Календарно-тематическое планирование курса развивающих занятий "Интеллектика" (автор Зак А.З.)
Курс предназначен для систематического развития основных мыслительных способностей у детей 6-10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начальная Общеобразовательная Школа №992
Программа развивающих занятий
«Интеллектика» (автор А.З. Зак)
курс развития творческих способностей учащихся
1-4 классов
Москва, 2012г
Пояснительная записка
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне, чем в дошкольном детстве.
Источниками полноценного развития ребенка в начальных классов школы выступают две деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка. Поэтому если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения.
Предлагаемый курс выступает именно как развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В настоящем блоке представлено содержание систематического курса развивающих занятий Интеллектика. Курс построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 32 занятия для каждого класса четырехлетней начальной школы.
Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач - неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
Основной целью данного курса является:
Формирование творческой деятельности, развитие интеллектуальных способностей, задатков, интересов обучающихся, повышение интеллектуальной готовности к средним классам школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- Научить ребенка основным навыкам мыслительных способностей: анализировать условия задач, планировать действия, обосновывать правильность действий.
- Обучить самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.
- В рамках творческой деятельности развить способность искать и находить новые решения.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны уметь:
- анализировать условия задач, планировать действия, обосновывать правильность действий;
- искать и находить новые решения;
- самостоятельно ставить цели и находить способы их достижения.
Способы проверки знаний:
• опрос
• самостоятельная работа
• психологические игры
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Подведение итогов реализации программы проводится в виде мониторинга уровня развития познавательных способностей (методика «Почтальон», автор А.З.Зак)
Возраст участников 7-11 лет.
На освоение курса отводиться - 34 часа в год, в неделю 1ч.
Плановых диагностических занятий 2 ч.
Оптимальное количество учащихся в группе 9-15 человек.
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»
1 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тетрадь, страницы |
1 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 1 степени сложности | 1 ч | 1-3 |
2 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух 1». 1 степени сложности. | 1 ч | 4-6 |
3 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
4 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение-1 ». 1 степени сложности | 1 ч | 7-9 |
5 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 1 степени сложности | 1 ч | 10-12 |
6 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -2».1 степени сложности | 1 ч | 13 -15 |
7 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 1 степени сложности | 1 ч | 16-18 |
8 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение - 2». 1 степени сложности | 1 ч | 19-21 |
9 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1». 1 степени сложности | 1 ч | 22-24 |
10 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -3». 1 степени сложности | 1 ч | 25-27 |
11 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух 3». 1 степени сложности | 1 ч | 28-30 |
12 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение-З». 1 степени сложности | 1 ч | 31-33 |
13 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2». 1 степени сложности | 1 ч | 34-36 |
14 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1» 1 степени сложности. | 1 ч | 37-39 |
15 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех 1». 1 степени сложности | 1 ч | 40-42 |
16 | Развитие способности комбинировать. Вьшолнение 12 заданий игры «Обмены -2». 1 степени сложности | 1 ч | 43-45 |
17 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки-2». 1 степени сложности | 1 ч | 46-48 |
18 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
19 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 1 степени сложности | 1 ч | 49-51 |
20 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2». 1 степени сложности | 1 ч | 52-54 |
21 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Что подходит? ». 1 степени сложности | 1 ч | 55-57 |
22 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги 3». 1 степени сложности | 1 ч | 58-60 |
23 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «У кого что». 1 степени сложности | 1 ч | 61-63 |
24 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -3». 1 степени сложности | 1 ч | 64-66 |
25 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Раньше, позже». 1 степени сложности | 1 ч | 67-69 |
26 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Прыжки- 3». 1 степени сложности | 1 ч | 70-72 |
27 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры « Ближе, левее». 1 степени сложности | 1 ч | 73-75 |
28 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки-1». 1 степени сложности | 1 ч | 76-78 |
29 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 1 степени сложности | 1 ч | 79-81 |
30 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -2». 1 степени сложности | 1 ч | 82-84 |
31 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры « Более, чем...». 1 степени сложности | 1 ч | 85-87 |
32 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -3». 1 степени сложности | 1 ч | 88-90 |
33 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «Сходство, отличие». 1 степени сложности | 1 ч | 91-93 |
34 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Соседний, через один». 1 степени сложности. | 1 ч | 94-96 |
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»
2 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тетрадь, страницы |
1 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 2 степени сложности | 1 ч | 1-3 |
2 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 2 степени сложности. | 1 ч | 4-6 |
3 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
4 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..» 2 степени сложности. | 1 ч | 7-9 |
5 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 2 степени сложности | 1 ч | 10-12 |
6 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1».2 степени сложности | 1 ч | 13 -15 |
7 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 2 степени сложности | 1 ч | 16-18 |
8 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие». 2 степени сложности | 1 ч | 19-21 |
9 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1». 2 степени сложности | 1 ч | 22-24 |
10 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2». 2 степени сложности | 1 ч | 25-27 |
11 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3». 2 степени сложности | 1 ч | 28-30 |
12 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 2степени сложности | 1 ч | 31-33 |
13 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2». 2 степени сложности | 1 ч | 34-36 |
14 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 2 степени сложности. | 1 ч | 37-39 |
15 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -2». 2 степени сложности | 1 ч | 40-42 |
16 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 2 степени сложности | 1 ч | 43-45 |
17 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3». 2 степени сложности | 1 ч | 46-48 |
18 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
19 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 2 степени сложности | 1 ч | 49-51 |
20 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 2 степени сложности | 1 ч | 52-54 |
21 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Больше, чем...». 2 степени сложности | 1 ч | 55-57 |
22 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3». 2 степени сложности | 1 ч | 58-60 |
23 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения - 3». 2 степени сложности | 1 ч | 61-63 |
