Психолого- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Никитина Наталья Васильевна

Ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других- он такой же как и все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adapdaptaciya_uchashchihsya_s_ovz.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время работа по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности ГБОУ НПО ПУ №70. Данное  направление  — совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограничениями физического, умственного и психологического развития. Такое инклюзивное образование является одной из форм активной интеграции особых детей в общество.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В ГБОУ НПО Профессиональное училище №70  ежегодно поступают учиться более  200 учащихся.  Для них важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников. Ведь учащиеся, пользующиеся  уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно, легче включаются в учебно-воспитательный процесс.

Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием юношей и девушек, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении. Дает о себе знать и несформированность психолого-социальных качеств – трудолюбия, способности к самореализации и т.п.

        Проблема успешной адаптации  учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)  во многом обусловлена организацией процесса учебной и внеучебной деятельности. При реализации интегрированного обучения у учащихся,  как правило, возникает  кризис взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные представления о детях с особенностями психофизического развития. Эти представления основываются на осознании низкого уровня их познавательных возможностей и наблюдаемых трудностях в обучении. Замкнутость таких учащихся, недостаточная социальная активность усиливают изолированность. В свою очередь, учащиеся с особенностями психофизического развития могут испытывать информационный голод во взаимоотношениях с однокурсниками из-за незнания последними личностных и индивидуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения. Учащиеся с нормальным психофизическим развитием испытывают неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта молодых людей с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными для общения. Симптомами кризиса взаимоотношений между учащимися являются:

  • повышенная тревожность в общении,
  • негативный характер общего эмоционального фона,
  • проявление агрессии, нетерпимости, возбудимости.

Здесь возможны два варианта развития событий по истечении определенного времени: либо они сумеют принять друг друга и выстроить конструктивные отношения, либо, наоборот, кризис взаимоотношений  от   явного перейдет в скрытый и будет проявляться завуалировано.  Следует отметить, что учащиеся, попадая в новые для них социально-образовательные условия, в большинстве случаев чувствуют себя некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении с сокурсниками, присутствует тревожность, связанная с попаданием в незнакомую среду.

Данная  проблема решается педагогами-психологами отделения реабилитации и адаптации на базе ГБОУ НПО ПУ №70. Начальный этап работы - исследования посредством методик: «Учебная мотивация», «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга- Ханина», «Школьная тревожность Филлипса», «Выявление уровня толерантности», «Исследование ценностных ориентаций личности», «Выявление уровня мотивации». Исследовав методики проводятся мероприятия,   способствующие  инновационной и интерактивной форме социального обучения, где учащиеся учатся: говорить от первого лица; выражать свои чувства и  желания; совершенствовать коммуникативные навыки; развивать способность не только слушать и слышать других людей; развивать  творческое мышление; работать в команде; разрешать конфликтные ситуации; учатся управлять своими эмоциями и многое другое.

Целью мероприятий является сплочение и адаптация учащихся в  новом детском и преподавательском коллективе к традициям и условиям обучения для развития личности, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения.   В его задачи входит:

  • реализация потребностей и интересов обучающихся,
  • формирование социально и профессионально значимых качеств у учащихся,
  • изменение отношения к учащимся  с ОВЗ и принятие их сверстниками без отклонений в развитии,
  • изучение психологических особенностей адаптации учащихся с ОВЗ, проявляющихся в их индивидуальном характере, динамике, личностных качествах,
  • формирование положительной установки на будущую профессию,
  • создание атмосферы открытости, свободного общения, дружелюбия;
  • создание позитивного эмоционального единства.

      Важное направление работы психолога – формирование психолого-социальных навыков у учащихся.  Как раз на это и направлена программа,  по которой работает психологическая служба  нашего училища  -  « Молодёжь Возможности  Достижения», разработанная   с целью информирования учащихся о способах успешной социализации и о путях сбережении собственного здоровья.   Практическая значимость программы состоит в том, что занятия рассчитаны на группу учащихся в целом, а во время занятий появляется возможность формировать определенные положительные установки  у большинства ее членов, что в дальнейшем приводит к установлению благоприятного психологического климата во всем коллективе.

      Основные моменты программы – формирование у каждого из учащихся представления о себе как о личности и воспитание навыков эффективного  взаимодействия  с окружающими.  

 Программа состоит из следующих блоков:

   1.Личностные качества

  • понимание эмоций
  • ответственность
  • умение слушать
  • постановка целей
  • нормы гигиены и умение одеваться
  • развитие уверенности в себе
  • самоуважение и уважение других людей
  • умение сказать «нет»
  • реакция на стрессовые ситуации
  • как побороть стресс

     2. Решение проблем и конфликтов

  • решение проблем
  • решение конфликтных ситуаций
  • умение противостоять запугиванию и принуждению

     3.  Здоровый образ жизни

  • личные ценности
  • вредные привычки

Каждое занятие заканчивается обратной связью. Ответы на эти вопросы позволяют судить об эффективности занятия. Но, подводя итоги таких занятий, необходимо помнить, что главное в ответах учащихся – это их умение выражать свое отношение к людям, например, употребляющим алкоголь, а не говорить о его вреде. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что только дальнейшее в полной мере покажет, насколько полезными  для юношей и девушек были эти занятия.

       Благодаря совместной деятельности с мастерами производственного обучения Корнеевой Лидией Васильевной группа №293, специальность «Повар», Смирновой Людмилой Анатольевной группа №295, специальность «Повар» и Кильдюшевской Еленой Вячеславовной группа № 294, специальность «Повар» у учащиеся с ОВЗ формируется социальный интерес, особые дети адаптируются не только в устоявшемся коллективе, но и вне его. Психолого-педагогическая  деятельность функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса.

На всех этапах инклюзивного образования         психологическая служба обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия учащихся. В ГБОУ НПО ПУ № 70, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

В этих условиях у учащихся с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что  ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

Список используемой литературы:

  1. «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.:

М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009

  1. «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. //

Москва: РООИ «Перспектива», 2007

  1. http://www.spbobrazovanie.ru/inkluzivnoe_obrazovanie