Психолого- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других- он такой же как и все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adapdaptaciya_uchashchihsya_s_ovz.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время работа по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности ГБОУ НПО ПУ №70. Данное направление — совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограничениями физического, умственного и психологического развития. Такое инклюзивное образование является одной из форм активной интеграции особых детей в общество.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
- активностью,
- самостоятельностью,
- креативностью,
- уверенностью в себе,
- коммуникабельностью,
- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В ГБОУ НПО Профессиональное училище №70 ежегодно поступают учиться более 200 учащихся. Для них важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников. Ведь учащиеся, пользующиеся уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно, легче включаются в учебно-воспитательный процесс.
Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с психофизиологическим развитием юношей и девушек, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении. Дает о себе знать и несформированность психолого-социальных качеств – трудолюбия, способности к самореализации и т.п.
Проблема успешной адаптации учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) во многом обусловлена организацией процесса учебной и внеучебной деятельности. При реализации интегрированного обучения у учащихся, как правило, возникает кризис взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные представления о детях с особенностями психофизического развития. Эти представления основываются на осознании низкого уровня их познавательных возможностей и наблюдаемых трудностях в обучении. Замкнутость таких учащихся, недостаточная социальная активность усиливают изолированность. В свою очередь, учащиеся с особенностями психофизического развития могут испытывать информационный голод во взаимоотношениях с однокурсниками из-за незнания последними личностных и индивидуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения. Учащиеся с нормальным психофизическим развитием испытывают неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта молодых людей с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными для общения. Симптомами кризиса взаимоотношений между учащимися являются:
- повышенная тревожность в общении,
- негативный характер общего эмоционального фона,
- проявление агрессии, нетерпимости, возбудимости.
Здесь возможны два варианта развития событий по истечении определенного времени: либо они сумеют принять друг друга и выстроить конструктивные отношения, либо, наоборот, кризис взаимоотношений от явного перейдет в скрытый и будет проявляться завуалировано. Следует отметить, что учащиеся, попадая в новые для них социально-образовательные условия, в большинстве случаев чувствуют себя некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении с сокурсниками, присутствует тревожность, связанная с попаданием в незнакомую среду.
Данная проблема решается педагогами-психологами отделения реабилитации и адаптации на базе ГБОУ НПО ПУ №70. Начальный этап работы - исследования посредством методик: «Учебная мотивация», «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга- Ханина», «Школьная тревожность Филлипса», «Выявление уровня толерантности», «Исследование ценностных ориентаций личности», «Выявление уровня мотивации». Исследовав методики проводятся мероприятия, способствующие инновационной и интерактивной форме социального обучения, где учащиеся учатся: говорить от первого лица; выражать свои чувства и желания; совершенствовать коммуникативные навыки; развивать способность не только слушать и слышать других людей; развивать творческое мышление; работать в команде; разрешать конфликтные ситуации; учатся управлять своими эмоциями и многое другое.
Целью мероприятий является сплочение и адаптация учащихся в новом детском и преподавательском коллективе к традициям и условиям обучения для развития личности, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения. В его задачи входит:
- реализация потребностей и интересов обучающихся,
- формирование социально и профессионально значимых качеств у учащихся,
- изменение отношения к учащимся с ОВЗ и принятие их сверстниками без отклонений в развитии,
- изучение психологических особенностей адаптации учащихся с ОВЗ, проявляющихся в их индивидуальном характере, динамике, личностных качествах,
- формирование положительной установки на будущую профессию,
- создание атмосферы открытости, свободного общения, дружелюбия;
- создание позитивного эмоционального единства.
Важное направление работы психолога – формирование психолого-социальных навыков у учащихся. Как раз на это и направлена программа, по которой работает психологическая служба нашего училища - « Молодёжь Возможности Достижения», разработанная с целью информирования учащихся о способах успешной социализации и о путях сбережении собственного здоровья. Практическая значимость программы состоит в том, что занятия рассчитаны на группу учащихся в целом, а во время занятий появляется возможность формировать определенные положительные установки у большинства ее членов, что в дальнейшем приводит к установлению благоприятного психологического климата во всем коллективе.
Основные моменты программы – формирование у каждого из учащихся представления о себе как о личности и воспитание навыков эффективного взаимодействия с окружающими.
Программа состоит из следующих блоков:
1.Личностные качества
- понимание эмоций
- ответственность
- умение слушать
- постановка целей
- нормы гигиены и умение одеваться
- развитие уверенности в себе
- самоуважение и уважение других людей
- умение сказать «нет»
- реакция на стрессовые ситуации
- как побороть стресс
2. Решение проблем и конфликтов
- решение проблем
- решение конфликтных ситуаций
- умение противостоять запугиванию и принуждению
3. Здоровый образ жизни
- личные ценности
- вредные привычки
Каждое занятие заканчивается обратной связью. Ответы на эти вопросы позволяют судить об эффективности занятия. Но, подводя итоги таких занятий, необходимо помнить, что главное в ответах учащихся – это их умение выражать свое отношение к людям, например, употребляющим алкоголь, а не говорить о его вреде. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что только дальнейшее в полной мере покажет, насколько полезными для юношей и девушек были эти занятия.
Благодаря совместной деятельности с мастерами производственного обучения Корнеевой Лидией Васильевной группа №293, специальность «Повар», Смирновой Людмилой Анатольевной группа №295, специальность «Повар» и Кильдюшевской Еленой Вячеславовной группа № 294, специальность «Повар» у учащиеся с ОВЗ формируется социальный интерес, особые дети адаптируются не только в устоявшемся коллективе, но и вне его. Психолого-педагогическая деятельность функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса.
На всех этапах инклюзивного образования психологическая служба обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия учащихся. В ГБОУ НПО ПУ № 70, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.
В этих условиях у учащихся с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.
Список используемой литературы:
- «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.:
М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009
- «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. //
Москва: РООИ «Перспектива», 2007
- http://www.spbobrazovanie.ru/inkluzivnoe_obrazovanie