"Развитие мелкой моторики рук".

Трушина Софья Николаевна

 

Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т. д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении. Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным (напр.: причесывание себя расческой, а не карандашом и т.п.)   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие движений рук.

Название реакции

Ориентировочный возраст появления реакции

Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват»

1 год

Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет

1 год

Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием – колышек, кольцо – стержень и т.п.)

1 год 1 мес.

Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.)

1 год 1 мес.

Пытается рисовать каракули

1 год 2 мес.

Ставит кубик на кубик

1 год 4 мес.

Соединяет предметы (стержень – кольцо, колпачок – ручка и  т.п.) под контролем зрения

1 год 4 мес.

Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения

1 год 4 мес.

Разворачивает завернутый в бумагу предмет

1 год 6 мес.

Ставит 3 кубика друг на друга

1 год 8 мес.

Переворачивает страницы книги по одной

1 год 8 мес.

Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие

1 год 9 мес.

Схватывает движущийся предмет (например, мяч)

2 года

Разрывает бумагу

2 года

Пытается остановить катящийся к нему мяч

2 года

Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5 – 0,6 см

2 года

Ставит 4 – 6 кубиков друг на друга

2 года

Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.

В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 – 3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с трех месяцев появляются условно – рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по вроде в ванной. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.

В 6 – 7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

В 8 – 9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.

Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10 -11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.

Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации.

В возрасте 1 – 2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2 – 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.