1.Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к
ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3.Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4.Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5 Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6.В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины ,либо вина проявлена очень слабо.
7.Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9.В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10.Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12.Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13.Имеют неврологические недостатки:неустойчивое,рассеянное внимание,слабая оперативная память,неустойчивое запоминание.
14.Не умеют прогнозировать последствия своих действий( эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Агрессия- это способ выражения своего гнева, протеста. А,как известно, гнев- это чувство вторичное. В его основе лежит боль , унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви , и нужности другому человеку(Ю.Б. Гиппенрейтор,1998). Агрессивное поведение детей- это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
1.3 .Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей и подростков.
Большое значение в становлении агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы следующие факторы семейного воспитания(Р.Бэрон,Д. Ричардсон,1997):
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
-характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями и сестрами.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенднеции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу ,и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
- Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей,-это физические наказания, угрозы, лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви заботы в случае проступка, причем сами родители не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
- Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.
Глава 2. Исследование агрессивных проявлений подростков.
Для исследования агрессивности у подростков в своей работе я использовала известную диагностическую процедуру изучения агрессивных проявлений с помощью опросника Баса – Дарки, методики «Несуществующее животное» (приложение 1 ).Было проведено анкетирование с учащимися Анкета № 1, Анкета № 2, Анкета № 3-цель . которых изучить как часто в классе проявляется агрессия, на кого она направлена (приложение 2).Анкета для родителей (приложение3 ), Анкета для учителей (приложение 4)
В исследовании участвовали учащиеся 6-8 классов -76человек, педагоги 28 человек , родители- 32 человека.
Диагностика показала , что проблема агрессивности в школе существует, особенно выражена в подростковом возрасте, по мнению учителей. Родителей наиболее часто встречаются физическая и вербальная агрессия. Агрессия чаще проявляется на переменах . когда нет контроля. Очень часто подростки не сообщают о направленной против них агрессии. Как ученики , так и педагоги, и родители очень думают, что жертва сама часто провоцирует агрессию. И защищать жертву учащиеся будут в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми причинами агрессии-считают неправильное воспитание в семье влияние телевидения, психические отклонения у детей.
По данным диагностики у учащихся 6-8 классов наблюдается высокий уровень агрессивности различных форм (приложение 5).У мальчиков наиболее выражены физическая , косвенная агрессия, негативизм, обидчивость.
У девочек чаще встречаются физическая. вербальная , косвенная агрессия ,раздражение негативизм, чувство вины.
В основном агрессия носит защитный характер. Очень выражены реакции негативизма- оппозиционной формы поведения. Направленной против авторитета и руководства ( особенно против взрослых). Исходя из результатов исследования вытекают следующие коррекционные и профилактические мероприятия (см . глава 3 ).
Глава 3. Коррекция агрессивного поведения детей и подростков.
Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя особенности этих детей , а также их семей,в своей работе основываюсь на 6 ключевых направлениях, выделенных Т.П.Смирновой, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.(см.Приложение 6, схему 1.).Работа должна сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.
Характелогические особенности ребенка | Направления коррекционной работы | Методы и техники терапевтического воздействия |
1 | 2 | 3 |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих | Снижение уровня личностной тревожности | 1) релаксационные техники: глубокое дыхание , визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2)работа со страхами; 3) ролевые игры |
2. Слабое осознание собственного мира. Низкий уровень эмпатии | Формирование осознания собственных эмоций , а также чувств других людей , развитие эмпатии | 1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;2)придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) рисование , лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6)изображение различных предметов природы и придумывание рассказов от этих лиц; 7) разыгрывание сценок , отражающих эмоциональные состояния; 8) методика –я грустный(радостный ит. Д.), когда…9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы» |
3.Неадекватная (чаще низкая самооценка).Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих | Развитие позитивной самооценки | 1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа « я», активизацию самосознаня, актуализацию «я-состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся ивозможные успехи(«альбом успехов»); 3) включение ребенка в работу различных студий , кружков |
4. Эмоциональное « застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас.Неумение предвидеть последствия своих действий | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом | 1) выражение гневабезопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3)многократное повторение деструктивного действия безопасным способом; 4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина. Обсуждение(если ребенок хочет). В каких ситуациях он испытывает такой гнев) ;5)письма гнева; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование арт- терапии, гештальт –терапии, эмоционально –образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
5.Слабый контроль над своими эмоциями | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом | 1) релаксационные техники-мышечная релаксация + глубокое дыхание+ визуализация ситуации; 2)перевод деструктивных действий в вербальный план (остановись и подумай, что ты хочешь сделать); 3) ввод правила: «посчитай до 10 , прежде чем перейдешь к действию»;4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки контроля;5)сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на запах цвет, слух на ощупь?); 7. осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи . рук. Грудной клетки, живота, которые могут вызывать боль) |
6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации; 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих элементы соперничества; 4) использование игр , направленных на сотрудничество; 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивных и закрепление их в ролевой игре; 6) введение на занятиях правил поведения с использованием системы поощрений; 7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) ведение ребенком вместе с учителями( родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка, с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребенка в спортивные командные игры:(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил) |
7. Работа с родителями и педагогами | Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей | 1) информирование педагогов и родителей об индивидуально – психологических особенностях агрессивного ребенка; 2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия; 3 обучение учителей и родителей навыкам « ненасильственного» общения- «активное слушание»; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «ты- сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру ; 5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребенка в работу различных ( по интересам) секций, кружков, студий |
.Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений я строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева ), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Разрабатывая коррекционную программу, я использовала структуру занятия , разработанную Бреслав Г.Э. Программа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков представлена в приложении 8.Успешность групповой терапии зависит от ряда показаний. К ним относятся характерологические и аффективные нарушения, которые создают проблемы в межличностных отношениях и проявляются повышенной агрессивностью. Такими нарушениями могут являются эгоцентризм . неустойчивость самооценки, тревожно- мнительные черты характера, неадекватный уровень притязаний . Детям занятия в группе показаны только после проведения индивидуальной работы, в результате которой уровень агрессивности заметно снизился. При работе с агрессивными детьми важно занять без оценочную позицию. При работе с агрессивным ребенком важно относиться с уважением к его внутренним проблемам.
Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому , что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. С этой целью были разработаны профилактические занятия с педагогами (приложение 10) , лекция для родителей (приложение 11) , занятие для подростков «Мир без агрессии»(приложение 9 ).
Приложение 8.
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Основная цель групповой работы с агрессивными детьми- снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
- Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
- Научить ребенка понимать переживания , состояния и интересы других людей.
- Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
- Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Занятие 1.
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Основная цель групповой работы с агрессивными детьми- снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
- Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
- Научить ребенка понимать переживания , состояния и интересы других людей.
- Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
- Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Занятие 1.
Цели: знакомство участников группы друг с другом и ведущим . установление правил поведения в группе; снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
Ход занятия.
1.Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.
Ведущий рассказывает ребятам о целях занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила.Каждое правило обсуждается с детьми.
Правила.
нужно | нельзя |
Смотреть на того , к кому ты обращаешься | Угрожать,драться, обзываться, передразнивать и гримасничать |
Выражать свое мнение,начинать свою речь словом «Я»: я считаю ,я чувствую, я думаю | Начинать свою речь словами «ты, вы,он,она,мы |
Внимательно слушать, когда говорят другие | Сплетничать(рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы |
Уважать чужое мнение | Шуметь, когда кто-то говорит |
Говорить искренне | врать |
Спорить,если не согласен | «ставить» другим оценки, давать определения и критиковать |
Шутить и улыбаться | Объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы |
Говорить по одному | перебивать |
Не хочешь говорить или выполнять задания- не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака |
2.Разминка:упражнения на знакомство и синхронизацию.
Представление игра –активатор «Имена-качества»
Ведущий и все ученики по кругу называют свои имена и два каких-либо своих качества, начинающихся с той же буквы, что и имя. Качества могут быть как позитивные, так и негативные.
Игра «Постройтесь по …»(цель –развитие сплоченности группы через минимальный физический контакт).Необходимо построиться в шеренгу по какому –либо признаку: по цвету волос, цвету глаз, дате рождения и т. д.
3.Основная часть.
Упражнение «Тух-тиби-тух»
Цель:это рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.В этом ритуале заложен комический парадокс.Хотя участники должны произносить слово «тух-тиби –тух» через некоторое время они не могут не смеяться.
Игра «Мяч»
Цель:построение отношений.
Ведущий дает следующую инструкцию «Сейчас я загадаю качество, внешнее или внутреннее, и брошу мячик кому –нибудь из участников.Если у того , кому я брошу мяч , это качество представлено так же как у меня, или так же, как и у меня отсутствует, я скажу в 1 случае «да», во втором «нет». Затем тот , кому я кинул мяч,тоже кидает мяч другому. И если «у первого, и у второго это качество есть , я говорю «да», а если у первого есть , а у второго-нет,или наоброт, то я говорю «нет».Задача группы отгадать какое качество я загадал.Игра может повторяться 3-5 раз.
Упражнение «Транспортное средство»
Выберите себе транспортное средство, лучше чтобы оно было фантастическое, несуществующее.Представьте себя им…Какими возможностями вы обладаете? В какой среде вы обитаете? Кто вами управляет? Результатом упражнения должно стать осознание участников собственных возможностей.
«Круговой массаж».Цель:снятие остаточного напряжения.
Все встают в круг «лицом к спине»,и мягкими движениями разминают плечевой пояс впереди стоящего.Кто-нибудь может начать дурачиться(проходит само собой) поскольку упражнение расслабляет и способствует групповой сплоченности. В обсуждении вербализуются чувства участников. Обсуждение может закончиться выражением благодарности своему «массажисту».
- Ритуал прощания (ассимиляция опыта).Обсуждение итогов. Круг «Новое и важное для меня».
Занятие 2.
Цели занятия: продолжение знакомства и синхронизация группы; установление контактов между участниками; снятие эмоционального и телесного напряжения; развитие навыков совместной игры.
Ход занятия.
1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.
2.Разминка
Упражнение «Знакомство руками»
Цель:построение отношений через телесные ощущения.Группа делится на 2 части , 2 круга. Участники встают лицом к друг другу , закрывают глаза, внутренний круг проходит по часовой стрелке , внешний- против часовой. Не открывая глаз почувствуйте своими руками другого человека, который стоит напротив вас. Познакомтесь… Попробуйте задать вопрос руками… Получите ответ… Попробуйте определить характер этого человека… пообщайтесь с помощью рук… Доверьте свою тайну. Расскажите собеседнику, что вы чувствуете…(3-5 минут). Откройте глаза. Что нового вы узнали о своем собеседнике? Много ли вам сказали руки про хозяина?
Упражнение «Номерки»
Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), они должны зацепляться сзади за воротник одежды. Всем предлагается встать в круг. Ведущий прикрепляет номер каждому ,но не по порядку. Участники должны как моно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное правило-не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя.
3. Основная часть: упражнения на осознание себя и своего поведения, обсуждение различных ситуаций.
Упражнение «Чем я отличаюсь от других».Цель- нахождение критериев оценки себя.
Участники находят отличия своего «я» от других.
Упражнение «Плохое и хорошее»
Участники оценивают свои основные черты характера, называя ,например, 5 хороших своих черт и 5- плохих. Нужно определить, какие из черт зависят от самого человека и могут управляться изменяться самим человеком.
Какими чертами , эмоциями человек может управлять сам.
Упражнение «Волшебный магазин» Ведущий:»Представьте, что вы попали в волшебный магазин , где можете приобрести все, чего вам не хватает, любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери ,все что хочешь ,но плати.Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.
Организуется пространство: из участников выбираются приказчик- помощник ведущего, рекламный агент, призывающий посетить магазин , и очередь из участников. Указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент.Ведущий ведет торг, приказчик приносит со склада качества ,они продаются как товар.Далее ведется обсуждение:как сложно было расставаться со своими качествами?Почему необходимы те или иные качества? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?
