Комплект оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине «Основы педагогики и психологии» по специальности СПО 040101 «Социальная работа» среднего профессионального образования

Косова Ирина Валерьевна

 

Комплект оценочных средств (КОС)

 по учебной дисциплине «Основы педагогики и психологии»

по специальности СПО

040101 «Социальная работа» среднего профессионального образования

Макет комплекта оценочных средств

для проведения экзамена

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Основы педагогики и психологии»

 

по специальности СПО

040101 «Социальная работа» среднего профессионального образования (далее СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_o_pedagog_i_psihologiit_word.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)

Комплект оценочных средств (КОС)

 по учебной дисциплине «Основы педагогики и психологии»

по специальности СПО

040101 «Социальная работа» среднего профессионального образования

Составила: Косова И.В.

КГБОУ СПО

"Дальневосточный государственный

 гуманитарно-технический колледж"

Владивосток  2012

Макет комплекта оценочных средств

для проведения экзамена

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педагогики и психологии»

по специальности СПО

040101 «Социальная работа» среднего профессионального образования (далее СПО)

Владивосток  2012

Разработчики:

КГБОУ СПО "Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж", преподаватель И.В. Косова

_______________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Паспорт комплекта оценочных средств

1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педагогики и психологии»

Форма аттестации- ЭКЗАМЕН (в соответствии с учебным планом)

Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной дисциплины

1.1. Общие компетенции выпускника

Общие компетенции по направлению подготовки 040101 «Социальная работа»

Наименование компетенции

Код компетенции

Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК-1

Способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК-2

Способность решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК-3

Способность осуществлять поиск  и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

ОК-4

Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК–5

Способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК-6

Способность ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК-7

Способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК-8

Способность быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ОК-9

Способность бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и  религиозные различия

ОК-10

Способность быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК-11

Способность организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК-12

Способность вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК-13

Способность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК-14

1.2. Профессиональные компетенции выпускника

Профессиональные компетенции по направлению подготовки 040101   «Социальная работа»

Наименование компетенции

Код компетенции

Способность диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи

ПК-1.1

Способность координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента

ПК-1.2

Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

ПК-1.3

Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК-1.4

Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ПК-1.5

Способность диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ПК-2.1

Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК-2.2

Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-2.3

Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК-2.4

Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ПК-2.5

Способность диагностировать ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.1

Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.2

Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-3.3

Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК-3.4

Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.5

Способность осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы

ПК-4.1

Способность использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности

ПК-4.2

Способность определять специфику и объем деятельности. а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту

ПК-4.3

Способность осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие)

ПК-4.4

Способность осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

ПК-5.1

Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК-5.2

Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК-5.3

Способность применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту

ПК-5.4

Способность осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности

ПК-5.5

2. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения экзамена

ЗАДАНИЕ № 1 Теоретическое задание.

Психология. Экзаменационные вопросы по психологии.

 1.   Предмет изучения и задачи психологии.

2.    Роль общей психологии в системе наук.

3.    Методы исследования в психологии.

4.    Подходы в изучении психологии.

5.    Уровни психической деятельности. Сознание и самосознание в развитии личности. Свойства и функции сознания.

6.    Понятие психики. Структура психики. Общее и индивидуальное в психике человека.

7.    Состояние субъективной и объективной реальности.

8.    Психические процессы: ощущения, восприятия, представления. Их проявления.

9.    Эмоции и эмоциональные состояния.

10.  Мышление, его виды, формы проявления; операции мыслительной деятельности. Индивидуальные различия в мышлении.

11.  Психологическая характеристика воображения и памяти.

12.  Психические процессы: речь, внимание.

13.  Общая характеристика индивидуально-типологических особенностей личности.

14.  Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

15.  Задатки и способности.

16.  Интеллект, мышление и чувства.

17.  Понятие характера, его структурная основа, черты. Формирование характера.

18.  Самооценка и уровень притязаний как проявление характера.

19.  Психологические основы обучения и воспитания.

20.  Классификация потребностей.

21.  Мотивация к деятельности и ее роль в формировании характера.

22.  Направленность личности, особенности её формирования.

23.  Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса.

