Причины возникновения школьных конфликтов. Способы их разрешения и предотвращения
Использование данного материала возможно на педсоветах и семинарах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt._vystuplenie_na_pedsovete.docx | 21.55 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Причины возникновения школьных конфликтов. Способы их разрешения и предотвращения
/выступление на заседании
педагогического совета/
Подготовила:
Дорошенко Ирина
Геннадьевна
8.11.2012
Причины возникновения школьных конфликтов.
Способы их разрешения и предотвращения
/выступление на заседании
педагогического совета/
Мы живем в мире конфликтов! Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. Школа время от времени становится средой возникновения конфликтов. В связи с этим, нам необходимо иметь представление о причинах возникновения конфликтов и способах их преодоления. Личность человека формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отсталого ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л.С.Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций — важнейшее условие становления личности человека.
Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.Учащимся была предложена анкета, в которой было необходимо ответить на несколько вопросов, касающихся отношения учащихся к конфликтной ситуации и поведения в случае возникновения таковой.
Так почему же разрешение конфликта, как показывает исследование, для детей возможно в большинстве случаев с применением физической силы? Ведь межличностный конфликт изначально порождается внутри личностным.. Что способствует повышению тревожности ребенка?
Формирование личности ребенка происходит во время его «общения» с кино, видео индустрией, когда яркие, красочные сцены, сопровождающиеся музыкой, вызывают интерес у него, не смотря на то, что на экране могут быть изображены противоправные действия или неприемлемое с точки зрения общепринятой морали поведение человека. Телепередачи, сериалы, содержащие сцены насилия и утверждающие в еще неокрепшей психике ребенка способы разрешения конфликтов путем нанесения физического вреда, как правило, показывают в то время, когда дети находятся дома.
Компьютерные игры, так популярные среди мальчиков, пропагандируют курение, употребление алкоголя, насилие. Добиться успеха, повысить уровень материального достатка здесь можно, только преступая закон и уничтожая население города. Неподдельное удовольствие получает ребенок, видя результат своей работы на фоне красочного заката, обозримого с высоты птичьего полета. Самая большая проблема в том, что постепенно на фоне возникающей игровой зависимости происходит идентификация себя с компьютерным героем и перенос его поведения на поступки ребенка в реальности.
Если педагог стал свидетелем конфликта, его действия должны быть направлены на гашение начинающегося конфликта: Пока ненужный конфликт не разгорелся, его стоит попробовать погасить. Для этого нужно понять, из-за чего разгорается конфликт, кто его провоцирует («раздувает») и что на самом деле нужно участникам начинающегося конфликта.
Необходимо помнить о том, что проявление эмоций подчас являются неотъемлемой частью проявления учащихся. Педагогу необходимо уметь и применять на практике методы работы с негативными эмоциями. Предложите ученику переключить внимание. В психологии это называется «фокус внимания с внутреннего на внешнее», при помощи разговоров на отвлеченные темы ребенок постепенно уходит от негативного эмоционального состояния. Можно предложить посмотреть на потолок, небо. Дыхательные упражнения широко используются на практике. Сначала предложите сделать глубокий вдох и быстрый выдох. После этого дыхательное упражнение: вдох – до 4, задержка дыхания – до 2, выдох – до 6, задержка – до 2. Одним из обязательных условий конструктивного конфликта является использование педагогом алгоритма решения конфликтной ситуации:
1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.
2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки.
3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверять эмоциям и проявлениям чувств.
4. Вести разговор только о сущности конфликта.
5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта.
Задача педагога – не допустить возникновение конфликта; помочь детям, родителям в трудной ситуации, учитывая психофизические особенности учащихся школы, влияние социальной среды на личность ребенка.
Всегда нужно помнить! Дети – это зеркало. Оно отражает ту модель отношения к миру, которую ему показывают. Дети – это губка. Она впитывает всё, что находится рядом. Дети – это ДЕТИ. Они хотят, чтобы их замечали, слушали, понимали и принимали такими, какие они есть. Представьте, что перед вами стоит ученик, только что поконфликтовавший с одноклассником. Какие эмоции он в вас вызывает? Что вы хотите сказать ему, чтобы он понял, что нельзя себя так вести? А теперь представьте себя в роли этого ребенка, в этом возрасте, в этой одежде, с обидами в душе, с потребностями в безопасности, с желанием привлечь внимание, неумением справиться со своими эмоциями. Чего же на самом деле хочет этот ученик? И что мы, педагоги, можем сделать для него?