«Закончи предложения»
1.Я сержусь, когда кто-то…»
2.Когда другие унижают меня ,я…
3.Выбирая между «пассивный» и «агрессивный», я назвал бы себя…
4. Я ненавижу…
5. Хуже всего мне ,когда…
6.Счастливее всего я. когда…
7.Главнее, что я хотел бы в себе изменить –это…
Ведущий собирает бланки результаты в группе не обсуждаются( эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании.
4. Ритуал прощания.
Занятие № 3
Цели занятия : взаимодействие ; отреагирование чувств ; осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.
Ход занятия.
1.Разминка: упражнения на синхронизацию , доверие и взаимодействие.
«Синхронизация» (осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми ).Участникам предлагается на счет 3 показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент , когда участники показывают одинаковое количество пальцев.
«Восковая палочка» (переживание телесных ощущений: в отношениях доверия ,недоверия).
Все участники становятся вкруг плотно к друг другу, чувствуя друг друга.В центр круга становится один из участников. Тот, который стоит в центре ,-«восковая палочка», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники, стараясь не причинить ему боль. Затем участники на месте «восковой палочки» оказываются другие участники. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате упражнения.
2. Основная часть: упражнение на осознание своей агрессивности и неконструктивности поведения.
Упражнение «Что делать с агрессией и гневом» (в ходе упражнения дети могут разобраться в том ,что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Материалы: бумага,карандаши.
В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют ее по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию можно назвать конструктивной. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна. Конструктивная агрессия –это активность .стремление к достижениям .защита себя и других ,завоевание свободы и независимости. Деструктивная агрессия- это насилие .жестокость . ненависть ,недоброжелательность ,злоба. Поэтому, чтобы понимать ,что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло .не причиняя вреда окружающим .
А теперь возьмите лист бумаги и запишите на нем все , что делает тот человек ,о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт , следуя которому можно создать агрессивного ребенка,а также нарисуйте портрет такого ребенка. Затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка( как он ходит, как говорит, как смотрит .что он делает ). Что вам нравится и не нравится в агрессивном ребенке. Что бы вы хотели изменить в таком ребенке.
Далее попросите детей подумать о том ,когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе ?
Возьмите лист бумаги и разделите его на 2 части: левую и правую. Слева напишите, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к другим.
3. Обсуждение.
Как вы считаете. Почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например каким?).
Способы:
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- Топать ногами;
- Громко кричать, используя»стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
- Написать на бумаге все слова , которые хочется сказать, скомкать ивыбросить бумагу;
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- 4. Ритуал прощания (при эмоциональном возбуждении-шепотом провести групповое релаксационное упражнение ).
Занятие № 4
Цели: осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему; обучение методам релаксации.
Ход занятия.
1.Разминка: упражнения на доверие , взаимодействие и движение.
«Прогулка по сказочному лесу ( способствует разрядке агрессивных чувств, лаем , рычанием). Участники перевоплощаются в агрессивных животных :собак .тигров, медведей.
Упражнение «Гомеостат». Участники выстраиваются в шеренгу.По сигналу ведущего можно прыгнуть , повернувшись в любую сторону. Задача- добиться того . чтобы вся группа смотрела в одну сторону.
2. Основная часть: упражнения на осознание своей агрессивности, обучение методам релаксации.
«Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет, на слух,на ощупь, на вкус , на запах).
1.Что такое ссора?
2. Как возникает ссора ,с чего она начинается?
3. Был ли вашей жизни хотя бы один момент, когда ссору вы начали сами? И что вы при этом сделали?
4. А что вам нравится в ссоре ?
5. Что не нравится в ссорах? (Когда поругаешься, чувствуешь себя одиноким, настроение плохое).
6.Если бы ссора имела цвет ,то какого цвета она была?
7. А какая ссора на вкус?
8. А если ссору потрогать руками, то какая она ?
9.А какая ссора на слух?
10.Затем предлагается Детям нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора.
Обучение методам релаксации.
Попросить сесть или лечь участников поудобнее. Представить ситуацию , которая злит или человека . который вызывает данное чувство, и отметить .в каких частях тела при этом возникает наибольшое напряжение.
После того как все участки тела будут определены, приступить к упражнению по мышечному расслаблению.Расслабить мышцы в следующей последовательности:
-руки(кисть, предплечье, плечо);
-шея;
-живот;
-ноги;
-голова, в основном лицевая часть(рот, нос . лоб )
Участники удобно сидят или лежат
-делают глубокий вдох;
- на задержке дыхания сильно напрягают мышцы того участка тела ,с которым вы работаете, и представляете того человека, на которого разозлились;
-на вдыдохе в виде облачка выдыхаете свой гнев(отпускаете его).
Затем какое-то время отдыхаете.Упражнение с каждым участком тела следует повторить1-2 раза
«Плавный вдох Задержка дыхания( напряжение мышц прорабатываемого участка плюс представление проблемной ситуации
Медленный выдох(представление собственной злости в виде облачка или какого либо другого образа)
Отдых»
2. Затем переходят к следующему участку тела. Пока все не будут проработаны.
Упражнение «Морская звезда»
Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они хорошо и безопасно себя чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то ,отчего испытывают радость и удовольствие(1-2 минуты). Открыть глаза, потянуться глубоко вздохнуть.
4. Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.
5. Ритуал прощания.
Занятие № 5
Цели : повышение самооценки детей, психологическая коррекция детских обид , принятие своих негативных качеств.
Ход занятия.
1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие.
Упражнение «Подхвалилки» для повышения самооценки.Участникам раздаются карточки с названием различных хороших поступков.Например, быстро сделать уроки, помочь товарищу в беде. Участникам предлагается вспомнить и описать случай ,когда здорово сделали именно то , что написано на карточке.
Упражнение «Толкалки» (научение выражать агрессию через игру и позитивное движение).»Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, старайтесь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место.Будьте внимательны , никто никому не должен причинить боль. НЕ толкайтесь. Если надоест или устанете скажите:»СТОП».
