Тренинг общения для подростков
Представлена разработка трехчасового тренингового занятия для подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_obshcheniya_druzhba-yamal_dlya_sayta.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг общения для подростков
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу;
- умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь;
- закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся;
- развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.
Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт.; бельевой шнур – 3 шт. по 5-7 м; бланки для игры «Бигно-бинго» – по количеству участников; листы белой бумаги – 20 шт.; репродукция – 1 шт.; карточки с фразами для упражнения «Иностранец»; маркеры по количеству участников; ножницы, ватман – 4-6 шт., скотч, клей, краски, кисточки, журналы с картинками, цветная бумага, картон – для выполнения группового коллажа.
Ход тренинга
время | задачи | технологии |
10 минут | Целеполагание, знакомство, ожидания, правила группы |
Обсудить с подростками, чем мы будем заниматься и какую пользу это нам принесет. Кто из ребят уже принимал участие в работе тренингов? Что они знают о тренинге вообще и чего ждут от нашего тренинга? |
10 минут | Создать легкую атмосферу, облегчить запоминание имен участников группы, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление. |
Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление. Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:
Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее! |
10 минут | Создать в группе ощущение комфортного пребывания, актуализировать чувство безопасности. |
Мозговой штурм: правила группы, которые я принимаю
|
15 минут | Научить участников тренинга координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями. |
(бланк для игры в приложении 1) Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках. Итак, ребята, ваше время вышло. Обсуждение: -Что показалось в игре интересным? -Что заставляло вас задуматься? - Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? -Как вы чувствовали себя в таких случаях? |
15 минут | Обучить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников. |
«Вслепую через лабиринт» На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись). Обсуждение Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его? |
20 минут | Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде; Тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию. |
Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:
Обсуждение Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом? Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы? Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению? |
10 минут | Перерыв | |
10 минут | Способствовать освоению активного стиля общения и развитию в группе отношения партнерства. |
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться. 5. Присесть; встать. Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? |
20 минут | Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении. |
«Испорченный телефон» Я объявляю, что нужны добровольцы 4-5 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Я достаю лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине: 1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы); 2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация. Далее я спрашиваю: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Группе я говорю: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения. |
10 минут | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
Разделить аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделить на две равные команды. Каждой выдать стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя. Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией. |
15 минут | Побудить подростков задумываться над используемыми фразами, рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает. |
«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы»:
Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки. Обсуждение. Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе. |
30 минут | Способствовать развитию эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков вербального и невербального общения. |
Подростки на склеенных листах ватмана коллективно выполняют творческую композицию. Путем групповой дискуссии выбирается тематика коллажа. На период выполнения работы вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Желательно сделать фотографии коллажа в нескольких ракурсах. Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. |
5 минут | Итоговая рефлексия | Работа со стикерами.
|
Приложение 1
«Бинго-бинго»
Кто играет на музыкальном инструменте? | Кто любит учиться? | Кто боится числа 13? | Кто не терпит, когда рядом с ним матерятся? | Кто изучает английский язык? | У кого день рождения в январе? |
Кто участвовал когда-нибудь в сборе винограда? | Кто любит манную кашу? | Кто спит больше 12 часов в сутки? | Кто может самостоятельно приготовить обед? | У кого бабушку зовут Настя? | Кто ни разу не был в цирке? |
Кто был заграницей? | Кто зимой любит кататься на лыжах? | Кто видел, как цветет сирень? | Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет? | Кто может подтянуться более 10 раз? | Сколько участников с именем Рома? |
Кто любит море? | Кто умеет танцевать? | Кто знает наизусть текст гимна? | Кто терпеть не может рок-музыку? | Кто не любит праздновать свой день рождения? | У кого голубые глаза? |
У кого есть родимое пятно? | Кто когда-нибудь прыгал с парашютом? | Кто умеет свистеть на пальцах? | Кто считает, что добро должно быть с кулаками? | Кто умеет печь торты? | Кто левша? |
Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке? | Кто не хотел ехать на «Смену общения»? | Кто умеет самостоятельно ставить палатку? | Кто пел или поет в хоре? | Кто учится без троек? | Кто занимается греко-римской борьбой? |