Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности взаимодействия с тревожными детьми"
Семинар-практикум знакомит педагогов ДОУ с понятием "тревожность" и формирует умение выявлять тревожных детей и осуществлять с ними коррекционную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vzaimodeystvie_s_trevozhnymi_detmi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План семинара-практикума
«Особенности взаимодействия с тревожными детьми»
Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «тревожность» и причинами её возникновения;
- Оказать помощь в выявлении тревожных детей.
- Формировать умение планировать и осуществлять коррекционную работу с тревожными детьми.
Содержание:
- Приветствие, упражнение «Волна».
Цель: формирование групповой сплочённости, активизация внимания.
Участники друг за другом по кругу повторяют различные движения.
- Сообщение психолога «Что такое тревожность».
Цель: познакомить с понятием ситуативной и общей тревожности; объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх», периодизацией страхов у детей.
- Практическое задание «Портрет тревожного ребёнка».
Цель: выявление характерных особенностей тревожных детей.
Участники с помощью карточки «Портрет «особого» ребёнка» выбирают черты, которые свойственны данной категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет тревожного ребёнка.
- Сообщение психолога «Причины возникновения тревожности».
Цель: раскрыть причины возникновения тревожности, показать связь появления данного свойства личности с нарушением детско-родительских отношений.
5.Упражнение «Гусеница».
Цель: сплочение группы, формирование доверия, навыка взаимодействия.
Участники становятся друг за другом, поместив между своим животом и спиной стоящего впереди партнёра мяч, затем одновременно начинают двигаться по комнате, стараясь не уронить мячи.
- Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»
Цель: выработать основные принципы в подборе игр для тревожных детей.
Участники составляют список игр, наиболее эффективных, по их мнению, в работе с тревожными детьми, обсуждают основные принципы в подборе этих игр.
- Сообщение психолога «Как помочь тревожному ребёнку».
Цель: познакомить педагогов с тремя основными направлениями коррекционной работы с тревожными детьми.
- Упражнение «Щепки на реке».
Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Участники встают в два ряда «берега», один напротив другого, по очереди между ними «проплывают щепки», «берега» помогают им.
- Психологический практикум.
Цель: обсуждение конкретных проблемных ситуаций.
10. Упражнение «Надпись на футболке».
Цель: повышение самооценки, развитие эмпатии.
Участники придумывают девизы и делают соответствующие надписи на листках, прикреплённых к спинам их коллег.
- Обратная связь.
Участники устно отвечают на вопросы:
- Чем было полезно для вас это занятие?
- Какие методы и приёмы вы будете использовать в своей работе?
- Ваши пожелания на следующую встречу.
Литература
- Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / пер. с англ. Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
- Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем., В 4-х томах – М.: Генезис, 1998.