3. Основная часть:актуализация ситуаций обиды.
Упражнение» Детская обида»
Вспомните случай из детства ,когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.
Демонстрируют рисунки «тогда « и «сейчас».
Упражнение « Безмолвный крик» (научиться при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой; избавиться от напряжения. «Представьте себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы , кто тебя злит или причиняет тебе какое –нибудь зло .Представь, что этот человек еще сильнее раздражают тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя.Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал здесь.То есть кричать нужно про себя. Может быть , ты хочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь .В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя.Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче.Ну. вот теперь хорошо!
А теперь вспомни о человеке ,который осложняет тебе жизнь.Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил.Откройте глаза, расскажите о том, что вы пережили.
_Смогли ли в своем воображении крикнуть очень громко?
Кого вы представляли в образе злого духа?
Что кричали?
Что придумали, чтобы остановить этого человека?
4.Релаксационные упражнения(см. занятие № 4).
5.Ритуал прощания.
Занятие № 6
Цели:изучение мотивов своего агрессивного поведения; изучение мотивов агрессивного поведения других людей.
Ход занятия.
- Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
Упражнение «Бурундучки»
Ведущий каждому участнику говорит на ушко о том каким зверем он будет.После этого все стоя в кругу, крепко берутся за руки( руки согнуты в локтях).Ведущий называет какого то зверя .Его задача присесть, остальных- крепко держать его. Шутка в том что ведущий присваивает разные названия всего двум участникам, а всех остальных называет бурундучками .Сначала называются единичные звери. А на 3 раз- бурундучки, почти все резко приседают,в итоге ,падают.
2.Основная часть: групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.
Рассматриваются реальные ситуации по форме
Реальная ситуация, которая произошла с тобой | Что ты чувствовал?Что ты думал при этом? | Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле? |
3.Релаксационные упражнения.
4. Ритуал прощания.
Занятие № 7
Цели: отреагирование накопившихся отрицательных эмоций; обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.
Ход занятия.
1.Разминка: упражнения на движение ,взаимодействие и противодействие.
Упражнение «Клопы» ( для включения в работу, облегчения выражения чувств).Участники по кругу передают две ручки –клопов. Ручку можно отдать следующему игроку по кругу или обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновременно «закусали клопы» (этот участник выбывает). Игра продолжается до 3 победителей.
Упражнение «Ворвись в круг» (проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях)
«Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.
- Основная часть.
Упражнение «Раскрась свои чувства»
Представьте себе, что этот человек- сказочный герой. В которого вы превратились. Этот человечек,как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела.Раскрасьте эти чувства:радость-желтым; счастье – оранжевым; удовольствие – зеленым -; гнев ,раздражение – ярко-красным; чувство вины – коричневым; страх – черным.
Затем идет обсуждение рисунков.
Упражнение «Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение»
1.Попросите участников встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке) , которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
2.Затем попросите их встать (если сидели) , и пусть участники начнут совершать движения таким образом. Чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения),котрые они испытывают.Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела. Где негативные чувства наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения. Важно выразить свои чувства.
Обсуждение.
Легко ли было выполнить упражнение?
В чем они испытывали затруднения?
Что чувствовали во время выполнения упражнения?
Изменилось ли их состояние после выполнения упражнения?
Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии(например:на перемене один мальчик взял у другого портфель и стал его пинать).
3.Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.
4.Релаксационные упражнения.
5. Ритуал прощания.
Занятие № 8
Цели: отработка конструктивных форм поведения, тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии.
Ход занятия.
- Промежуточное тестирование.
- Разминка: упражнения на движения , взаимодействие и реакцию.
Упражнение «Встаньте те кто…»
Ведущий произносит фразу «Встаньте те кто …»- и называет какое –нибудь качество.Все,кто считает что у него есть это качество, встают и хором говорят : «Желаем всем хорошего настроения»
Упражнение «Охапка рук»
Участники становятся вкруг , закрывают глаза ипо сигналу ведущего начинают сходиться к центру . вытянув руки перед собой.Задача каждого- схватить и держать как можно большее число рук , не открывая глаз и смотрят: чьи руки захватил.
3.Основная часть.
Рисование прежних реальных ситуаций проявления агрессивности виде комикса. Затем создать второй комикс с возможным конструктивным разрешением конфликта.
Закрепление правил . помогающих участникам справиться с собственным гневом.
- Прежде чем перейдешь к действию. Скажи себе «СТОП». Можно нарисовать значок «стоп» в виде кружка с каймой из картона и положить его в карман .
Всякий раз , когда захочется ударить или толкнуть кого- либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка со знаком «стоп» или представить его.
2.Прежде чем перейдешь к действию ,глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Прежде чем перейдешь к действию , сильно сожми кулаки и разожми их до 10 раз.
4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде ,чем перейдешь к действию, остановись и подумай ,что ты хочешь сделать.
4.Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.
5. Релаксационные упражнения.
6. Ритуал прощания.
Занятие № 9
Цели: отработка навыков поведения в ситуациях . провоцирующих проявление агрессии; обучение методам саморегуляции.
Ход занятия.
- Разминка: упражнение на движение и реакцию.
Упражнение «День рождения»
Выбирается именинник.Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого- то, и исправить это.
2.Основная часть: разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии в семье (по данным , полученным при индивидуальных беседах), обучение новым упражнениям релаксации и проверка усвоения прежних.(Визуализация « Прогулка в горах»).
3.Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.
4. Ритуал прощания.
Занятие № 10
Цели: закрепление конструктивных способов поведения.
Ход занятия.
- Разминка : упражнения на движение и реакцию.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Участники свободно перемещаются по помещению с закрытыми глазами и жжужанием. По хлопку ведущего необходимо выстроиться в круг. Глаза открывать ни в коем случае нельзя. Игра считается «выигранной», если все участники оказались в кругу. На это отводится несколько попыток (не более 7). Ведущий фиксирует получившиеся формы на доске. По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивающее важность групповой работы: если круг не получается это значит никто из участников не выполнил задание.