24 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2». 2 степени сложности | 1 ч | 64-66 |
25 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Старше, моложе». 2 степени сложности | 1 ч | 67-69 |
26 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1». 2 степени сложности | 1 ч | 70-72 |
27 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 2 степени сложности | 1 ч | 73-75 |
28 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 2 степени сложности | 1 ч | 76-78 |
29 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 2 степени сложности | 1 ч | 79-81 |
30 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 2 степени сложности | 1 ч | 82-84 |
31 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2». 2 степени сложности | 1 ч | 85-87 |
32 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 2 степени сложности | 1 ч | 88-90 |
33 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое». 2 степени сложности | 1 ч | 91-93 |
34 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 2 степени сложности. | 1 ч | 94-96 |
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»
3 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тетрадь, страницы |
1 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 3 степени сложности | 1 ч | 1-3 |
2 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 3 степени сложности. | 1 ч | 4-6 |
3 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
4 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..». 3 степени сложности. | 1 ч | 7-9 |
5 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 3 степени сложности | 1 ч | 10-12 |
6 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1».3 степени сложности | 1 ч | 13 -15 |
7 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 3 степени сложности | 1 ч | 16-18 |
8 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие». 3 степени сложности | 1 ч | 19-21 |
9 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1». 3 степени сложности | 1 ч | 22-24 |
10 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2». 3 степени сложности | 1 ч | 25-27 |
11 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3». 3 степени сложности | 1 ч | 28-30 |
12 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 3 степени сложности | 1 ч | 31-33 |
13 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2». 3 степени сложности | 1 ч | 34-36 |
14 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 3 степени сложности. | 1 ч | 37-39 |
15 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -2». 3 степени сложности | 1 ч | 40-42 |
16 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 3 степени сложности | 1 ч | 43-45 |
17 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3». 3 степени сложности | 1 ч | 46-48 |
18 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
19 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 3 степени сложности | 1 ч | 49-51 |
20 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 3 степени сложности | 1 ч | 52-54 |
21 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Больше, чем...». 3 степени сложности | 1 ч | 55-57 |
22 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3». 3 степени сложности | 1 ч | 58-60 |
23 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения - 3». 3 степени сложности | 1 ч | 61-63 |
24 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2». 3 степени сложности | 1 ч | 64-66 |
25 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Старше, моложе». 3 степени сложности | 1 ч | 67-69 |
26 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1». 3 степени сложности | 1 ч | 70-72 |
27 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 3 степени сложности | 1 ч | 73-75 |
28 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 3 степени сложности | 1 ч | 76-78 |
29 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 3 степени сложности | 1 ч | 79-81 |
30 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 3 степени сложности | 1 ч | 82-84 |
31 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2». 3 степени сложности | 1 ч | 85-87 |
32 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 3 степени сложности | 1 ч | 88-90 |
33 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое». 3 степени сложности | 1 ч | 91-93 |
34 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 3 степени сложности. | 1 ч | 94-96 |
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»
4 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тетрадь, страницы |
1 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 4 степени сложности | 1 ч | 1-3 |
2 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 4 степени сложности. | 1 ч | 4-6 |
3 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
4 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..». 4 степени сложности. | 1 ч | 7-9 |
5 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 4 степени сложности | 1 ч | 10-12 |
6 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1». 4 степени сложности | 1 ч | 13 -15 |
7 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 4 степени сложности | 1 ч | 16-18 |
8 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие». 4 степени сложности | 1 ч | 19-21 |
9 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1». 4 степени сложности | 1 ч | 22-24 |
10 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2». 4 степени сложности | 1 ч | 25-27 |
11 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3». 4 степени сложности | 1 ч | 28-30 |
12 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 4 степени сложности | 1 ч | 31-33 |
13 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2». 4 степени сложности | 1 ч | 34-36 |
14 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 4 степени сложности. | 1 ч | 37-39 |
15 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -2». 4 степени сложности | 1 ч | 40-42 |
16 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 4 степени сложности | 1 ч | 43-45 |
17 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3». 4 степени сложности | 1 ч | 46-48 |
18 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | 1 ч | |
19 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 4 степени сложности | 1 ч | 49-51 |
20 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 4 степени сложности | 1 ч | 52-54 |
21 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Больше, чем...». 4 степени сложности | 1 ч | 55-57 |
22 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3». 4 степени сложности | 1 ч | 58-60 |
23 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения - 3». 4 степени сложности | 1 ч | 61-63 |
24 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2». 4 степени сложности | 1 ч | 64-66 |
25 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Старше, моложе». 4 степени сложности | 1 ч | 67-69 |
26 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1». 4 степени сложности | 1 ч | 70-72 |
27 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 4 степени сложности | 1 ч | 73-75 |
28 | Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 4 степени сложности | 1 ч | 76-78 |
29 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 4 степени сложности | 1 ч | 79-81 |
30 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 4 степени сложности | 1 ч | 82-84 |
31 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2». 4 степени сложности | 1 ч | 85-87 |
32 | Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 4 степени сложности | 1 ч | 88-90 |
33 | Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое». 4 степени сложности | 1 ч | 91-93 |
34 | Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 4 степени сложности. | 1 ч | 94-96 |
Литература:
- Зак А.З. Интеллектика (книга для учителя) – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Зак А.З. Интеллектика 1 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Зак А.З. Интеллектика 2 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Зак А.З. Интеллектика 3 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Зак А.З. Интеллектика 4 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.