"Роль взрослого в овладении ребенком речью",

Трушина Софья Николаевна

 

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vzroslogo_v_ovladenii_rebenkom_rechyu.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взрослого в овладении ребенком речью.

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью. В семье малышу естественным образом обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы. Мама для ребенка – источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы в связи с этим воспринимается как особо действенная. Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы «считывают» с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание – один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Детям рассказывают небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется взрослым выучить наизусть. Необходимо, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок – хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра – одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли.

Обыгрывания игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Дети со слов взрослых способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое имя. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала. Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, - также важные способы развития детской речи. Особенно успешно дети запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют. Чтение детям книжек также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

Этапы развития активной речи:

1,5 – 2 мес.: появляются гласные и гортанные звуки (гуление).

2 – 7 мес.: малыш учится управлять интонацией.

7 – 9 мес.: произносит некоторые слоги (лепет).

От 11 мес. до 2-х лет: ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.

От 2 до 3 лет: внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т. д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.  

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР

Тема: «Роль взрослого в овладении ребенком речью».

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.

Цель: рассказать родителям о важности общения ребенка с родителями для развития речи ребенка, и других способах способствующих развитию речи ребенка раннего возраста.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. «Живая» речь и ее роль в развитии речи ребенка.
  2. Методы, способствующие развитию речи.
  3. Этапы развития активной речи.