2.Основная часть: тренинг поведения в ситуациях, провоцирующих появление агрессии в среде сверстников.
Упражнение «Небеса и ад»
Материалы: карандаши и бумага.
«Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что- бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой превращается в открытую борьбу.Вы можете вспомнить случай , когда ваш спор с кем-нибудь едва не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был начать драку. А может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя.Может быть вы оба были готовы драться. Но что- то позволило вам избежать рукоприкладства?
Напиши, что произошло тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название».
Анализ упражнения с проигрыванием.
Что ты можешь сделать , чтобы спор не превратился в драку?
Что ты делаешь ,когда кто- нибудь хочет у тебя что-то отобрать?
Что ты делаешь , когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?
Бывают ли случаи ,когда ты вынужден драться?
Упражнение «Пожалей другого»
Выполняется по кругу.Ведущий дает задание участникам представить, что рядом сидящему человеку плохо он расстроен.Надо проявить к нему сочувствие, высказать слова утешения.
Упражнение «Насос и мяч»
В парах один из участников- насос . другой – мяч. Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена . ноги полусогнуты). По мере надувания партнер издает звук «СС», мяч распрямляется , а потом опять «сдувается» со звуком «СС». Затем участники меняются ролями.
3. Релаксация с визуализацией «Летнее поле».
4.Ритуал прощания.
Занятие № 11
Цели : закрепление конструктивных способов поведения.
Ход занятия.
- Разминка: игры на движение и реакцию.
Упражнение «Бип»
Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в центре круга.Его раскручивают , чтобы он потерял ориентацию . и одновременно все меняются местами. Задача ведущего подойти к кому –нибудь в кругу и сесть на колени. Тот, на кого сели , должен не своим голосом сказать: «Бип». А водящий определить , у кого на коленях он сидит.
- Основная часть: тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов в семье и школе.
Упражнение «Копилка хороших поступков»
Попросите детей подумать и мысленно вспомнить о всех хороших поступках. Которые удалось совершить. Запишите 3 хороших поступка. Которые более значимы для вас.После того как дети запишут одним спокойным предложением пусть похвалят себя за все эти три события.Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сделала!», «У меня это действительно хорошо получилось».
Упражнение «Болото»
На полу мелом рисуется поле 6 на 6 квадратов. Для себя ведущий готовит схему безопасного перехода через болото. Условия: игра проходит в молчании(за каждое слово игра начинается заново). На болоте может находиться только один человек, остальные на берегу. Группе надо перебраться через болото по клеткам,кочкам.Их не видно. Если клетка не кочка , а трясина. Ведущий говорит «Буль» и участник возвращается на берег Обсуждаются наиболее эффективные стратегии взаимодействия( акцентируется важность внимательного отношения к действиям и поступкам другого человека) , чувства участников.
3.Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.
4.Релаксация с визуализацией «Подъем в гору».
5. Ритуал прощания.
Занятие № 12
Цели: завершение работы группы.
Ход занятия.
1.Зкалючительное тестирование.
2.Итоговое осуждение достижений всего цикла.
Упражнение «Тарелка»
Все сидят с закрытыми глазами.Необходимо передавать друг другу тарелку . наполненную водой (крупой), так, чтобы не облить , не обсыпать соседей.Упражнение заканчивается обсуждением.
Упражнение «Чего я достиг»
Участники рисуют рисунок «Мои достижения»
Круг «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?»
Участники отвечают на вопрос. Важно следить за тем , чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая своих достоинста , а преувеличивая их (я невероятно умная). Группа поддерживает каждого участника.
Упражнение «Чемодан»
Один их участников выходит. А остальные начинают в дорогу ему собирать чемодан. В который набирается то , что по мнению группы пригодится ему для общения с людьми. Все пожелания записываются и вручаются на память.
3. Особый ритуал закрытия группы.
Приложение № 5 .
Результаты диагностики форм агрессивности с помощью опросника Баса – Дарки.
В 6 классах агрессивность поведения в большой степени определяется отношением подростка с группой сверстников( принятие или непринятие) .Диагностика показала, что у мальчиков преобладает физическая, косвенная агрессия и обидчивость, у дев
очек- физическая агрессия , негативизм и раздражение .
В 7 классах демонстративность поведения находит проявление в физической агрессии; основа агрессивных проявлений личности- подозрительность. От уровня подозрительности будут зависеть его раздражительность, обидчивость. Негативизм и косвенная агрессия. У мальчиков преобладает физическая агрессия, подозрительность , негативизм.Девочки чаще проявляют негативизм , раздражение и чувство вины .
В 8 классах если на подростка давят или недовольны им, он открыто демонстрирует свои намерения. Цель такого поведения желание стать более уверенным в себе.Для мальчиков характерно преобладание физической . косвенной агрессии и негативизма. Девочкам свойственны- физическая , вербальная, косвенная агрессия .
Результаты диагностики агрессивных проявлений с помощью методики « Несуществующее животное» говорят о том, что в основном – это защитная агрессия , защита от окружающих (рога . когти , иглы ).Учащиеся часто испытывают тревожность в отношениях с окружающими ( острые углы , жирная линия с нажимом ).В 7-8 классах чаще проявляют вербальную защитную агрессию ( рот с зубами) , большинство учащихся имеют неадекватную самооценку 6 класс- 75%, 7 класс- 66,7%, 8- класс- 74%.Преобладают большое количество животных угрожающего типа
в 6 классе-64,5%, 8класс-60,9%, 7 класс-37%, это говорит о своем положении в окружающем мире, о враждебном отношении окружающего мира и желании детей защититься.
Сводная таблица изучения агрессивных проявлений с помощью методики
«Несуществующее животное»
Самооценка завышенная | заниженная | адекватная | Рот с зубами | рога | иглы | когти | Контур фигуры острые углы | Жирная линия с нажимом | Угрожающие животные | Нейтральные животные | |
6 КЛ | 32,% | 42% | 25% | 3,5% | 21% | 17.% | 21,% | 75% | 46% | 64% | 32% |
7 КЛ | 37% | 26% | 33% | 22% | 44% | 11% | 30% | 48% | 48% | 37% | 62% |
8 КЛ | 39% | 35% | 26% | 30% | 17% | 17% | 17% | 78% | 52% | 60% | 39% |
Приложение № 5 Результаты анкетирования с помощью анкет № 1, № 2, № 3.
