"Развитие мелкой моторики рук".
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т. д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении. Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным (напр.: причесывание себя расческой, а не карандашом и т.п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие движений рук.
Название реакции | Ориентировочный возраст появления реакции |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват» | 1 год |
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием – колышек, кольцо – стержень и т.п.) | 1 год 1 мес. |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) | 1 год 1 мес. |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 мес. |
Ставит кубик на кубик | 1 год 4 мес. |
Соединяет предметы (стержень – кольцо, колпачок – ручка и т.п.) под контролем зрения | 1 год 4 мес. |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения | 1 год 4 мес. |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет | 1 год 6 мес. |
Ставит 3 кубика друг на друга | 1 год 8 мес. |
Переворачивает страницы книги по одной | 1 год 8 мес. |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие | 1 год 9 мес. |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Разрывает бумагу | 2 года |
Пытается остановить катящийся к нему мяч | 2 года |
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5 – 0,6 см | 2 года |
Ставит 4 – 6 кубиков друг на друга | 2 года |
Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.
В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 – 3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
Начиная с трех месяцев появляются условно – рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по вроде в ванной. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
В 6 – 7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.
В 8 – 9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.
Начинает проявляться преобладание одной руки.
После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
В возрасте 10 -11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.
Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.
Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации.
В возрасте 1 – 2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2 – 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.