Ничего нет печальней июня того,
Что сгорел, как дрова в очаге…
Не забуду, как руку отца моего
Я сжимал на прощанье в руке.
Перед тем, как навеки закрылись глаза,
Что полны были смертной тоски,
Он привстал на мгновенье и тихо сказал
Напоследок: «Детей береги!».
Восходящее солнце и в небе звезда,
И могучий поток и ручей,
Повторяли, как эхо, за ним сквозь года
Каждый день: «Берегите детей!».
Когда мамы не стало, я был далеко,
В круговерти событий и дел.
Но стоит у меня до сих пор в горле ком,
Что проститься я с ней не успел.
И когда я склоняюсь над скорбной плитой,
Слезы горя смахнув со щеки,
Мне как будто бы чудится голос родной:
«Мой сыночек, детей береги!».
В грохотании грома я слышу его,
В суматохе стремительных дней…
Для меня нет важней завещанья того –
Тихих слов: «Берегите детей!».
Написал бы их на колыбелях земных,
Их на ножнах бы я начертал…
Чтоб с зари до заката читали вы их,
Отложив смертоносный кинжал.
Много песен на свете, но только одна,
Повторяется в жизни моей.
Не смолкает на горском пандуре струна
Каждый час: «Берегите детей!».
Видел я, как орел, беззащитных птенцов
Учит крылья свои расправлять,
Если б он научил нерадивых отцов
Так с потомством своим поступать.
Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути
Каждый миг: «Берегите детей!».
Всех, творящих намазы, прошу об одном –
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»
От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!»
Р.Гамзатов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы живем в мире конфликтов!!! Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. Школа время от времени становится средой возникновения конфликтов. В связи с этим, нам необходимо иметь представление о причинах возникновения конфликтов и способах их преодоления.
«Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать». Б.Тейлор, англ. поэт .
Поведение школьников во время конфликта – это, как правило, проявление эмоций (недовольство, злость, раздражение, желание причинить вред обидчику)
возраста, глубины и качественного своеобразия структуры дефекта, социальной среды, в которой он находится. Проявление эмоций зависит от:
Результаты исследования: Случались ли в твоей жизни конфликты? да, с одноклассниками 46% да, с родителями 59% да, с учителями 9% да, с друзьями 61% нет, не случались 7% Как ты относишься к конфликтам? хорошо 1% плохо 78% стараюсь их избегать 21% Когда конфликт в классе, я: прошу ребят остановиться 14% пытаюсь растащить ребят 39% не мешаю "сражаться", пока кто-нибудь не победит 26% принимаю чью-либо сторону 8% не обращаю внимание 13% Как ты считаешь, чем может закончиться ссора одноклассников? дракой, травмой, постановкой на учет, разговором Как ты считаешь, чем может закончиться ссора с родителями? обидой, уходом из дома, лишением компьютера, примирением
Что способствует повышению уровня тревожности у детей? Почему решение конфликтной ситуации учащиеся видят в причинении физического вреда обидчику?..
Действия педагога во время конфликтной ситуации Способствовать гашению начинающегося конфликта. Оперативная работа с эмоциями в конфликте (переключение внимания на визуальную модальность, смена обстановки, дыхательные упражнения, концентрация внимания на нейтральном предмете). Следовать алгоритму решения конфликтной ситуации.
Задача педагога – не допустить возникновение конфликта; помочь детям, родителям в трудной ситуации, учитывая психофизические особенности учащихся школы, влияние социальной среды на личность ребенка. Легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! Дети – это зеркало. Оно отражает ту модель отношения к миру, которую ему показывают. Дети – это губка. Она впитывает всё, что находится рядом. Дети – это ДЕТИ. Они хотят, чтобы их замечали, слушали, понимали и принимали такими, какие они есть.
Благодарю за внимание!
- Мне нравится (1)