Анкетирование показало , что в каждом из классов есть дети , которых обижают. Проявляют против них агрессию и большинство детей с ними не дружат. Против них чаще всего направляют физическую , вербальную ,косвенную агрессию.
Дразнят чаще всего за внешность , личные качества. Большинство учащихся 53% когда-нибудь обижали одноклассники- агрессия ( физическая , вербальная , косвенная). В ответ им хотелось проявить те же самые формы поведения- агрессию ,обиду,чувство вины.
Когда кого-то обижают большинство учащихся 56,6% предпочитают стоять встороне и наблюдать за происходящим, 20%- встают на сторону обидичиков, 26,6% защищают жертву.Чаще всего жертва плачет, дает сдачи, т.е. защищается , жалуется учителю. На вопрос помогает ли это остановить обидичков да-ответили 16,6%, нет- 50%, не знают- 26,6%.На вопрос кто,по-твоему, виновен 50% ответили те, кто обижает, 50%- тот кого обижают, половина учащихся готовы обвинить жертву.
20% учащихся не могут справиться с обидчиками без посторонней помощи, 53,3% могут сами остановить обидчика.53,3%учащихся хотели бы помочь тем ребятам, которых обижают.
На вопрос, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, были получены следующие ответы: сдружиться со всеми,проявить понимание, чаще собираться, не обзываться, не обижать, 30%- не знают, что можно сделать.
Чаще всего учащиеся 6-8 классов проявляют физическую агрессию- 27,3%, вербальную- 36,4%, косвенную-12%, обиду- 27,3%.
На вопрос приносит ли такая реакция пользу, ответили да- 24,3%, нет- 48,5%, не знаю- 6%.
В большинстве семей -53%, гнев выражают в виде крика- вербальной агрессии, 21%- не знают как выражают гнев в их семье, в 9% случаев- гнев выражают спокойно .
Что могут сделать учащиеся чтобы улучшить свой способ справляться с гневом33,3%- ответили, что не знают,что делать, 15%- предложили конструктивные способы борьбы с гневом, 15% предлагают неконструктивные способы .
Анкетирование показало, что большинство детей не знают конструктивных способов борьбы с гневом и агрессивное поведение не приносит желаемых результатов.
Результаты анкетирования педагогов.
В нашей школе существует проблема агрессивности, она крайне важна.По мнению педагогов чаще всего приходится сталкиваться с физической и вербальной формами агрессии.Чаще всего агрессия проявляется в возрасте 10-12лет, чуть меньше 13-15 лет.
В школе чаще всего проявляется на перемене.
Учащиеся лишь иногда сообщают об агрессии. Направленной против них родителям и классным руководителям, чаще в возрасте7-9 лет.
На вопрос станут ли одноклассники защищать жертву. Чаще был ответ в зависимости от обстоятельств.
Наиболее частые причины проявления агрессии связаны с воспитанием детей в семье, влиянием телевидения.
Результаты анкетирования родителей.
Проблема агрессии в классе существует и очень важно ее решать.По мнению родителей дети чаще всего сталкиваются с вербальной агрессией 92,3%, чаще всего агрессия проявляется в 10-12 лет-53,8% ,в 13-15 лет-38,4%.В 61, 5% дети лишь иногда сообщают о направленной против них агрессии. Чаще всего сообщают в возрасте 7-9 лет, родителям и классным руководителям.Защищать жертву чаще всего будут родители и классные руководители, одноклассники лишь в зависимости от обстоятельств.Родители считают , что иногда жертва провоцирует агрессию-66%.Основными причинам агрессии считают воспитание в семье, влияние общества ,телевидения, врожденные психические заболевания.
Что могут сделать для реше5ния этой проблемы родители: уделять больше внимания детям;педагоги: Изучать особенности этих детей, вести беседы с такими детьми.
Выражение агрессивных проявлений учащихся 6классов.
Физическая
Вербальная
Косвенная
Негативизм
Раздражение
Подозритель-
ность
Обида
Чувство
вины
Выражение агрессивных проявлений учащихся 7 классов
Физическая
Вербальная
Косвенная
Негативизм
Раздражение
Подозритель-
ность
Обида
Чувство
вины
Выражение агрессивных проявлений учащихся 8 классов.
Физическая
Вербальная
Косвенная
Негативизм
Раздражение
Подозритель-
ность
Обида
Чувство
вины
Приложение №2
Анкета № 3
- Когда я злюсь , я обычно…
- Приносит ли такая реакция мне пользу ? Почему да , почему нет?
- Как выражают гнев в моей семье?
- Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами.
Приложение № 8 Занятие с элементами тренинга для подростков «Мир без агрессии».
Цель: обучение подростков навыкам распознавания и контроля над деструктивным поведением.
Ход занятия.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении, что же такое агрессия?Латинское слово «агрессия» обозначает нападение. В психологическом словаре приводится следующее определение агрессии: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в об ществе, приносящее физический или моральный вред людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? (Как он выглядит? Как ичто говорит? Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?)
Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно , угрожает, громко говорит, ведет себя грубо, нахально.
Психологами разработаны критерии определения агрессивности.
Подросток:
1.Часто теряет контроль над собой.
2.Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4.Часто специально раздражает людей.
5.Часто винит других в своих ошибках.
6.Часто сердится и отказывается сделать что –либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Затем предлагается провести игру. Одному из участников предлагается выполнять любые неагрессивные действия ( он встает, кладет ногу на ногу , улыбается, подмигивает). Другой участник должен прокомментировать действия первого с позиции агрессивного человека (Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую- то гадость).Остальные участники могут предлагать свои комментарии.
Далее идет обсуждение:
Может ли человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?
Являются действия агрессивного человека конструктивным или деструктивным?
Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуации.
Ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей , и змея решила жить по- новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней..Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал:» Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил. Чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»
Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».
Далее участникам предлагается нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения или написать его имя корявым, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано. Попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором.
Ведущий предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом члене группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти , зубы , шипы, жало, и т.д.
Существо , получивщееся в итоге. Целиком состоит из чего-то угловатого, кусающего, карябующего. Придумываются различные способы уничтожения этого чудовища.
Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами , которые возникают во взаимоотношениях между детьми , а также между детьми и учителями.
Важно применять эту игру в группах , царят враждебность и агрессивность , ведь в ходе ее можно дать другому ребенку негативную обратную связь , и каждый уже может самостоятельно решать , насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.
Инструкция : « Я хочу предложить Вам игру , которая называется « Спустить пар» . Играют в нее так
Каждый из вас может сказать остальным , что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например : «Алена , мне обидно , когда ты говоришь , что все мальчишки придурковаты» ; или: «Федя , я выхожу из себя , когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».
Пожалуйста , не оправдывайтесь , когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все , что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться , то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело , и мне не нужно «спускать пар».
Когда круг «спускания пара» завершится , дети , на которых жаловались , могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том , что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то , что мешает другим , иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем то таком , что можете и хотите изменить в себе ? Если да , то вы можете сказать , например: «Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками» , «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».
Очень важно научиться проявлять свои отрицательные эмоции в форме адекватного «Я – высказывания
Примеры правильного и неправильного выражения чувств
_____________________________________________________________________________
Неправильно | Правильно |
А как еще можно себя чувствовать , когда ты задираешься | Твое поведение меня здорово раздражает ! |
Да , заткнись ты ! | Извини , я сейчас не могу с тобой говорить. Или : Я не буду с тобой говорить , пока ты кричишь ! |
Ну , что вылупился ? | Ты хочешь меня о чем-то спросить ? Спрашивай. |
Ну и дуйся сколько хочешь , я тоже не буду с тобой разговаривать. | Я вижу ты на меня сердишься. Когда захочешь , то мы можем поговорить. |
Очень важно проявлять агрессию конструктивным способом , уметь сдерживать ее.
- Посчитай до 10.
- Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов
- Походить , если это возможно , взад-вперед по помещению в темпе , диктуемом внутренним состоянием.
- Порвать какую - нибудь ненужную бумагу (А еще лучше , если на ней предварительно написать : «Я ненавижу Вовку!» , «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки !»
- Самое конструктивное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой , стиркой , или спортивной игрой , бегом.
Очень важно контролировать свое состояние и если вы будете использовать приемлемые способы выплескивания гнева , то можно будет предотвратить конфликт.
Приложение 9 Взаимодейсвие с агрессивными детьми(занятие для педагогов).
Цель : изменение формы общения с агрессивными детьми ; повышение культуры общения , в том числе речевого обучения навыкам реагирования на неприемлемое , с точки зрения взрослого , поведение детей с помощью «Я – сообщений» , высказываний , содержащих только выражение собственных чувств педагога.
Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков предлагаю вашему вниманию некоторые правила.
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях , когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима , целесообразны следующие позитивные стратегии :
- простое игнорирование реакции ребенка , подростка ;
- выражение понимания чувств ребенка «Я понимаю , что тебе обидно» ;
- переключение внимания или предложение какого-либо задания ;
- позитивное обозначение поведения «Ты злишься потому , что ты устал».
Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении) , а не на личности ребенка и подростка.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Анализируя поступок , важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка (подростка) , по принципу «здесь и сейчас» , избегая анализа других поступков.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивными детьми обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:
1. Констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно».
2. констатирующий вопрос : «Ты злишься ?»
3. раскрытие мотивов агрессора : «Ты хочешь меня обидеть ? Ты хочешь демонстрировать силу?»
4. «Я -сообщение» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится , когда со мной говорят в таком тоне» , «Я напрягаюсь , когда кто-то громко кричит».
5. Апелляция к правилам : «Ты нарушаешь правило»
Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями , то он:
- не подкрепляет агрессивное поведение;
- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
- сохраняет партнерские отношения , необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача взрослого , сталкивающегося с детско-подростковой агрессией , - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого , усиливающие напряжение и агрессию , включают в себя:
Повышение голоса , демонстрацию власти : «Учитель здесь пока еще я» , агрессивные позы и жесты , сарказм , насмешки , нотации . проповеди , угрозы или наказания . придирки , придирки . передразнивание. Некоторые из этих реакций могут остановить проступок , но на короткое время.
Правило 5. Обсуждать проступок.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение детей и подростков всякий раз , когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки , а только после того , как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию.
Ребенку , тем более подростку , очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка «Ты неважно себя чувствуешь» , «Ты не хотел его обидеть» , что не распространяется на индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения , позволить подростку выполнить требование взрослого по своему;
- предложить ребенку-подростку компромисс.
Часто ученики используют «свои способы» сохранения самоуважения , такие как:
- «тянут» несколько секунд , прежде чем согласиться;
- строят гримасы , выполняя вашу просьбу;
- перед тем , как подчиниться , говорят что-то типа «не хочу , не буду» , чтобы последнее слово осталось за ними.
Если позволить им подчиняться «по- своему» , инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитателя «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения , альтернативных агрессивному.
Альтернативное поведение , направленное на снижение напряжения ситуации . может включать в себя следующие приемы:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут – предоставление возможности ребенку ,подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- использование юмора;
- апелляция к правилам.
Наибольшая польза от этих приемов в том , что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого , соответствие словам его невербальных реакций.
Упражнение : «Цель – полюбить неприятного человека».
Инструкция : «Увидеть хорошее в самом неприятном человеке. Вкратце опишите этого человека , затем расскажите , что в нем хорошего. Группа следит , чтобы рассказ о хороших качествах плохих людей не сопровождался негативными формулировками».
Вопросы для обсуждения :
1. Можно ли найти хорошее в самых отвратительных людях ?
