Совместная деятельность учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда в достижении качества обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда в достижении качества обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости учеников, что непосредственно связано с качеством обучения и воспитания. Учащимся с ОВЗ необходима постоянная помощь, и это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля и педагогов. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества психолога, логопеда и учителя в рамках оказания помощи учащимся с трудностями в обучении, адаптации, несформированностью эмоционально-волевой сферы.
Совместная деятельность должна предусматривать создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивать им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного образования. Совместная деятельность рассматривается как профессиональное общение специалистов и педагогов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию в процессе совместной деятельности.
Подобное взаимодействие обеспечивает:
- многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и воспитании в ОУ;
- согласованное воздействие учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся.
Известно, что на сегодняшний день значительная часть школьников сталкивается с большими трудностями в правильном произнесении и чтении
многих звуков, слов. Вследствие недостаточного развития артикуляционного аппарата страдает качество устной речи, теряется необходимая интонационная окраска и, в результате, учащиеся начинают испытывать сложности в общении. В дальнейшем школьники сталкиваются с трудностями и в овладении письменной речью, так как именно в период становления устной речи создаются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, построении связного высказывания и т.д. Подобные сложности могут вызвать негативное отношение ребенка к окружающим, нежелание общаться. Решению данной проблемы во многом может способствовать совместная деятельность учителя, логопеда и психолога.
Формы совместной деятельности определяются несколькими направлениями работы.
Диагностическое. Во время проведения обследований учащихся взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить план работы с учащимися. Каждый специалист рассматривает проблему ребенка в рамках своей профессиональной специализации и собирает данные, необходимые для дальнейшей коррекционной работы в его области и подготовки рекомендаций для учителя и воспитателя в работе с учащимся. Учитель и воспитатель, ежедневно работающие с учащимся, на этапе определения проблемы, помогают специалистам отследить её наиболее полно.
Консультативное. Совместная деятельность психолога и педагога или логопеда и педагога во время консультирования позволяет выработать рекомендации педагогам по повышению уровня познавательных процессов, конечным результатом является повышение качества обучения. Взаимное консультирование осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексной или индивидуальной помощи. Происходит взаимный обмен профессиональными знаниями, в результате которого у каждого специалиста появляется недостающий информационный ресурс, позволяющий строить дальнейшую работу с ребенком. Взаимное консультирование позволяет каждому специалисту использовать профессиональный опыт коллеги. Так, проводя уроки коррекции психомоторики и развития сенсорных процессов, мне были необходимы знания учителей-логопедов в вопросах работы с учащимися с общим недоразвитием речи, в то время как мною были даны рекомендации в работе с учащимися с повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой.
Совместная работа в просветительском и профилактическом направлениях предусматривает выступления на родительских собраниях, методических объединениях, педагогических советах. Комплексный подход в работе позволяет интегрировать информацию и передать её в согласованном виде.
На этапе проведения коррекционной работы каждый специалист проводит занятия в рамках своего направления работы. Интегрированные занятия педагога-психолога и учителей логопедов в 1а, 2б, 4а, 4б были проведены в рамках коррекционной работы, способствовали активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и психолога, повысит уровень познавательных процессов, влияющих на восприятие учебного материала во время уроков и повышение качества обучения и воспитания учащихся. Проведенные групповые коррекционные занятия педагога-психолога с учащимися достигают наибольшего результата при участии в них воспитателя, который участвует в проведении психологических упражнений, способствуя переориентации поведения учащихся и получая дополнительную информацию от психолога в построении собственной стратегии взаимодействия с классом. На данный момент мной и учителем-логопедом разрабатывается совместная коррекционная программа работы с учащимися, что способствует организации совместной деятельности специалистов образовательного учреждения и оказанию комплексной помощи учащимся в процессе обучения и воспитания.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Таким образом, считаю, что необходимо и в дальнейшем осуществлять совместную деятельность педагогов и специалистов школы, реализуя взаимодействие во всех направлениях деятельности.
И.Г. Дорошенко,
педагог-психолог ГБС(К)ОУШ №15
г. Славянска-на-Кубани