24.  Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта.

25.  Социализация личности 

26.  Эмоциональные особенности и свойства личности. Управление эмоциями и чувствами.

27.  Понятие стресс, эустресс и дистресс.

28.  Профилактика стрессовых состояний.

Педагогика. Экзаменационные вопросы по педагогике.

1.    Раскройте сущность педагогики. Каковы её задачи?

2.    Охарактеризуйте методы научно-педагогических исследований.

3.    Школа и воспитание в Древнем Риме и Греции.

4.    Расскажите об особенностях воспитания в эпоху Средневековья.

5.    Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

6.    Охарактеризуйте систему Яна Амоса Каменского.

7.    Теория естественного свободного воспитания Жан Жака Руссо.

8.    Теория элементарного образования Генриха Песталоцци.

9.    Охарактеризуйте зарубежную школу и педагогику конца XIX в.

10.    Развитие школы и педагогики за рубежом в XX в.

11.    Расскажите о воспитании и обучении у древних славян и в Киевской Руси.

12.    Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIII-XVII вв.)

13.    Расскажите о школе и педагогике в России в первой половине XVIII в.

14.    Школа и педагогическая мысль в России во второй половине XVIII в.

15.    Развитие образования в России в XIX в.

16.    Идея народности воспитания в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

17.    Охарактеризуйте состояние школы и педагогической мысли в России конца XIX – начале XX в.

18.    Школа и педагогика России конца XX в.

19.    Раскройте понятие и сущность процесса обучения.

20.    Содержание общего образования.

21.    Принципы обучения.

22.    Охарактеризуйте системы обучения.

23.    Принципы и методы воспитания.

24.    Воспитание детей в семье. Формы совместной работы семьи и школы.

25.    Нравственное и эстетическое воспитание детей.

26.    Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности.

27.    Инновации в образовании.  

28.   Сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе.

2.2. Практические задания к устному экзамену

ЗАДАНИЕ № 2 Примерные практические задания:

Ситуация 1. Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек). Опишите реакцию каждого типа темперамента.

Ситуация 2.

Решить педагогическую задачу.

«Чем легче учителю, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученикам». (Л. Н. Толстой. История дошкольной педагогики в России.(Хрестоматия).

1.Соблюдение каких условий позволяет педагогу создать психологический комфорт на уроке?

Ситуация 2.

Решить педагогическую задачу.

«…Жорка начал в колонии плохо: он обнаружил непобедимую лень, вздорность характера и скверную мелкую злобность. Он никогда не улыбался. Мало говорил.

-Жорка, тут такое дело: назначили тебя командиром сводного отряда по копке погреба… Боимся, что не справишься.

-Справлюсь,- отвечает Жорка.

… Вечером дежурный закончил рапорт:

- Прошу обратить внимание на хорошую работу третьего «П» отряда под командой Волкова Жоры.

Жорка гордо улыбнулся. С тех пор у него лень как рукой сняло, пошел человек к совершенству». (А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»)

1. С какой целью Жору Волкова назначили командиром?

2. Назовите воспитательные мероприятия, позволяющие преодолеть негативное поведение юноши.

Ситуация 4.Очень длинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Опишите реакцию каждого типа темперамента.

2.3. Критерии оценки экзамена

Критерии оценки экзамена

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

- сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент – системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

- понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

- умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

- умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»:

Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов (например, Конституции РФ, Закона РФ об образовании и пр.). Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка "отлично" предполагает глубокое знание всех курсов теории методики физического воспитания, понимание всех явлений и процессов в педагогике, умение грамотно оперировать терминологией. Ответ студента на каждый вопрос билета должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки, подтверждаться графиками, цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

- способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

- подтверждают теоретические постулаты примерами из педагогической практики.

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей.

Оценка 4 ("хорошо") ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают твёрдое знание программного материала;

- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;

- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

- допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

Оценка «удовлетворительно»:

Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка 3 ("удовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

- в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

- в целом усвоили основную литературу;

- допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий теории и методики физического воспитания. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»:

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?". Оценка "неудовлетворительно" ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 ("неудовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

- допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

- демонстрируют незнание теории и практики психологии и педагогики.