2. Что в этом может помешать ?
Упражнение : участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты - сообщение» и «Я – сообщение» , в связи с описанной ситуацией. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации , «Ты – сообщение» и «Я – сообщение». Задача партнера отследить , какое эмоциональное состояние возникает на «Ты – состояние» и «Я – состояние» и какое на «Я – сообщение».
Например : Ситуация 1. Учитель объясняет материал на доске , ученик ученик при этом разглядывает журнал.
Пример «Ты – высказывания» : «Ты закроешь свой журнал или нет ? Когда ты начнешь слушать ? Я для тебя специально объяснять не буду !»
Пример «Я – высказывания» : «Меня беспокоит , что ты разглядываешь журнал во время объяснения. Я боюсь , что новый материал останется неусвоенным».
Ситуация 2. Ребенок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала.
«Ты – высказывание» : «Ты можешь закрыть рот в конце концов ? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать.»
«Я – высказывание» : «Когда разговаривают во время объяснения , мне трудно говорить , я начинаю раздражаться и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста перестань разговаривать.
Таким образом можно сказать , что взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами , уметь выразить их , сказать о них , чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка.
Заключение.
Результаты работы показали , что масштабы агрессивных проявлений, особенно в подростковом возрасте велики. Агрессия встречается в различных формах, наиболее часто встречающимися являются физическая агрессия – высокий уровень физической агрессии как у мальчиков так и у девочек. Как правило, это активные целеустремленные ребята , стремящиеся к общественному признанию, но отличаются плохим самоконтролем и несдержанностью, действуют импульсивно и непродуманно, не извлекают уроков из своего негативного опыта. Отмечается высокий уровень косвенной агрессии – это результат подавленных эмоций , таких детей отличает повышенная сензитивность , из- за этого они плохо переносят критику , и люди , критикующие их , вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности .Как и мальчики, так и девочки, склонны к проявлению негативизма – все , что задевает их личность, вызывает чувство протеста, поэтому критику они воспринимают как обиду и оскорбление , а имеют низкую фрустрационную толерантность, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. И вербальная – особенно ярко выражена у девочек и чаще всего , связана с постоянной тревожностью , неуверенностью в себе, особенность таких детей является низкая фрустрационная толерантность . малейшие неприятности выбивают таких детей из колеи, они не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства.
Опыт показывает , что истоки агрессивного поведения детей и подростков лежат в неправильном воспитании в семье , нередко агрессивность родителя является негативным образцом для подражания . Особенно в отношении подростковой агрессии . можно сказать . что она становится социальным феноменом , определенной нормой поведения , конечно велика в этом роль и средств массовой информации.
Для решения этой проблемы были разработаны профилактические мероприятия: во- первых, дать четкое представление учителям и родителям о возрастных особенностях проявления агрессии, во – вторых, знание типичных ошибок при работе с этим явлением , в- третьих , умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них , т. е. использовать психологические механизмы контроля агрессии. С детьми провожу занятия по осознанию неконструктивности агрессивного поведения, а также по повышению уровня коммуникативной культуры учащихся.
По преодолению и предупреждению социально- эмоциональных проблем у учащихся проводится диагностика таких состояний. По результатам диагностики провожу коррекционные мероприятия в различных направлениях указанных в приложении.
Комплексное использование профилактических и коррекционных мер , позволяет получить положительные результаты.
РАЙОННАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОГО РАЙОНА
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Творческая работа
соискателя на первую
квалификационную категорию
педагога-психолога
МОУ «СОШ р.п.КрасныйТекстильщик»
Подкопаевой Натальи Васильевны
2007 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………1 стр.
Глава 1. Проблема агрессии в различных психологических подходах…….2-4 стр.
1.2.Особенности агрессивных детей и подростков……………………4-6 стр.
1.3.Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения
детей и подростков……………………………………………………….6-7 стр.
Глава 2. Исследование агрессивных проявлений подростков………………8 стр.
Глава 3. Коррекция агрессивного поведения детей и подростков…………. 9-13стр.
Заключение…………………………………………………………………………14-15 стр.
Библиография………………………………………………………………………16 стр.
Приложение
Библиография.
- Бандура А.Подростковая агрессия. Изучение влияния семейных отношений .,М., 1999.
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.,СПБ.,2006.
- Журавлев Д., Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен/ Нар. Образование 2/2003.
- Лебедев Л. Д.,Арт- терапия детской агрессивности / Начальная школа 2/ 2001.
- Майорова А. В., Е.Е. Чепурных., С.М.Шурухт,Обучение жизненно важным навыкам .,СПБ.,2002.
- Микляева А.В., Румянцева Г.В.,Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.,СПБ.,2004.
- Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ.,2004.
- Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений.
- Рогов.Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании , М., 1996.
- Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.
- Собчик Л.Н., Модифицированный восьмицветовой тест Люшера., СПБ., 2001.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей., Ростов на Дону., 2003.
- Сорокин А. И.Конфликтность в поведении детей и подростков., Уфа., 1996.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. , Ростов на Дону ., 2003.
- Хухлаева О.Классификация нарушений / Школьный психолог № 41/2001.
- Школьный психолог / Агрессивный ребенок.,№ 18/2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу
Конструктивная агрессия- это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости Деструктивная агрессия- это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба
Рекомендации по сдерживанию агрессии Посчитай до десяти. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов. Походить если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием. Порвать какую – нибудь ненужную бумагу (А еще лучше, если на ней предварительно написать: « Я ненавижу Вовку!», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Выместить свои отрицательные эмоции на каком –нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Самое- конструктивное- разрядить эмоции какой- нибудь осмысленной полезной работой.
Правила класса «В нашем классе все против агрессии!» Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: "Давай подразним (и т. д.) вместе!"- каждый из нас отвечает:"Нет!" Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (круг, клубок агрессии). Каждый ставит себя на место жертвы. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения - не значит ябедничать.
Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. Игра должна быть честной: все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка). Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! Мы называем друг друга по имени. 10. Мы уважаем друг друга!