Неделя психологии в школе «Если ты шипы посеешь – виноград не соберешь!»

 

Целью недели психологии является  привлечение внимания школьников и их родителей к проблеме жестокого обращения, профилактика суицидальных намерений среди несовершеннолетних, формирование позитивного отношения к жизни, создание положительного психологического климата в классных коллективах,  вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях, обучение способам бесконфликтного общения, самоподдержки, саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №14»

Методическая разработка

Неделя психологии в школе

Тема: «Если ты шипы посеешь – виноград не соберешь!»

                                      Автор проекта:

                                                             Ахтямова Ханна Муратовна

                                          педагог-психолог

г. Нефтеюганск

2013г.

Название методической разработки: Неделя психологии в школе  «Если ты шипы посеешь – виноград не соберешь!»

Адресность творческой работы (целевая аудитория): обучающиеся школы, их родители и педагоги

Краткая аннотация работы:

Целью недели психологии является  привлечение внимания школьников и их родителей к проблеме жестокого обращения, профилактика суицидальных намерений среди несовершеннолетних, формирование позитивного отношения к жизни, создание положительного психологического климата в классных коллективах,  вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях, обучение способам бесконфликтного общения, самоподдержки, саморегуляции.

Описание работы:

Традиционно  в стенах нашей школы ежегодно проводится неделя психологии.  Мероприятие проходит в атмосфере дружбы, взаимопонимания, поддержки, заряжает всех эмоционально, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого из нас.

Неделя психологии и для педагогического коллектива, и для ребят, и для их родителей – это не обычное мероприятие в череде школьных дней, а нечто особенное и по формату, и по содержанию.

Цели недели психологии:

  1. Объединить усилия всех участников образовательного процесса на привлечение внимания к осмыслению и развитию смысло-жизненных ориентаций.
  2. Способствовать созданию положительного психологического климата в классах обучающихся.
  3. Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, повышение их психологической грамотности.

Периодичность проведения: 1 раз в год в течение 1 недели.

Форма проведения: по заданной тематике в течение недели проходят акции волонтеров «Я выбираю жизнь!», сеансы психоэмоциональной саморегуляции, выставки рисунков, работ прикладного творчества, заседания родительского клуба, классные часы, диагностические замеры в игровой форме, часы общения со специалистами: психологами, социальными педагогами и др, фотовыставки, конкурс ораторов. В течение недели работают «Забор гласности», «Забор эмоциональной разгрузки», «Почта доверия». К данной работе также привлекаются специалисты муниципальных служб ЦСПСиД «Веста», «Телефон доверия» и др.

План недели психологии «Если ты шипы посеешь – виноград не соберешь!»

Дата

мероприятие

Время/

место

классы

ответственный

Понедельник

День эмоциональный

1. «Радужный замер»

С каким настроением ты пришел в школу?

С каким настроением ты уходишь из школы?


2. Забор гласности

«Если ты попал в трудную ситуацию, то …»

«Я хочу поделиться радостью…»


3. Почта тайного послания и почта доверия

(в течение всей недели)


4. Забор психологической разгрузки (в течение всей недели)

С 07.45 на каждой перемене

Фойе Блоков А, Б

1-11





Ахтямова Х.М.

Проворова И.В.

волонтеры

Вторник

День правовой

«Энциклопедия юного хулигана»

1.Встреча со специалистами города («Веста», ОДН)

2.Акция «Азарт на пользу или здоровый азарт?»

3.Коллаж «Мир моей семьи»

4.Классные часы (в течении недели):

«Дружба» (1-4кл.)

 «Жестокость и насилие.

Как им противостоять» (5-8кл.)

«Одиночество» (9-11кл.)

по расписанию кл. часов в течение недели

1-11

Отв. Волкова В.П

Среда






Героический день
«Герои нашего времени»

Выставка в школьной библиотеке  

Круглый стол  «Оставайтесь людьми»

Библиотека школы

представители 6-8кл

Отв. Гальцова Н.И.

Четверг

Релаксационный день
«Неотложка для подростка»

1. Комната эмоциональной разгрузки

2.Учись избегать опасности

3.Релаксация средствами музыки

4.Акция «Будь ярче!» (В чем я ярче других…)

5.  Заседание «Родительского клуба» теме: «Стрессовые ситуации. Пути их преодоления».  

11.35 – 11.55

 Фойе Блоков А, Б.







18.00

Каб. 152

1-11

Ахтямова Х.М. волонтеры

Пятница

Смысловой день
«Школа без жестокости и насилия»

Акции:

«Оживи дерево смыслом»

«Кто я?»

«Вместе против жестокости и насилия»


Творческие работы

«Зебра моей жизни» (5-7кл)

Фойе Блоков А, Б.

2-11 кл

Кабирова Е.В.

Ахтямова Х.М

Понедельник

Подведение итогов недели (телегазета, сбор в актовом зале)

Телегазета,

Актовый зал

1 – 11 кл

Земцова Т.М.

Краткое описание результатов недели психологии.

Неделя психологии охватила всех обучающихся школы (580 чел)

  1. В  «Эмоциональный день» понедельник  мы разместили на стендах и школьной телегазете план мероприятий на неделю и предложили всем обучающимся и педагогам поучаствовать в «Радужном замере». С каким настроением ты пришел в школу? С каким настроением ты уходишь из школы? Эти вопросы  «Радужного замера» наглядно показали , что подавляющее большинство педагогических работников(87%) и учеников (83%) приходят в школу с радостным, либо спокойным настроением.  Подавленное же настроение большинство опрошенных объясняли трудностями начала рабочей недели, ранним подъемом, так как по биологическим часам они считают себя «совами». На конец учебного дня результаты опросы практически не изменились, однако обратили внимание на ответы пятиклассников, вновь прибывших на обучение из других школ, о том, что в школе им нравится и им грустно от того, что ее приходится покидать до следующего дня.
  2. Классные часы были направлены на профилактику наркомании, жестокого обращения с детьми. Ученикам был предложен для обсуждения фрагмент фильма «Точка невозврата» о наркомании в подростковой и детской среде. Ребята смогли выразить свое отношение к данной проблеме, предложить пути выхода из кризисных ситуаций
  3. В «Правовой день» под девизом «Энциклопедия юного хулигана» с обучающимися 6, 7, 8  классов были  организованы беседы с инспектором ОДН с целью ознакомления об уголовной и административной ответственности за совершаемые проступки и встреча с психологами учреждения социального обслуживания  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» по темам: «Кризисные ситуации. Способы выхода», о видах социально-психологической помощи детям и подросткам, оказываемой службой «Телефон доверия».
  4. В «Смысловой день» волонтеры из школьного клуба «Я выбираю жизнь!» провели, совместно с психологом, акции среди обучающихся школы по темам:
  1. «Азарт на пользу или здоровый азарт?»,  в ходе которой дети могли обменять предметы, выражающие агрессию и жестокость на полезные (игрушки, книги, канцтовары, предметы гигиены и др.)
  2. «Оживи дерево смыслом»

В зависимости от смысла жизни, обучающиеся, выбирали ленточку соответствующего цвета и размещали ее на макете дерева.

Красный – материальное состояние, богатство

Синий – качественное образование, успешная карьера

Зеленый – благополучная семья

Белый – не определился, не задумывался о смысле жизни

В зависимости от своего выбора размещали соответствующую ленту

на макете дерева. Подводя итоги данной акции пришли к выводу, что на макете дерева преобладают ленты зеленого цвета, а  это говорит о том, что для обучающихся нашей школы на первом месте из жизненных ценностей – благополучная семья, а уже затем образование, материальное богатство. Не задумывающихся о смысле жизни – наименьшее кол-во ребят. Обучающиеся наглядно увидели ценностные ориентиры своих сверстников.

  1.  «Кто я? Какой Я?»

В данной акции обучающиеся анализировали свое психологическое состояние, социальные «роли» в разных ситуациях: дома, в школе и на улице. Для некоторых ребят было удивлением, что один и тот же ученик может быть совершенно разным в том или ином социальном окружении, что влияет на его поведение, особенности общения, успехи и неудачи. В беседе с ребятами был сделан акцент на то, как не поддаваться чужому влиянию, давлению и уловкам. Как говорить «нет» в случае предложения им психоактивных веществ.

  1. «Свет или потемки твоей души: что ты выбираешь?»  

После просмотра и  обсуждения видеороликов по проблеме употребления психоактивных веществ, созданных обучающимися и педагогами нашей школы, ребятам было предложено выразить свое отношение к данной теме, обозначив на плакате  какой дальнейший жизненный путь они выбирают: здоровый образ жизни – «свет»(желтым цветом) или «потемки» (черным цветом) - допускают употребление психоактивнх веществ. Анализ проведенной акции с 5 по 11 класс показал, что подавляющее большинство выбирают здоровье, благополучие, жизнь без психоактивных веществ. Выбор жизненных целей и ценностей остается за ребятами, главное – не ошибиться.

  1.  «Вместе против жестокости и насилия»

Обучающиеся школы приняли участие в конкурсе листовок «Школа против жестокости и насилия», выразив отношение к этой проблеме всего класса.


  1. Почта тайного послания и почта доверия позволила внести искру удивления, радости в события недели. Некоторые учителя и ученики получили от тайных посланников (обучающихся, принявших участие в акции) признания в дружбе, любви, симпатии. Таким образом, это способствовало формированию психологической поддержки.
  1. Анализируя содержание надписей  на заборе психологической разгрузки «Если ты попал в трудную ситуацию, то …» отмечаем, что чаще всего дети стараются обратиться за помощью к взрослым. Однако, значительное число надписей свидетельствует о неконструктивных формах поведения в трудных ситуациях, выражающих агрессию. Также есть надписи, относящиеся к определенной национальной принадлежности. Радует, что ученики не выражают агрессию по отношению к педагогам.
  2. На заборе «Я хочу поделиться радостью…» ученики перечисляли радостные события в их жизни. Отмечаем тот факт, что положительные отметки, полученные в школе – ведущие по числу указанных радостных событий в жизни детей.
  3. В день эмоциональной разгрузки, в рамках акции «Стоп эмоциям!» на уроках музыки (с 1 по 9 класс) прошли беседы о влиянии музыки на психологическую  саморегуляцию. Дети изучили приемы релаксации и саморегуляции своего психоэмоционального состояния. А также проведен сеанс обучения психологической саморегуляции для детей.
  4. Заседание «Родительского клуба» прошло с родителями обучающихся по теме: «Стрессовые ситуации. Пути их преодоления».  Родители в ходе тренинга выполняли практические упражнения на снятие эмоционального напряжения как у самих себя, так и у детей, познакомились с техникой «Я - сообщение», находили выход из предложенных конфликтных ситуаций.

             В фойе школы были оформлены:

  1. План мероприятий недели психологии.
  2. Информационные листы, памятки для обучающихся и их родителей, листовки «Школы без жестокости и насилия»
  3. Забор психологической разгрузки, ящики доверия и информационные листы о проведенных мероприятиях.


Подведение итогов недели проходит в актовом зале, где собираются учителя, дети. Гостям предлагается презентация по итогам недели, награждаются наиболее активные участники.

       Так завершается маленькое путешествие в большой мир под названием «Если ты шипы посеешь – виноград не соберешь!». И пусть это было больше похоже на игру, но мы – то с вами знаем, что именно в игре легче всего поделиться своими переживаниями и чувствами. А самое главное – полученный опыт поможет сделать правильный жизненный выбор.