Оценки объявляются в день проведения экзамена.

2.4. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание: Устный ответ по билетам указывается тип задания (теоретическое, практическое), номер задания и его краткое содержание. Каждый билет содержит два теоретических и одно практическое задание.

Образец билета:

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Экзамен

040101.52 «Социальная работа»

Дисциплина «Основы педагогики и психологии»

Экзаменационный билет №2

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной раб.

_______________Г.В. Яковлева

«_______» __________2012__г.

1. Понятие психики. Структура психики. Общее и индивидуальное в психике человека.

2. Воспитание детей в семье. Формы совместной работы семьи и школы.

3. Практическое задание № 3

Преподаватель _____________________________

3. Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.)

Основные источники:

  1. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.. Общая и профессиональная педагогика. М.Издательский центр «Академия».2009
  2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.Проспект.2009
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс декций/ В.Г. Крысько. – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 368с.
  4. Педагогический словарь. Под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М. Издательский центр «Академия».2008

Дополнительные источники:

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  2. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, м., 1990г.
  3. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000г.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
  5. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004 г., - 89 с.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.
  8. Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  11. Протоиерей В.В. Зеньковский Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004 г., 224 с.
  12. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  13. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995г.
  15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000г.
  16. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

Интернет ресурсы.

  1. http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml - Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/1_0155-1.shtml – Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
  3. http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml - Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
  4. http://chitalka.info/ps_13/index.html – основы психологии и педагогики, курс лекций.
  5. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/integr_mogel_2.htm - Сущность и структура психики
  6. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/integr_mogel.htm - Интегральная модель психики и личности
  7. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/psihol_sredstva.htm - Психологические средства в структуре психики и личности.
  8. http://www.pedlib.ru/Books/1/0183/1_0183-310.shtml - Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. – 685 с.
  9. http://www.terpsy.ru/page/425.shtml - Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.
  10. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps5.html - Чувственное и рациональное познание.
  11. http://pedlib.ru/Books/3/0019/3_0019-1.shtml - Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 1979. - c. 193-207.
  12. http://pedlib.ru/Books/3/0006/3_0006-1.shtml - Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. - М., 2001.
  13. http://pedlib.ru/Books/1/0095/1_0095-1.shtml - Память// Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.— с. 76-140.
  14. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_poznproc/tvor_sposobnosti_1.htm - Основные концепции творческих способностей
  15. http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml - Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  16. http://pedlib.ru/Books/1/0176/1_0176-1.shtml - Мышление и язык / Под редакцией Д. П. Горского. - М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957.
  17. http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-1.shtml - Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
  18. http://pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333-1.shtml - Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с
  19. http://pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-1.shtml - Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.
  20. http://pedlib.ru/Books/3/0029/3_0029-1.shtml - Грей Джеффри. Нейропсихология темперамента /Перевод Н. Алмаева
  21. http://pedlib.ru/Books/1/0163/1_0163-1.shtml - Карл Густав Юнг. Психологические типы. / Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского). - СПб.: Азбука, 2001
  22. http://www.terpsy.ru/page/468.shtml - Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии.
  23. http://pedlib.ru/Books/1/0454/1_0454-1.shtml - Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
  24. http://www.terpsy.ru/page/490.shtml - Ананьев Б. Г. Строение характера.
  25. http://www.terpsy.ru/page/439.shtml - Эрих  Фромм. Человеческая природа и характер.
  26. http://www.pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199-1.shtml - Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: "Мецниереба", 1989.
  27. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm - Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.
  28. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/m_lichnost.htm - КАК УСТРОЕНА ЛИЧНОСТЬ.
  29. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/model.htm - Интегральная модель личности.
  30. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html - федеральный фонд учебных курсов, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  31. http://www.mifp.ru/pedagogika/pvsah/2_1.htm - Категории педагогики.
  32. http://pedlib.ru/Books/1/0039/1_0039-1.shtml - Объект и предмет педагогической науки.
  33. http://pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml - Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.  ун-та, 2001. - 244 с.
  34. http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml - Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика. проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  35. http://pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml - Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
  36. http://www.terpsy.ru/page/429.shtml - Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека.